Внести в Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-I "О государственной тайне" (Российская газета, 1993, 21 сентября; Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 41, ст. 4673; 2003, N 46, ст. 4449; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2007, N 49, ст. 6055, 6079; 2009, N 29, ст. 3617; 2010, N 47, ст. 6033; 2011, N 46, ст. 6407; 2013, N 51, ст. 6697; 2015, N 10, ст. 1393; 2017, N 31, ст. 4742; 2018, N 31, ст. 4845; 2021, N 1, ст. 20; 2022, N 32, ст. 5809; N 50, ст. 8792) следующие изменения:
1) преамбулу признать утратившей силу;
2) статью 1 изложить в следующей редакции:
"Статья 1. Сфера действия настоящего Закона
Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой государственной тайны в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.";
3) в статье 2:
а) абзац второй изложить в следующей редакции:
"государственная тайна - защищаемые государством сведения, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;";
б) абзац пятый изложить в следующей редакции:
"допуск к государственной тайне - право лица на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятия, учреждения и организации - на проведение работ, связанных с использованием таких сведений, которое оформляется (переоформляется) в установленном порядке;";
в) дополнить новым абзацем девятым следующего содержания:
"режим секретности - совокупность требований, правил, организационных, технических и иных мер, направленных на защиту сведений, составляющих государственную тайну;";
г) абзац девятый считать абзацем десятым;
4) статью 3 изложить в следующей редакции:
"Статья 3. Законодательство Российской Федерации о государственной тайне
Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Закон, федеральные законы, регулирующие отношения, связанные с защитой государственной тайны, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.";
5) в статье 4:
а) абзац шестой пункта 2 изложить в следующей редакции:
"определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны и порядок обеспечения режима секретности в Администрации Президента Российской Федерации, включая вопросы оформления, переоформления и прекращения допуска должностных лиц к государственной тайне, доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, в Администрации Президента Российской Федерации, а также вопросы выезда из Российской Федерации работников Администрации Президента Российской Федерации, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне;";
б) в пункте 3:
дополнить новым абзацем одиннадцатым и абзацами двенадцатым - четырнадцатым следующего содержания:
"устанавливает порядок оформления, переоформления и прекращения допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации, в том числе имеющих гражданство (подданство) иностранного государства, лиц без гражданства, иностранных граждан к государственной тайне, а также их доступа к сведениям, составляющим государственную тайну;
устанавливает порядок обеспечения режима секретности в Российской Федерации;
издает акты по вопросам, связанным с выездом из Российской Федерации граждан Российской Федерации, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне;
устанавливает порядок организации и проведения работ по противодействию иностранным техническим разведкам и технической защите информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну;";
абзац одиннадцатый считать абзацем пятнадцатым;
в) абзац первый пункта 4 изложить в следующей редакции:
"4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, организации, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации государственное управление в установленной сфере деятельности (далее - органы государственной власти), органы публичной власти федеральных территорий и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны:";
6) абзац восьмой пункта 4 статьи 5 после слов "об организации" дополнить словами "обеспечения режима секретности";
КонсультантПлюс: примечание.
П. 7 ст. 1 вступил в силу с 04.08.2023.
7) часть вторую статьи 17 изложить в следующей редакции:
"Предприятия, учреждения или организации при проведении совместных и других работ и возникновении в связи с этим необходимости в использовании сведений, составляющих государственную тайну, могут в целях получения доступа к таким сведениям заключать с органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами публичной власти федеральных территорий, предприятиями, учреждениями или организациями, являющимися заказчиками этих работ, договоры об использовании (на период проведения работ) услуг их структурных подразделений по защите государственной тайны, о чем делается отметка в соответствующих лицензиях (при их наличии) обеих договаривающихся сторон.";
8) статьи 21 и 21.1 изложить в следующей редакции:
"Статья 21. Оформление допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне
Оформление допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне осуществляется с его согласия и предусматривает:
представление собственноручно заполненной и подписанной им анкеты установленной формы, содержащей сведения о нем и его близких родственниках, к которым для целей настоящего Закона относятся супруг (супруга), отец, мать, дети, в том числе усыновленные, усыновители, полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры, а также представление документов, удостоверяющих личность оформляемого лица и подтверждающих указанные в анкете сведения о нем и его близких родственниках;
проведение в отношении его полномочными органами проверочных мероприятий в случаях, установленных Правительством Российской Федерации (если иное не установлено Президентом Российской Федерации), в целях выявления оснований, предусмотренных статьей 22 настоящего Закона;
ознакомление его с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за нарушение указанного законодательства, а также ограничения его прав в соответствии со статьей 24 настоящего Закона;
принятие решения руководителем (уполномоченным им должностным лицом) органа государственной власти, органа публичной власти федеральной территории, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к государственной тайне.
В отношении граждан, призванных на военную службу или военные сборы, представление собственноручно заполненной анкеты установленной формы и получение их согласия на оформление допуска к государственной тайне не являются обязательными.
В отношении заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, государственной охраны, мобилизационной подготовки и мобилизации, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны), организаций, наделенных в соответствии с федеральным законом полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации государственное управление в установленной сфере деятельности, при наличии у указанных лиц основания для отказа в допуске к государственной тайне решение о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну, принимается межведомственной комиссией по защите государственной тайны в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.
Проверочные мероприятия, связанные с допуском должностных лиц и граждан к государственной тайне, проводятся федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и (или) его территориальными органами.
Проверочные мероприятия, связанные с допуском к государственной тайне сотрудников и граждан, принимаемых на службу (работу) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, проводятся указанным федеральным органом исполнительной власти во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности.
Проверочные мероприятия проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации. Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо.
Устанавливаются три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным сведениям или секретным сведениям. Наличие у должностных лиц и граждан права на доступ к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.
Заключение трудового договора (контракта) до окончания проведения проверочных мероприятий, связанных с допуском к государственной тайне, не допускается.
Предусмотренный настоящей статьей порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне в периоды мобилизации, действия чрезвычайного или военного положения может быть изменен Президентом Российской Федерации.
Статья 21.1. Особый порядок оформления допуска к государственной тайне
Допуск к государственной тайне в особом порядке оформляется:
сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, депутатам законодательных органов субъектов Российской Федерации и судьям - на период исполнения ими своих полномочий в случае необходимости их доступа к сведениям, составляющим государственную тайну;
должностным лицам, замещающим должности, предусмотренные Перечнем должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне;
гражданам Российской Федерации, являющимся адвокатами (за исключением лиц, имеющих гражданство (подданство) иностранного государства, или лиц, включенных в реестр иностранных агентов) и участвующим в судопроизводстве по делам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, - на период их участия в судопроизводстве;
гражданам Российской Федерации, являющимся участниками уголовного судопроизводства по делам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, и не замещающим должностей, предусматривающих допуск к государственной тайне, на постоянной основе (за исключением экспертов, специалистов и переводчиков, имеющих гражданство (подданство) иностранного государства или включенных в реестр иностранных агентов), - на период их участия в уголовном судопроизводстве в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
главам муниципальных образований, полномочия которых предусматривают доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, - на период исполнения ими своих полномочий.
Перечни муниципальных образований, полномочия глав которых предусматривают доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, определяются высшими должностными лицами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Оформление допуска лиц, указанных в части первой настоящей статьи, к государственной тайне, за исключением лиц, замещающих должности, предусмотренные Перечнем должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, заключается в ознакомлении их с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение и возможное временное ограничение их права на выезд из Российской Федерации в соответствии с положениями статьи 24 настоящего Закона, о чем у них берется соответствующая подписка.
Проверочные мероприятия в отношении лиц, допускаемых к государственной тайне в особом порядке, за исключением должностных лиц, замещающих должности, предусмотренные Перечнем должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, не проводятся.
Необходимость проведения полномочными органами проверочных мероприятий, предусмотренных статьей 21 настоящего Закона, в отношении лиц, замещающих должности, предусмотренные Перечнем должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, либо претендующих на замещение указанных должностей, определяется Президентом Российской Федерации.
Лица, замещающие должности, предусмотренные Перечнем должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, имеют право на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, со дня замещения указанных должностей.";
9) дополнить статьей 21.2 следующего содержания:
"Статья 21.2. Обязанности должностных лиц и граждан Российской Федерации, допущенных к государственной тайне, и социальные гарантии
Должностные лица и граждане Российской Федерации, допущенные к государственной тайне, обязаны:
не разглашать сведения, составляющие государственную тайну, а также выполнять иные требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне;
информировать в установленном порядке об имеющихся у должностного лица или гражданина Российской Федерации, допущенных к государственной тайне, данных, свидетельствующих о наличии (возникновении) обстоятельств, которые в соответствии со статьей 22 настоящего Закона являются основаниями для отказа в допуске к государственной тайне;
информировать в установленном порядке о предпринимавшихся попытках получения от них сведений, составляющих государственную тайну.
Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие социальные гарантии:
процентные надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ;
процентные надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны;
преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами публичной власти федеральных территорий, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и (или) штатных мероприятий.";
10) в статье 22:
а) в части первой:
абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) наличие у него и (или) его близких родственников гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства;";
дополнить абзацем следующего содержания:
"нарушение им требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.";
б) дополнить новой частью второй следующего содержания:
"В случае выявления в результате проверочных мероприятий, предусмотренных статьей 21 настоящего Закона, действий должностного лица или гражданина, создающих угрозу безопасности Российской Федерации и способных привести к разглашению сведений, составляющих государственную тайну, утрате их носителей либо к утечке таких сведений по техническим каналам, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, и (или) его территориальный орган вправе вынести заключение о нецелесообразности допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне. Порядок и условия вынесения указанного заключения, а также заключения, предусмотренного частью первой статьи 23 настоящего Закона, устанавливаются Президентом Российской Федерации.";
в) часть вторую считать частью третьей и изложить ее в следующей редакции:
"Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем (уполномоченным им должностным лицом) органа государственной власти, органа публичной власти федеральной территории, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. В случае вынесения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и (или) его территориальным органом заключения о нецелесообразности допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне такому должностному лицу или гражданину отказывается в допуске к государственной тайне. Лицо, в отношении которого принято решение об отказе в допуске к государственной тайне, имеет право обжаловать это решение вышестоящему должностному лицу, в вышестоящую организацию или в суд. В отношении заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, государственной охраны, мобилизационной подготовки и мобилизации, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны), организаций, наделенных в соответствии с федеральным законом полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации государственное управление в установленной сфере деятельности, решение об отказе в допуске к государственной тайне, в том числе при наличии заключения, указанного в настоящей части, принимается межведомственной комиссией по защите государственной тайны в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.";
11) статьи 23 - 25 изложить в следующей редакции:
"Статья 23. Условия прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне
Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне прекращается по решению руководителя (уполномоченного им должностного лица) органа государственной власти, органа публичной власти федеральной территории, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения или организации в случае прекращения исполнения им обязанностей (полномочий), связанных с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну, а также в случае вынесения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и (или) его территориальным органом заключения о нецелесообразности допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне.
Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне, оформленный в соответствии со статьей 21 настоящего Закона, может быть прекращен по решению руководителя (уполномоченного им должностного лица) органа государственной власти, органа публичной власти федеральной территории, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения или организации при наличии обстоятельств, являющихся согласно статье 22 настоящего Закона основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.
В отношении заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, государственной охраны, мобилизационной подготовки и мобилизации, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны), организаций, наделенных в соответствии с федеральным законом полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации государственное управление в установленной сфере деятельности, решение о прекращении допуска к государственной тайне принимается межведомственной комиссией по защите государственной тайны в порядке, установленном Президентом Российской Федерации, при наличии обстоятельств, являющихся согласно статье 22 настоящего Закона основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне, и (или) в случае вынесения в отношении их заключения, указанного в части первой настоящей статьи.
Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является основанием для прекращения трудового договора (контракта) с ним, если выполняемая работа требует наличия такого допуска. Решение о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, в вышестоящую организацию или в суд.
Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от обязанности соблюдать требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
Статья 24. Ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне
Должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться:
права на выезд из Российской Федерации в случаях и на сроки, которые предусмотрены федеральным законом, при условии осведомленности в сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях;
права на использование открытий и изобретений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну;
права на неприкосновенность частной жизни на период проведения проверочных мероприятий, предусмотренных статьей 21 настоящего Закона.
Статья 25. Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну
Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, возлагается на руководителя соответствующего органа государственной власти, органа публичной власти федеральной территории, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения или организации, а обеспечение доступа - на их структурные подразделения по защите государственной тайны.
Руководитель органа государственной власти, органа публичной власти федеральной территории, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения или организации несет персональную ответственность за создание таких условий, при которых должностное лицо или гражданин знакомится только с теми сведениями, составляющими государственную тайну, и в таких объемах, которые необходимы ему для выполнения его должностных (функциональных) обязанностей.
Доступ должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется только при наличии у него оформленного в установленном порядке допуска к государственной тайне.";
12) статью 27 дополнить частью четвертой следующего содержания:
"В периоды мобилизации, действия чрезвычайного или военного положения Президентом Российской Федерации может быть установлен иной порядок допуска предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.".
Ст. 1
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей