Каков порядок оформления машиночитаемой доверенности (далее - МЧД): она оформляется в банке и подписывается электронной подписью руководителя, после чего нотариус ставит свою электронную подпись? Или МЧД подписывается только электронной подписью нотариуса? |
Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) предусмотрено, что государственная регистрация прав осуществляется по заявлению представителя лиц, указанных в частях 1 - 3 статьи 15 Закона N 218-ФЗ, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом (часть 4 статьи 15). Учитывая также положения статьи 17.2 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи", доверенность для целей осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав от имени юридического лица, выданная в форме электронного документа, должна быть нотариально удостоверена и, соответственно, содержать усиленную квалифицированную электронную подпись (далее - УКЭП) нотариуса. В соответствии со статьей 44.2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате в случае, если нотариальный документ должен быть подписан лицом, обратившимся за совершением нотариального действия, это лицо обязано подписать документ в присутствии нотариуса простой электронной подписью, требования к которой устанавливаются законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения в области использования электронных подписей. |
|
Есть ли у Росреестра/будет ли предоставлен Росреестром разработанный формат доверенности и таблица/реестр/коды полномочий для такой доверенности? Если да, то где размещена/будет размещена данная информация? Будет ли применен к форме МЧД, составляемой для взаимодействия с Росреестром, принцип унификации с иными информационными системами и сервисами? |
Требования к содержанию доверенности в машиночитаемом формате установлены Приказом Минцифры России от 18.08.2021 N 857 "Об утверждении единых требований к формам доверенностей, необходимых для использования квалифицированной электронной подписи". Доверенности должны формироваться в соответствии с форматом версии 003, размещенном на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) по адресу: https://partners.gosuslugi.ru/catalog/attorney. Кроме того, Приказом Минцифры России от 18.08.2021 N 856 "О порядке формирования, актуализации классификатора полномочий и обеспечения доступа к нему" утвержден актуальный классификатор полномочий, размещенный на сайте "Единой системы нормативной справочной информации" (ЕСНСИ) по адресу: https://esnsi.gosuslugi.ru/classifiers/6714/data?pg=1&p=1. На первом этапе использования МЧД планируется применение текстового описания полномочий в МЧД. До перехода на использование классификаторов полномочий полномочия будут указываться так же, как сейчас указываются в бумажной доверенности. Справочник полномочий будет формироваться/наполняться по результатам анализа поступающих в орган регистрации прав МЧД с учетом специфики услуг Росреестра. Обращаем внимание, что доверенность для целей осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав от имени юридического лица, выданная в форме электронного документа, должна быть нотариально удостоверена. Таким образом, требование нотариального удостоверении доверенностей, используемых кредитной организацией при взаимодействии с Росреестром, прямо установлено требованиями законодательства. Кроме того, форматом предусмотрена множественность лиц на стороне доверителя и поверенного. |
|
С помощью каких ресурсов будет возможным изготовление МЧД для Росреестра (сайт ФНС России; Госуслуги; программное обеспечение, предоставляемое третьими лицами (например, Контур); ресурс самого Росреестра; иное?)? Какой именно федеральный орган должен выпускать МЧД для взаимодействия банка с Росреестром, и какие уровни доступа необходимо предоставить сотрудникам в доверенности для организации соответствующего взаимодействия? Будет ли реализовано оформление МЧД на портале Банка России с полномочиями для кредитных организаций на электронное взаимодействие с Росреестром (регистрация ипотечных сделок)? |
Требование нотариального удостоверения доверенностей, используемых кредитной организацией при взаимодействии с Росреестром, прямо установлено требованиями законодательства. МЧД для предоставления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав будет формироваться нотариально в соответствии с установленным форматом. |
|
Будет ли обязательным участие нотариуса в формировании МЧД? Если МЧД будет формироваться не через нотариуса, то будет ли она приниматься Росреестром? |
См. ответ на вопрос N 3. |
|
Если МЧД для Росреестра будет формировать нотариус, к нотариусу будет необходимо обращаться с USB-флешкой (чтобы он загрузил подготовленный XML-файл), если банк будет передавать сведения в Росреестр сам? Будет ли нотариус сообщать идентификатор доверенности? Или идентификатор доверенности может взять представитель организации из XML-файла? |
МЧД, сформированная в установленном законом порядке в формате XML с приложением УКЭП нотариуса, помещается в пакет документов, направляемый организацией в Росреестр. Вопрос предоставления нотариусом МЧД заявителю целесообразно уточнить в ФНП. |
|
Через какую систему (платформу) можно будет проверить доверенность, зная ее идентификатор, и кто это сможет сделать? Возможно ли и с помощью какой системы (платформы) (если возможно) визуализировать XML файл в "человекочитаемый" формат? |
Хранение МЧД, выданной нотариально, обеспечивается посредством цифровой платформы распределенного реестра ФНС России (далее - ЦПРР ФНС). Проверка МЧД будет осуществляться с помощью сервисов ФНС России и ФНП. Завершение мероприятий по доработке единого универсального визуализатора МЧД ФНС России планируется осуществить до 01.09.2023. |
|
Каков срок хранения МЧД в реестровом деле (с учетом установленных сроков хранения в ЕСИА)? |
МЧД, помещенная в реестровое дело, подлежит постоянному хранению, если иное не установлено пунктами 55 - 58 Порядка ведения, порядка и сроков хранения реестровых дел, книг учета документов, а также документов, подлежащих выдаче заявителям после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимость, но не полученных ими, утвержденного приказом Росреестра от 28.06.2022 N П/0254. |
|
Касательно персональных данных: какие лица будут ответственны за сохранность персональных данных, отраженных в МЧД? Каким образом можно будет удостовериться в том, что персональные данные сотрудника не будут использоваться третьими лицами? Нужно ли отдельно получать согласие на обработку персональных данных? |
Оформление доверенности в бумажном виде и МЧД по сути ничем не отличается. При формировании МЧД нотариусом будет использоваться типовая форма согласия на обработку персональных данных. |
|
Можно ли использовать МЧД при подаче документов для регистрации через МФЦ? |
Через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг представляются заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе. Поскольку МЧД - это доверенность, созданная в электронной форме, с использованием такой доверенности возможно представление документов для осуществления учетно-регистрационных действий только если такие документы представляются в электронном виде. |
|
Уже выданные доверенности, заверенные нотариусом на бумажных носителях и размещенные в формате PDF с электронной подписью руководителя в личном кабинете Росреестра, будут действовать до конца срока или будет необходимо переоформлять их на МЧД? |
В пункте 1 статьи 188 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК) указан исчерпывающий перечень случаев, когда действие доверенности прекращается. Данный случай к таким не относится. |
|
Каков порядок отзыва МЧД, например, в случае увольнения сотрудника? Через нотариуса? Или будут предусмотрены технические возможности это сделать через личный кабинет Росреестра (или посредством иных ресурсов)? |
Реализация функциональности единой информационной системы нотариата, позволяющей нотариусам совершать нотариальное действие по удостоверению МЧД в соответствии с форматом, опубликованном на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) по адресу: https://partners.gosuslugi.ru/catalog/attorney, запланирована к 01.09.2023, в том числе передоверие и отзыв по ранее выданной МЧД. Сведения о совершенной в нотариальной форме отмене доверенности вносятся нотариусом в реестр нотариальных действий. Если доверенность в машиночитаемом формате, то сведения об отмене будут переданы в информационную систему, где хранится машиночитаемая доверенность (ЦПРР ФНС). |
|
Каков порядок оформления передоверия полномочий, установленных МЧД? Если МЧД была сформирована нотариусом, то за оформлением передоверия будет необходимо обратиться к нотариусу? Или будут предусмотрены технические возможности это сделать через личный кабинет Росреестра (или посредством иных ресурсов)? |
См. ответ на вопрос N 11. |
|
На физическое лицо, которое подписало договор об ипотеке необходимо предоставить регистрирующему органу нотариально удостоверенную доверенность или МЧД, в ситуации, если данный договор подписывает не единоличный исполнительный орган юридического лица, а представитель (физическое лицо), но сдачу документов на регистрацию в Росреестр осуществляет другой представитель юридического лица с МЧД и усиленной цифровой подписью? |
Учитывая положения пункта 2 статьи 185, пункта 1 статьи 185.1 ГК, частей 8, 9 статьи 15 Закона N 218-ФЗ, доверенность на представление заявления о государственной регистрации прав должна быть нотариально удостоверена; доверенность на заключение (подписание) договора об ипотеке от имени залогодержателя (юридического лица) может быть составлена в простой письменной форме. |
|
Если у представителя кредитной организации есть нотариальная удостоверенная доверенность и усиленная цифровая подпись от юридического лица, срок действия которых заканчивается в 2024 году, можно ли их использовать после 31 августа 2023 года? |
Да, подача заявления и документов для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на основании доверенности, изготовленной нотариусом в виде электронных образов документов в формате PDF с приложением УКЭП нотариуса, после 01.09.2023 возможна, при условии подписания заявления и документов после 01.09.2023 УКЭП физического лица, выданной до 01.09.2023 (но действительной на момент подачи заявления и документов). |
|
Планируется ли продление переходного периода по внедрению механизма использования МЧД при взаимодействии кредитных организаций с Росреестром? |
Переход с 01.09.2023 на МЧД закреплен в законе от 19.12.2022 N 536-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". |
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей