1.1. При истребовании документов (информации) должностным лицам налоговых органов необходимо руководствоваться Принципами истребования документов (информации), утвержденными распоряжением ФНС России от 27.12.2022 N 406@:
законность. Истребуются документы (информацию, пояснения) только когда на это имеются полномочия;
риск-ориентированный подход. Истребуются документы (информацию, пояснения) для проверки правомерности применения льгот, имеющихся противоречий между сведениями (имеющегося несоответствия сведений) и в иных случаях при наличии риска нарушения законодательства о налогах и сборах и с учетом его существенности. Само по себе использование налогоплательщиком льгот, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, или заявление налога к возмещению не является основанием для обязательного истребования у налогоплательщика или у всех его контрагентов подтверждающих документов. Истребуются документы по отдельным операциям (сделкам), а не за период или тем более за несколько периодов. Истребуются документы за период (за несколько периодов), только если эти документы необходимы для подтверждения выявленных фактов налоговых нарушений;
определенность. Используются четкие формулировки в поручении (требовании), чтобы дать налогоплательщику однозначное понимание, какие документы (информация, пояснения) должны быть представлены налоговому органу;
однократность. Истребуются документы (информацию, пояснения), только если имеется информация, что они не представлялись налогоплательщиком в налоговый орган ранее.
приоритет получения информации из доступных государственных ресурсов. Истребуются документы (информацию) только если они не могут быть получены из имеющихся у налоговых органов информационных ресурсов и от других органов власти;
цифровая среда. Максимально используется электронный документооборот для отправки поручений (требований) и получения соответствующих документов (информации);
срочность. Готовность продлить срок представления документов при получении мотивированного обращения налогоплательщика.
При истребовании у налогоплательщика документов и информации, налоговому органу рекомендуется исходить из указанных принципов, а также предполагаемого эффекта, в частности добровольного уточнения налогоплательщиком своих налоговых обязательств, отказа от применения схем уклонения от уплаты налогов и т.д.
Истребование документов и информации в целях выполнения иных задач, не обусловленных налоговым контролем (например, в интересах иных лиц и государственных органов), не допускается, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.
1.2. Истребование документов (информации) должно проводиться в комплексе (неразрывной взаимосвязи) с иными мероприятиями налогового контроля: инвентаризацией, допросами свидетелей, осмотрами, экспертизами, иными мероприятиями налогового контроля, предусмотренными статьей 31 и главой 14 Кодекса.
1.3. При проведении выездной налоговой проверки целесообразно истребование документов, после ознакомления с ними проверяющих должностных лиц налогового органа в порядке, предусмотренном пунктом 12 статьи 89 Кодекса.
1.4. При определении перечня документов, подлежащих истребованию, следует учитывать наличие обязанности по составлению таких документов, а также относимость их к документам, служащими основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документам, подтверждающим правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов (подпункт 1 пункта 1 статьи 31 Кодекса). В частности, налоговым органом не могут быть истребованы документы, обязанность по ведению которых у налогоплательщика отсутствует, например, в связи с применением специального налогового режима.
1.5. Приоритетным необходимо считать истребование документов у проверяемого лица, истребование документов у его контрагента либо иного лица, ими располагающего осуществляется в случае невозможности истребовать документы у проверяемого лица либо в случае обоснованных сомнений относительно полученных у проверяемого лица документов.
При проведении контрольно-аналитической работы необходимо использовать полномочия, предоставленные налоговым органам пунктом 2 статьи 93.1 Кодекса, учитывая, что данная норма позволяет истребовать документы (информацию) у любой стороны конкретной сделки.
В иных случаях, в частности, указанных в подпункте 7 пункта 1 статьи 31 Кодекса, приоритетным следует считать истребование документов (информации) у контрагентов проверяемого лица, или иных третьих лиц, ими располагающими.
В частности, при истребовании документов по цепочке необходимо последовательно истребовать документы начиная с непосредственного контрагента проверяемого лица. При этом не допускается истребование документов в первую очередь у крупнейших налогоплательщиков.
1.6. При истребовании документов (информации) целесообразно рассмотреть возможность получения отдельных истребуемых документов (информации) из открытых источников, в том числе открытых баз данных государственных органов в сети "Интернет".
1.7. Замена истребования документов (информации) путем включения в иные документы, направляемые плательщикам, просьб, требований и иных текстов, смысл которого определенно позволяет предположить плательщику, что он обязан представить (от него ожидается представление) вне рамок статей 93, 93.1 Кодекса те или иные документы, или получение документов при наличии ограничений на такое истребование (статья 88 Кодекса), иными способами, не предусмотренными Кодексом, в том числе "на добровольной основе" (запрос по телефону, по электронной почте и т.д.), не допускается, так как не соответствует законодательству о налогах и сборах. Согласно пункту 4 статьи 101 Кодекса не допускается использование доказательств, полученных с нарушением Кодекса.
1.8 При истребовании документов (информации) по основаниям, установленным пунктом 2.1 статьи 93.1 Кодекса, следует руководствоваться приказом ФНС России от 10.02.2020 N ЕД-7-8/85@ "Об утверждении перечня документов (информации) об имуществе, имущественных правах и обязательствах организации (индивидуального предпринимателя) - налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков) в соответствии с пунктом 2.1 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации".
1.9. При истребовании документов (информации) в соответствии со статьей 93.2 Кодекса необходимо учитывать, что у аудиторской организации (индивидуального аудитора) налоговым органом могут быть истребованы документы (информация), служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора, страховых взносов), в случае, если такие документы (информация) были истребованы у налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в соответствии с Кодексом и не были представлены в налоговый орган указанным лицом в установленном порядке при проведении в отношении его выездной налоговой проверки (пункт 2 статьи 93.2 Кодекса).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей