Данный документ вступает в силу с 1 сентября 2024 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 9, ст. 713; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 1, ст. 21; N 46, ст. 5554; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; 2011, N 30, ст. 4567; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 52, ст. 6971; 2020, N 50, ст. 8074; 2021, N 22, ст. 3687) следующие изменения:

1) преамбулу изложить в следующей редакции:

"Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием Российской Федерации и относятся к особо охраняемым территориям и объектам, имеющим особенности в использовании и охране и предназначенным для организации санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации.";

2) статью 1 изложить в следующей редакции:

"Статья 1. Основные понятия

1. В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

природные лечебные ресурсы - природные ресурсы и условия, которые имеют лечебные свойства и могут использоваться для организации санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации;

лечебно-оздоровительная местность - территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации;

курорт - территория, обладающая природными лечебными ресурсами, пригодная для организации санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации и располагающая необходимой курортной инфраструктурой;

лечебно-оздоровительная местность федерального значения, курорт федерального значения - лечебно-оздоровительная местность, курорт, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти;

лечебно-оздоровительная местность регионального значения, курорт регионального значения - лечебно-оздоровительная местность, курорт, находящиеся в ведении органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

курортный регион - находящиеся в границах двух или более субъектов Российской Федерации смежные территории, на которых расположены курорты, лечебно-оздоровительные местности, и (или) иные смежные территории, обладающие природными лечебными ресурсами, пригодные для организации санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации;

курортная инфраструктура - совокупность объектов, предназначенных для организации санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации, а также объектов социально-культурного, физкультурно-спортивного назначения, рекреационного назначения, объектов благоустройства и необходимых для их функционирования объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры;

курортное дело - деятельность по организации санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации на основе использования природных лечебных ресурсов, по изучению свойств природных лечебных ресурсов и механизмов их действия, а также по охране природных лечебных ресурсов;

округ санитарной (горно-санитарной) охраны природного лечебного ресурса (далее также - округ санитарной (горно-санитарной) охраны) - зона с особыми условиями использования территории, в границах которой предусматриваются обеспечивающие сохранение природных лечебных ресурсов ограничения использования земельных участков;

пользователи - юридические и физические лица, осуществляющие использование природных лечебных ресурсов;

курортный фонд Российской Федерации - совокупность всех выявленных и учтенных природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и курортных регионов, а также санаторно-курортных организаций.

2. Понятия "санаторно-курортное лечение", "медицинская реабилитация" используются соответственно в значениях, указанных в Федеральном законе от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".";

3) в статье 2:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.";

б) пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. Законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах регулирует отношения в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.";

4) в статье 2.1:

а) пункт 1 дополнить словами "и подтверждаются специальным медицинским заключением, предусмотренным статьей 11.1 настоящего Федерального закона";

б) пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. К природным лечебным ресурсам относятся минеральные воды, лечебные грязи, имеющие лечебные свойства полезные ископаемые и специфические минеральные ресурсы, лечебные природные газы, а также лечебный климат.";

в) дополнить пунктом 3 следующего содержания:

"3. Классификация природных лечебных ресурсов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, их характеристики и перечень медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации с применением таких природных лечебных ресурсов утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.";

5) статью 3 изложить в следующей редакции:

"Статья 3. Признание территории лечебно-оздоровительной местностью, курортом или курортным регионом, установление, изменение границ, упразднение лечебно-оздоровительной местности, курорта или курортного региона

1. Признание территории лечебно-оздоровительной местностью, курортом или курортным регионом осуществляется на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований. Перечень и порядок проведения таких исследований устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Территория может быть признана лечебно-оздоровительной местностью или курортом только в случае нахождения в границах данной территории природного лечебного ресурса, сведения о котором внесены в государственный реестр курортного фонда Российской Федерации.

3. Лечебно-оздоровительная местность и курорт могут иметь федеральное или региональное значение.

4. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью федерального значения, курортом федерального значения или курортным регионом Правительством Российской Федерации на основании совместного представления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере курортного дела, и высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, в границах которого находится такая территория, а также органа публичной власти федеральной территории "Сириус" в случае, если такая территория находится в границах федеральной территории "Сириус".

5. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью регионального значения или курортом регионального значения высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, в границах которого находится такая территория, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере курортного дела, и органом публичной власти федеральной территории "Сириус" в случае нахождения такой территории в границах федеральной территории "Сириус". Порядок и критерии указанного согласования определяются нормативными правовыми актами указанных федерального органа исполнительной власти и органа публичной власти федеральной территории "Сириус". Курорты регионального значения не создаются в границах курортов федерального значения, курортных регионов.

6. Обязательным приложением к решению о признании территории лечебно-оздоровительной местностью, курортом или курортным регионом являются сведения о границах такой территории.

7. Решение об изменении границ лечебно-оздоровительной местности, курорта или курортного региона либо об упразднении лечебно-оздоровительной местности, курорта или курортного региона принимается органом государственной власти, принявшим решение о признании территории лечебно-оздоровительной местностью, курортом или курортным регионом. При этом такое решение принимается в порядке, предусмотренном пунктами 4 и 5 настоящей статьи.

8. Порядок признания территории лечебно-оздоровительной местностью федерального значения, курортом федерального значения или курортным регионом, включая перечень требований к такой территории, порядок подготовки и направления совместного представления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере курортного дела, и высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, в границах которого находится такая территория, а также органа публичной власти федеральной территории "Сириус" в случае нахождения такой территории в границах федеральной территории "Сириус", порядок признания территории лечебно-оздоровительной местностью регионального значения или курортом регионального значения, порядок установления, изменения границ и упразднения лечебно-оздоровительной местности, курорта или курортного региона устанавливаются Правительством Российской Федерации.

9. Границы лечебно-оздоровительных местностей и курортов на местности не устанавливаются.";

6) наименование главы II изложить в следующей редакции:

"Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ПРИРОДНЫХ ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСОВ,

ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЕЙ, КУРОРТОВ

И КУРОРТНЫХ РЕГИОНОВ";

7) статью 4 изложить в следующей редакции:

"Статья 4. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и курортных регионов

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и курортных регионов относятся:

обеспечение проведения единой государственной политики в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, развития курортного дела на территориях лечебно-оздоровительных местностей, курортов и курортных регионов;

установление порядка признания территории лечебно-оздоровительной местностью федерального значения, курортом федерального значения или курортным регионом, включая перечень требований к такой территории, порядка подготовки и направления совместного представления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере курортного дела, и высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, в границах которого находится такая территория, а также органа публичной власти федеральной территории "Сириус" в случае нахождения такой территории в границах федеральной территории "Сириус", порядка признания территории лечебно-оздоровительной местностью регионального значения или курортом регионального значения, порядка установления, изменения границ и упразднения лечебно-оздоровительной местности, курорта или курортного региона;

принятие решений о признании территории лечебно-оздоровительной местностью федерального значения, курортом федерального значения или курортным регионом, об изменении их границ или их упразднении;

утверждение положения об округах санитарной (горно-санитарной) охраны;

утверждение порядка признания лечебного свойства природного лечебного ресурса истощенным (утраченным);

утверждение порядка ведения государственного реестра курортного фонда Российской Федерации, в том числе порядка доступа к сведениям, содержащимся в нем, порядка и сроков представления сведений в указанный реестр, порядка обмена сведениями с использованием указанного реестра;

ведение государственного реестра курортного фонда Российской Федерации;

принятие решений об установлении, изменении округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, расположенных в границах лечебно-оздоровительных местностей федерального значения, курортов федерального значения или курортных регионов, о прекращении их существования;

утверждение классификации природных лечебных ресурсов, их характеристик и перечня медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации с применением природных лечебных ресурсов;

установление порядка подготовки и выдачи специальных медицинских заключений, формы и состава сведений специальных медицинских заключений, оснований для повторных подготовки и выдачи специальных медицинских заключений, порядка и оснований прекращения действия специальных медицинских заключений, порядка расчета размера платы за подготовку и выдачу указанных заключений;

обеспечение организации специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований в целях расширения курортного фонда Российской Федерации и повышения эффективности его использования;

обеспечение подготовки кадров в сфере курортного дела;

осуществление международного сотрудничества в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, развития курортного дела на территориях лечебно-оздоровительных местностей, курортов и курортных регионов;

осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.";

8) статью 4.1 признать утратившей силу;

9) статью 5 изложить в следующей редакции:

"Статья 5. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся:

принятие решений о признании территории лечебно-оздоровительной местностью регионального значения или курортом регионального значения, об изменении их границ или их упразднении;

принятие решений об установлении, изменении или о прекращении существования округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, за исключением природных лечебных ресурсов, расположенных в границах лечебно-оздоровительных местностей федерального значения, курортов федерального значения или курортных регионов;

направление совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере курортного дела, в Правительство Российской Федерации представлений о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями, курортами или курортным регионом в целях принятия решения о признании соответствующих территорий лечебно-оздоровительными местностями федерального значения, курортами федерального значения или курортным регионом, об изменении их границ или их упразднении;

представление в государственный реестр курортного фонда Российской Федерации сведений о лечебно-оздоровительных местностях, курортах регионального значения и природных лечебных ресурсах и размещение в нем соответствующих документов;

регулирование отношений в области использования и охраны лечебно-оздоровительных местностей регионального значения, курортов регионального значения;

осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.";

10) статьи 6, 7 и 8 признать утратившими силу;

11) статью 10 изложить в следующей редакции:

"Статья 10. Предоставление и использование природных лечебных ресурсов

1. Природные лечебные ресурсы предоставляются юридическим и физическим лицам для организации санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации.

2. Предоставление и использование природных лечебных ресурсов для целей, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, не допускается, если иное не предусмотрено федеральным законом.

3. Предоставление в пользование природных лечебных ресурсов, за исключением природно-климатических условий, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах, водным и иным законодательством.";

12) статью 11 изложить в следующей редакции:

"Статья 11. Геологическое изучение, разведка и добыча минеральных вод, лечебных грязей, имеющих лечебные свойства полезных ископаемых и специфических минеральных ресурсов, лечебных природных газов

1. Геологическое изучение, разведка и добыча минеральных вод, лечебных грязей, имеющих лечебные свойства полезных ископаемых и специфических минеральных ресурсов, лечебных природных газов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах.

2. Геологическое изучение, разведка и добыча природных лечебных ресурсов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, должны осуществляться с учетом необходимости защиты месторождений от преждевременного истощения (утраты) и загрязнения, а также защиты природных лечебных ресурсов от истощения (утраты) лечебных свойств.";

13) дополнить статьей 11.1 следующего содержания:

"Статья 11.1. Специальные медицинские заключения

1. Специальное медицинское заключение представляет собой документ, выдаваемый в отношении каждого природного лечебного ресурса, содержащий сведения в том числе о составе, качестве, пригодности и об уникальности природного лечебного ресурса, о механизме действия, медицинских показаниях, противопоказаниях и методике применения природного лечебного ресурса в целях санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации, перечень научных исследований и (или) результаты соответствующей многолетней практики, на основании которых установлены лечебные свойства природного лечебного ресурса.

2. Специальные медицинские заключения подготавливаются и выдаются федеральными государственными бюджетными учреждениями, подведомственными уполномоченным федеральным органам исполнительной власти, в отношении каждого природного лечебного ресурса.

3. Специальные медицинские заключения подготавливаются и выдаются по заявлениям пользователей природными лечебными ресурсами, лиц, осуществляющих деятельность, предусмотренную статьей 11 настоящего Федерального закона, или иных заинтересованных лиц за плату.

4. В течение десяти рабочих дней со дня выдачи специального медицинского заключения или прекращения действия такого заключения федеральным государственным бюджетным учреждением, выдавшим такое заключение, соответственно размещается такое заключение в государственном реестре курортного фонда Российской Федерации или в него вносятся сведения о прекращении действия такого заключения.

5. Порядок подготовки и выдачи специальных медицинских заключений, форма и состав сведений специальных медицинских заключений, основания для повторных подготовки и выдачи специальных медицинских заключений, порядок и основания прекращения действия специальных медицинских заключений, порядок расчета размера платы за подготовку и выдачу указанных заключений устанавливаются Правительством Российской Федерации.";

14) в главе IV:

а) наименование изложить в следующей редакции:

"Глава IV. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КУРОРТНОГО ДЕЛА

НА ТЕРРИТОРИЯХ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЕЙ, КУРОРТОВ

И КУРОРТНЫХ РЕГИОНОВ";

б) статьи 13 и 14 изложить в следующей редакции:

"Статья 13. Поддержка развития курортов и курортных регионов в Российской Федерации

Поддержка развития курортов и курортных регионов может осуществляться за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

Статья 14. Имущество санаторно-курортных организаций и порядок его использования

1. Санаторно-курортным организациям для организации санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации предоставляются земельные участки в соответствии с земельным законодательством.

2. Санаторно-курортные организации используют здания, сооружения и иное имущество исключительно в целях организации санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации, если иное не предусмотрено федеральным законом. При этом реконструкция, капитальный ремонт, эксплуатация зданий, сооружений, используемых для организации санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации, допускаются только при условии внесения сведений о таких зданиях, сооружениях в государственный реестр курортного фонда Российской Федерации.

3. Водные объекты, земельные участки и расположенные на них здания, сооружения, предоставленные (приобретенные) санаторно-курортной организации (санитарно-курортной организацией), в том числе в границах береговой полосы водных объектов, составляют территорию санаторно-курортной организации.

4. Правила нахождения на территории санаторно-курортной организации устанавливаются такой организацией и доводятся до сведения граждан путем размещения на официальном сайте санаторно-курортной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в иных доступных местах на территории санаторно-курортной организации. Указанные правила могут включать в себя:

особенности использования расположенных на территории санаторно-курортной организации водного объекта или его части, включая осуществление обособленного водопользования, земельного участка в пределах береговой полосы водного объекта либо примыкающего к территории санаторно-курортной организации участка береговой полосы водного объекта, расположенного вне границ территории санаторно-курортной организации, а также расположенного вне границ территории санаторно-курортной организации водного объекта;

особенности доступа к расположенным на территории санаторно-курортной организации водному объекту или его части, земельному участку в пределах береговой полосы водного объекта в случае их предоставления соответствующей санаторно-курортной организации;

правила поведения на территории санаторно-курортной организации;

иную необходимую для безопасного пребывания людей информацию.";

в) в статье 15:

пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Требования к осуществлению санаторно-курортными организациями своей деятельности определяются в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".";

дополнить пунктом 3 следующего содержания:

"3. Использование санаторно-курортными организациями для организации санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации природных лечебных ресурсов допускается при условии внесения сведений об указанных природных лечебных ресурсах в государственный реестр курортного фонда Российской Федерации в порядке, установленном статьей 15.1 настоящего Федерального закона.";

г) дополнить статьями 15.1 и 15.2 следующего содержания:

"Статья 15.1. Государственный реестр курортного фонда Российской Федерации

1. Государственный реестр курортного фонда Российской Федерации представляет собой свод достоверных систематизированных сведений о лечебно-оздоровительных местностях федерального значения, курортах федерального значения, курортных регионах, лечебно-оздоровительных местностях регионального значения, курортах регионального значения, природных лечебных ресурсах и санаторно-курортных организациях (за исключением санаторно-курортных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба, а также санаторно-курортных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации), необходимых для учета курортного фонда Российской Федерации, в том числе обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, заинтересованных лиц достоверными сведениями в сфере курортного дела, использования и охраны природных лечебных ресурсов.

2. Ведение государственного реестра курортного фонда Российской Федерации осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (далее - оператор) в составе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее - единая система).

3. Порядок ведения государственного реестра курортного фонда Российской Федерации, состав представляемых в него сведений и размещаемых в нем документов, порядок и сроки представления сведений в указанный реестр и размещения в нем документов, порядок доступа к сведениям и документам, содержащимся в указанном реестре, порядок обмена сведениями с использованием указанного реестра устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. Государственный реестр курортного фонда Российской Федерации содержит следующие сведения о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях, курортах и курортных регионах, а также о санаторно-курортных организациях:

1) в отношении природного лечебного ресурса:

наименование природного лечебного ресурса в соответствии с классификацией природных лечебных ресурсов, его характеристики и местоположение;

перечень медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации с применением природного лечебного ресурса;

реквизиты специального медицинского заключения, выданного в отношении данного природного лечебного ресурса;

сведения о пользователях природным лечебным ресурсом, а также о лицах, осуществляющих деятельность, предусмотренную статьей 11 настоящего Федерального закона, реквизиты документов, на основании которых ими осуществляется соответствующая деятельность (при наличии указанных пользователей, лиц);

реквизиты заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, проводимой в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах (при наличии);

реквизиты решений об установлении округа санитарной (горно-санитарной) охраны в отношении природного лечебного ресурса, об изменении границ округа санитарной (горно-санитарной) охраны, его реестровый (учетный) номер в Едином государственном реестре недвижимости и дата присвоения такого номера;

2) в отношении лечебно-оздоровительной местности, курорта или курортного региона:

наименование лечебно-оздоровительной местности, курорта или курортного региона, их местоположение;

реквизиты решения о признании соответствующей территории лечебно-оздоровительной местностью, курортом или курортным регионом;

сведения о границах территории, признанной лечебно-оздоровительной местностью, курортом или курортным регионом;

перечень природных лечебных ресурсов, расположенных на территории лечебно-оздоровительной местности, курорта или курортного региона;

3) в отношении санаторно-курортной организации:

информация о юридическом лице, об индивидуальном предпринимателе, содержащаяся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;

контактные данные, включая официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии);

тип санаторно-курортной организации или ее обособленного подразделения в соответствии с номенклатурой медицинских организаций;

профиль медицинской помощи, оказываемой санаторно-курортной организацией;

наименование курорта или курортного региона в случае расположения санаторно-курортной организации или ее обособленных подразделений на территории курорта или курортного региона;

сведения об объектах недвижимости, составляющих имущество санаторно-курортной организации, сведения об условиях обеспечения доступности указанных объектов и природных лечебных ресурсов для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;

информация о периодах функционирования санаторно-курортной организации;

перечень используемых природных лечебных ресурсов;

информация о структуре санаторно-курортной организации (отделения, кабинеты) и коечном фонде, выполняемых работах и об оказываемых услугах;

перечень оказываемых медицинских услуг в соответствии с номенклатурой медицинских услуг;

информация о количестве медицинских и фармацевтических работников (с указанием числа штатных и занятых должностей);

информация об организации лечебного питания;

4) иные сведения и документы, предусмотренные порядком ведения государственного реестра курортного фонда Российской Федерации.

5. Сведения о природном лечебном ресурсе вносятся в государственный реестр курортного фонда Российской Федерации при наличии специального медицинского заключения, выдаваемого в соответствии со статьей 11.1 настоящего Федерального закона.

6. В случае списания всех запасов минеральных вод, лечебных грязей, имеющих лечебные свойства полезных ископаемых и специфических минеральных ресурсов, лечебных природных газов с государственного баланса полезных ископаемых или признания таких запасов утраченными в установленном законодательством Российской Федерации о недрах порядке либо признания в установленном Правительством Российской Федерации порядке лечебного свойства природного лечебного ресурса истощенным (утраченным) сведения о таком природном лечебном ресурсе подлежат исключению из государственного реестра курортного фонда Российской Федерации. В случае исключения природного лечебного ресурса из классификации природных лечебных ресурсов сведения о всех таких природных лечебных ресурсах подлежат исключению из государственного реестра курортного фонда Российской Федерации.

7. Государственный реестр курортного фонда Российской Федерации не содержит сведений, составляющих государственную тайну.

Статья 15.2. Представление сведений в государственный реестр курортного фонда Российской Федерации и размещение в нем документов

1. Сведения, указанные в пункте 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном порядком ведения государственного реестра курортного фонда Российской Федерации, обязаны представлять следующие поставщики сведений:

1) федеральные органы исполнительной власти - о лечебно-оздоровительных местностях федерального значения, курортах федерального значения или курортных регионах, расположенных в их границах природных лечебных ресурсах;

2) исполнительные органы субъектов Российской Федерации - о лечебно-оздоровительных местностях регионального значения, курортах регионального значения, а также о природных лечебных ресурсах, за исключением указанных в подпункте 1 настоящего пункта;

3) федеральные государственные бюджетные учреждения, подведомственные уполномоченным федеральным органам исполнительной власти, - о выданных такими учреждениями специальных медицинских заключениях, прекращении действия таких заключений;

4) санаторно-курортные организации независимо от их форм собственности и ведомственной подчиненности (за исключением санаторно-курортных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба, а также санаторно-курортных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации) - о санаторно-курортных организациях.

2. Для представления сведений в государственный реестр курортного фонда Российской Федерации и размещения в нем документов оператор обеспечивает поставщикам сведений возможность представления и размещения соответствующих сведений и документов с использованием информационных технологий и технических средств государственного реестра курортного фонда Российской Федерации в порядке, установленном порядком ведения государственного реестра курортного фонда Российской Федерации.";

15) в главе V:

а) наименование изложить в следующей редакции:

"Глава V. ОКРУГА САНИТАРНОЙ (ГОРНО-САНИТАРНОЙ) ОХРАНЫ";

б) статью 16 изложить в следующей редакции:

"Статья 16. Установление, изменение округов санитарной (горно-санитарной) охраны, прекращение их существования

1. В целях охраны природных лечебных ресурсов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны, режим которых обеспечивает сохранение природных лечебных ресурсов.

2. Установление, изменение округов санитарной (горно-санитарной) охраны, прекращение их существования осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом и Земельным кодексом Российской Федерации.

3. В границы округов санитарной (горно-санитарной) охраны включаются земли, земельные и лесные участки, части таких участков, обладающие природными лечебными ресурсами, водные объекты, части таких объектов, содержащие природные лечебные ресурсы. В целях охраны природных лечебных ресурсов в границы округов санитарной (горно-санитарной) охраны (за исключением округа санитарной охраны, устанавливаемого в целях охраны лечебного климата) в соответствии с положением об округах санитарной (горно-санитарной) охраны могут включаться также земли, земельные и лесные участки, части таких участков, водные объекты, части таких объектов, которые прилегают к месторождениям природных лечебных ресурсов, водным объектам, содержащим природные лечебные ресурсы.

4. Решение об установлении, изменении округов санитарной (горно-санитарной) охраны или о прекращении их существования принимает:

1) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в случае, если округа санитарной (горно-санитарной) охраны устанавливаются в целях охраны природных лечебных ресурсов, расположенных в границах лечебно-оздоровительных местностей федерального значения, курортов федерального значения или курортных регионов;

2) высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации в случаях, если округа санитарной (горно-санитарной) охраны устанавливаются в целях охраны природных лечебных ресурсов, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта.

5. В целях охраны минеральных вод, лечебных грязей, имеющих лечебные свойства полезных ископаемых и специфических минеральных ресурсов, лечебных природных газов устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В целях охраны иных природных лечебных ресурсов устанавливаются округа санитарной охраны.

6. В границах округа санитарной (горно-санитарной) охраны могут выделяться до трех зон (первая, вторая, третья), в отношении которых устанавливаются различные ограничения использования земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

7. В границах округа санитарной охраны, который устанавливается исключительно в целях охраны лечебного климата, выделение зон, указанных в пункте 6 настоящей статьи, не осуществляется.

8. В границах округа санитарной (горно-санитарной) охраны, который устанавливается в целях охраны природных лечебных ресурсов, содержащихся в отдельно расположенных природных объектах, имеющих высокую степень естественной защищенности, может устанавливаться только одна (первая) зона.

9. Если при подготовке решений об установлении, изменении округов санитарной (горно-санитарной) охраны в целях охраны отдельных природных лечебных ресурсов выявится пересечение границ таких округов санитарной (горно-санитарной) охраны и (или) их зон, может приниматься решение об установлении общего округа санитарной (горно-санитарной) охраны в целях охраны данных природных лечебных ресурсов.

10. Исключение природного лечебного ресурса из классификации природных лечебных ресурсов, исключение сведений о природном лечебном ресурсе из государственного реестра курортного фонда Российской Федерации или прекращение действия специального медицинского заключения в отношении природного лечебного ресурса является основанием для принятия решения:

1) о прекращении существования округа санитарной (горно-санитарной) охраны, установленного в отношении такого природного лечебного ресурса, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 2 настоящего пункта;

2) об изменении округа санитарной (горно-санитарной) охраны или его зон в случае, если на соответствующей территории помимо природного лечебного ресурса, который исключен из классификации природных лечебных ресурсов, сведения о котором были исключены из государственного реестра курортного фонда Российской Федерации или в отношении которого прекращено действие специального медицинского заключения, расположены иные природные лечебные ресурсы, в отношении которых был установлен общий округ санитарной (горно-санитарной) охраны.

11. Положение об округах санитарной (горно-санитарной) охраны устанавливается Правительством Российской Федерации.

12. Разработка проектов округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, расположенных в границах лечебно-оздоровительных местностей федерального значения, курортов федерального значения или курортных регионов, осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, подведомственными уполномоченным исполнительным органам государственной власти, на основании государственного задания. Разработка указанных проектов также может осуществляться иными заинтересованными лицами.";

в) дополнить статьями 16.1 и 16.2 следующего содержания:

"Статья 16.1. Ограничения использования земельных участков в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны

1. В границах первой зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны запрещается проживание, а также осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением связанных с геологическим изучением, разведкой и добычей минеральных вод, лечебных грязей, лечебных природных газов, имеющих лечебные свойства полезных ископаемых и специфических минеральных ресурсов, с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в целях организации санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации, с предупреждением и ликвидацией опасных природных явлений и техногенных процессов на данной территории.

2. В границах второй и третьей зон округа санитарной (горно-санитарной) охраны запрещается осуществление хозяйственной и иной деятельности, загрязняющей окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящей к их истощению (утрате), истощению (утрате) их лечебных свойств.

3. В границах округа санитарной охраны, установленного исключительно в целях охраны лечебного климата, осуществление хозяйственной и иной деятельности допускается при условии соблюдения гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха и нормативов качества окружающей среды для атмосферного воздуха.

4. Перечень ограничений использования земельных участков для каждой зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны, округа санитарной охраны, устанавливаемого исключительно в целях охраны лечебного климата, определяется положением об округах санитарной (горно-санитарной) охраны.

5. Проектная документация объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых планируются в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны, подлежит государственной экологической экспертизе, за исключением объектов капитального строительства, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 16.2. Обеспечение соблюдения режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны

1. Обеспечение соблюдения установленных ограничений использования земельных участков в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется пользователями природных лечебных ресурсов, лицами, осуществляющими деятельность, предусмотренную статьей 11 настоящего Федерального закона, правообладателями земельных участков, расположенных в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны, проживающими в этих округах гражданами.

2. Оценка соблюдения юридическими лицами и гражданами обязательных требований охраны окружающей среды, лесного законодательства, санитарно-эпидемиологических требований, ограничений использования земельных участков при пользовании природными лечебными ресурсами, осуществлении хозяйственной и иной деятельности в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется в рамках государственного экологического контроля (надзора), федерального государственного лесного контроля (надзора), федерального государственного земельного контроля (надзора) и муниципального земельного контроля, федерального государственного геологического контроля (надзора), федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора).";

16) в пункте 1 статьи 17 слова "лечебно-оздоровительных местностей и курортов," и слова "лечебно-оздоровительным местностям и курортам," исключить;

17) наименование главы VII изложить в следующей редакции:

"Глава VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА";

18) статью 20 признать утратившей силу;

19) пункт 1 статьи 21 после слов "лечебных ресурсов," дополнить словами "развития курортного дела на территориях".

Ст. 1