Утверждены

распоряжением Правительства

Российской Федерации

от 10 августа 2023 г. N 2168-р

ИЗМЕНЕНИЯ,

КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ОТ 31 ДЕКАБРЯ 2009 Г. N 2146-Р

1. В пункте 1 цифры "2024" заменить цифрами "2030".

2. Программу деятельности Государственной компании "Российские автомобильные дороги" на долгосрочный период (2010 - 2024 годы), утвержденную указанным распоряжением, изложить в следующей редакции:

"Утверждена

распоряжением Правительства

Российской Федерации

от 31 декабря 2009 г. N 2146-р

(в редакции распоряжения

Правительства Российской Федерации

от 10 августа 2023 г. N 2168-р)

ПРОГРАММА

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОМПАНИИ "РОССИЙСКИЕ

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ" НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД

(2010 - 2030 ГОДЫ)

I. Общие положения

Программа деятельности Государственной компании "Российские автомобильные дороги" на долгосрочный период (2010 - 2030 годы) (далее соответственно - Программа, Государственная компания) определяет основные направления деятельности Государственной компании, включает в себя основные мероприятия по строительству и реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог, находящихся (подлежащих передаче) в доверительном управлении Государственной компании (далее - автомобильные дороги Государственной компании), определяет очередность и сроки их реализации, необходимый объем работ, источники финансирования, а также содержит целевые индикаторы и показатели деятельности Государственной компании на 2010 - 2030 годы.

II. Цель и задачи Программы

Основной целью Программы является создание условий для обеспечения экономического роста, повышения конкурентоспособности отраслей экономики и улучшения качества жизни населения за счет формирования и развития сети магистральных и скоростных автомобильных дорог Российской Федерации, удовлетворяющих спрос на перевозки с требуемыми показателями скорости, надежности, безопасности и ценовой доступности для потребителей.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

осуществление строительства и реконструкции автомагистралей и скоростных автомобильных дорог, связывающих перспективные центры экономического роста Российской Федерации (крупные и крупнейшие городские агломерации), основные выходы за государственную границу Российской Федерации (крупнейшие порты и автодорожные пограничные переходы, благодаря которым происходит интеграция страны в общемировую транспортную систему и международные транспортные коридоры) и иные крупные центры генерации спроса на скоростную автодорожную инфраструктуру;

формирование сети платных участков на автомобильных дорогах Государственной компании;

привлечение внебюджетных инвестиций в проектирование, строительство и реконструкцию автомобильных дорог Государственной компании на основе механизмов государственно-частного партнерства;

поэтапное формирование новых международных автодорожных маршрутов, интегрированных с сетью европейских и евразийских транспортных коридоров;

обеспечение соответствия транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог Государственной компании нормативным требованиям;

обеспечение повышения качества дорожных работ и долговечности объектов дорожной инфраструктуры через реализацию инновационных программ и применение новых более эффективных форм контрактных отношений;

повышение безопасности дорожного движения и транспортной безопасности на автомобильных дорогах Государственной компании;

повышение качества услуг, предоставляемых пользователям автомобильных дорог Государственной компании, в том числе через создание сети многофункциональных зон дорожного сервиса на автомобильных дорогах Государственной компании.

Кроме того, для достижения основных целей деятельности, а также для выполнения задач национального проекта "Безопасные качественные дороги", предусматривающих создание экосистемы цифровой экономики Российской Федерации, развитие платформ и технологий и использование основных сквозных технологий, Государственная компания решает следующие задачи:

создание единой интегрированной информационно-коммуникационной системы управления дорожным движением и организации взимания платы за проезд транспортных средств по автомобильным дорогам Государственной компании, мониторинга и предупреждения угроз техногенного, природного и чрезвычайного характера, а также взаимодействия с информационными системами экстренных служб и единых дежурно-диспетчерских служб;

разработка и тестовая эксплуатация перспективных интеллектуальных транспортных систем, инфраструктуры и сервисов на их основе, обеспечивающих в том числе развитие высокоавтоматизированных транспортных средств;

обеспечение внедрения новых эффективных форм управления дорожной деятельностью.

Решение указанных задач необходимо для обеспечения инновационного развития экономики Российской Федерации. Автомобильные дороги Государственной компании, на которых предусмотрен основной объем работ, характеризуются наибольшим спросом в целях передвижения, а также связывают территории, где проживает большая часть населения страны и сосредоточены базовые предприятия многих отраслей экономики, нуждающиеся в ускорении товародвижения, снижении транспортной составляющей в конечной цене продукции и повышении конкурентоспособности.

III. Мероприятия Программы, целевые индикаторы и показатели

ее реализации

Государственная компания осуществила формирование базовой сети магистральных и скоростных автомобильных дорог, эксплуатируемых на платной основе, а также стала активным участником соглашений государственно-частного партнерства.

Заключены соглашения на реконструкцию, строительство и эксплуатацию на платной основе участков автомобильных дорог М-1 "Беларусь" Москва - граница с Республикой Беларусь, М-3 "Украина" Москва - Калуга - Брянск - граница с Украиной, М-4 "Дон" Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск, М-11 "Нева" Москва - Санкт-Петербург, А-113 Центральная кольцевая автомобильная дорога (Московская область).

При реализации Программы будет обеспечено исполнение мероприятий федерального проекта "Строительство автомобильных дорог международного транспортного коридора Европа - Западный Китай" комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, федерального проекта "Развитие федеральной магистральной сети" национального проекта "Безопасные качественные дороги" и федерального проекта "Беспилотные логистические коридоры".

Целевые индикаторы и показатели Программы приведены в приложении N 1.

Мероприятия Программы сгруппированы по следующим видам деятельности Государственной компании:

деятельность по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании;

деятельность по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании;

иная деятельность, направленная на достижение целей создания Государственной компании.

Мероприятия по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании предусматривают обеспечение подготовки документации по планировке территории и проведение земельно-кадастровых работ, разработку проектной документации, технологическое и нормативно-техническое сопровождение работ по инженерным изысканиям и проектированию автомобильных дорог Государственной компании, резервирование земель и изъятие земельных участков для размещения автомобильных дорог, проведение работ по строительству, реконструкции и комплексному обустройству (включая инженерные коммуникации, позволяющие создать условия для обеспечения уполномоченными организациями покрытия сотовой связью надлежащего качества зоны тяготения автомобильных дорог Государственной компании) автомобильных дорог Государственной компании, в том числе в рамках реализации инвестиционных и концессионных соглашений.

При реализации проектов строительства (реконструкции, комплексного обустройства) автомобильных дорог Государственной компании на основе механизмов государственно-частного партнерства в состав указанных мероприятий включаются работы (услуги) по разработке бизнес-планов, технико-экономических обоснований (для контрактов полного жизненного цикла), транспортных моделей, конкурсной документации для проведения конкурсов на право заключения долгосрочных инвестиционных соглашений, концессионных соглашений, а также работы (услуги) по сопровождению инвестиционных проектов Государственной компании на стадии строительства и (или) эксплуатации, включая обеспечение правового сопровождения и защиты инвестиционных проектов.

Комплекс мероприятий по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании предусматривает проведение мероприятий по инновационному развитию Государственной компании, определенных программой инновационного развития Государственной компании в рамках деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог, переданных или передаваемых Государственной компании в доверительное управление, в части мероприятий по внедрению на автомобильных дорогах Государственной компании интеллектуальных транспортных систем, ориентированных в том числе на обеспечение движения высокоавтоматизированных транспортных средств.

В рамках Программы планируется реализация инвестиционных проектов, включающих комплекс работ по проектированию, подготовке территории, строительству (реконструкции) и комплексному обустройству автомагистралей и скоростных автомобильных дорог (участков автомобильных дорог) для организации их эксплуатации:

М-1 "Беларусь" Москва - граница с Республикой Беларусь;

М-3 "Украина" Москва - Калуга - Брянск - граница с Украиной;

М-4 "Дон" Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск;

М-11 "Нева" Москва - Санкт-Петербург;

А-113 Центральная кольцевая автомобильная дорога (Московская область);

М-12 "Строящаяся скоростная автомобильная дорога Москва - Нижний Новгород - Казань";

строящиеся и реконструируемые участки автомобильных дорог для устранения "узких" мест на основных направлениях транспортных коридоров в Московской агломерации;

автомобильная дорога "Обход Адлера";

перспективные объекты опорной сети скоростных автомобильных дорог Российской Федерации;

автомобильная дорога "Казань - Екатеринбург" на участке Дюртюли - Ачит;

М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа;

А-108 "Московское большое кольцо" Дмитров - Сергиев Посад - Орехово-Зуево - Воскресенск - Михнево - Балабаново - Руза - Клин - Дмитров, на участке обхода городов Орехово-Зуево и Ликино-Дулево;

А-289 Краснодар - Славянск-на-Кубани - Темрюк - автомобильная дорога А-290 Новороссийск - Керчь;

строительство кольцевой скоростной автомобильной дороги на обходе Санкт-Петербурга, КАД-2 (Ленинградская область).

Программой предусматривается проведение работ по предпроектной проработке, проектированию (включая работы (услуги) по разработке бизнес-планов, технико-экономических обоснований, транспортных моделей, конкурсной и контрактной документации для проведения инвестиционных и концессионных конкурсов), строительству и реконструкции автомобильных дорог, реализация которых предусмотрена Программой, и по перспективным проектам.

Государственная компания планирует участие в реализации ряда инвестиционно привлекательных проектов, имеющих важное значение для социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. К ним относятся проекты строительства и реконструкции автомобильных дорог регионального значения, а также проекты строительства обходов городов, мостовых переходов и создание других искусственных сооружений.

При подготовке инвестиционных проектов к реализации Государственная компания осуществляет их структурирование в целях определения оптимальной конфигурации каждого из проектов, основных его участников и партнеров, условий их взаимоотношений, распределения рисков и ответственности, а также в целях применения наиболее эффективных форм и условий организации финансирования проекта на весь период его жизненного цикла. По результатам структурирования Государственная компания принимает решение о выборе организационно-контрактной схемы реализации инвестиционного проекта в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Одной из организационно-контрактных схем реализации инвестиционного проекта является концессионное соглашение, предусматривающее плату концедента. При этом осуществляется поэтапный возврат инвестированных концессионером средств на стадии эксплуатации через соответствующие платежи концедента, а вся выручка от сбора платы будет поступать в доход концедента. Для обеспечения необходимого уровня мотивации концессионера на качественное выполнение дорожных работ, увеличение межремонтных сроков, применение инновационных технологий, обеспечивающих повышение надежности и транспортно-эксплуатационных характеристик объекта, условиями концессионного соглашения устанавливается в том числе зависимость размера платежей концедента от транспортно-эксплуатационных показателей объекта концессионного соглашения.

Концессионное соглашение, предусматривающее сбор платы в доход концессионера (концессионное соглашение с прямым сбором платы), является еще одним видом применяемой Государственной компанией организационно-контрактной схемы реализации инвестиционных проектов. Это соглашение включает обязательства концессионера по выполнению комплекса работ по проектированию (опционально), строительству, передаче в собственность концедента после завершения строительства и эксплуатации (включая ремонт, капитальный ремонт, содержание) автомобильной дороги в течение срока действия соглашения, а также обеспечению финансирования (софинансирования) капитальных затрат за счет собственных и заемных средств. Источником финансирования затрат на стадии эксплуатации, а также возврата вложенных инвестиций концессионера на стадии строительства является плата за проезд, собираемая концессионером с пользователей автомобильной дороги.

Концессионные соглашения могут быть заключены по инициативе частных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Долгосрочные инвестиционные соглашения являются еще одной формой государственно-частного партнерства, используемой Государственной компанией при структурировании инвестиционных проектов, включающей полный цикл дорожных работ (рабочее проектирование, строительство, содержание, ремонт, капитальный ремонт, эксплуатация систем взимания платы и автоматизированных систем управления дорожным движением). Срок действия долгосрочного инвестиционного соглашения со дня его заключения составляет до 30 лет. По своему предмету, основным условиям финансирования и срокам реализации долгосрочные инвестиционные соглашения в целом аналогичны концессионным соглашениям, предусматривающим плату концедента, и отличаются от них условиями распределения имущественных прав на объекты, реконструкция и строительство которых завершены (в рамках долгосрочных инвестиционных соглашений объект инвестиционного соглашения и земельные участки под ним не передаются во владение и пользование исполнителю соглашения на стадии эксплуатации объекта), а также объемами привлекаемого внебюджетного финансирования, которое, как правило, по условиям этих соглашений не превышает 20 - 25 процентов общей стоимости реконструкции или строительства.

Особой разновидностью долгосрочного инвестиционного соглашения является такая форма контрактных отношений в дорожном хозяйстве, как операторское соглашение. Срок действия операторского соглашения со дня его заключения составляет, как правило, до 15 лет. Операторские соглашения могут включать в себя выполнение оператором работ по комплексному обустройству участков, в том числе по размещению систем взимания платы и автоматизированной системы управления дорожным движением, а также по содержанию, ремонту, капитальному ремонту участков, организации сбора платы за проезд с пользователей, эксплуатации и техническому обслуживанию интеллектуальных транспортных систем. Помимо этого, условиями операторского соглашения предусматривается, как правило, обеспечение оператором полного или частичного финансирования работ по размещению систем взимания платы и автоматизированной системы управления дорожным движением с последующим поэтапным возмещением Государственной компанией понесенных оператором затрат в соответствии с определенной соглашением нормой доходности на инвестированный капитал. Для обеспечения высокого уровня мотивации оператора на максимизацию выручки от сбора платы, а также для применения технологически эффективных решений предусматривается система бонусов (премирование оператора) за обеспечение сбора платы сверх установленных плановых показателей.

Заключение операторских соглашений предусматривается в отношении тех участков автомобильных дорог Государственной компании, работы по строительству или реконструкции которых завершены или находятся в завершающей стадии, однако требуется дооснащение указанных участков системами взимания платы и системами по управлению дорожным движением, либо для которых целесообразно привлечение одного оператора для обеспечения единых интегрированных решений для нескольких платных участков. В последнем случае операторские соглашения могут не предусматривать выполнение оператором работ по содержанию, ремонту и капитальному ремонту участков автомобильных дорог Государственной компании, если выполнение этих работ включено в ранее заключенные договоры о строительстве или реконструкции участков автомобильных дорог Государственной компании.

В основу планируемых операторских соглашений положен секционный принцип, который предусматривает привлечение операторов на участки протяженностью не менее 200 - 400 км, что соответствует международному опыту и позволит оптимизировать организацию работ по эксплуатации автомобильных дорог Государственной компании, систему сбора платы и автоматизированную систему управления движением на этой автомобильной дороге, в том числе за счет создания центров управления секциями.

При этом реализация долгосрочных инвестиционных соглашений и операторских соглашений может обеспечиваться с использованием механизма корпоративного государственно-частного партнерства посредством учреждения специальных проектных компаний совместно с инвестиционным партнером.

Корпоративным государственно-частным партнерством является форма государственно-частного партнерства, предусматривающая участие государства (государственных компаний) в капитале специальных проектных компаний, осуществляющих реализацию проектов государственно-частного партнерства, с привлечением частных инвесторов через механизмы корпоративных сделок (соглашений). Основная специфика такой модели государственно-частного партнерства состоит в том, что государственный партнер выступает в этих проектах одновременно в качестве заказчика (концедента) и учредителя специальной проектной компании, осуществляющей реализацию проекта на основе заключаемого инвестиционного или концессионного соглашения. Привлечение стратегических партнеров (инвесторов) осуществляется через механизм продажи долей (акций) государственного партнера в специальной проектной компании на основе конкурентной процедуры, за исключением случаев, когда такие проекты реализуются во исполнение межправительственных соглашений либо с участием других государственных компаний (корпораций), фондов и (или) институтов развития.

Государственная компания осуществляет работы по строительству и реконструкции участков автомобильных дорог Государственной компании на основе указанных договорных механизмов государственно-частного партнерства с включением в условия заключаемых договоров (соглашений) инвестиционных обязательств исполнителей по софинансированию выполняемых работ.

При реализации принципа обеспечения полной ответственности одного исполнителя на всех этапах жизненного цикла объектов, а также при применении более эффективных и современных технических решений планируется поэтапный переход к осуществлению проектирования автомобильных дорог Государственной компании в рамках заключаемых концессионных и инвестиционных соглашений. При этом формирование полос отвода строящихся автомобильных дорог, включая изъятие земельных участков, предполагается осуществлять на основе документации по планировке территории. Ключевым аспектом указанного перехода является реализация инициативы Государственной компании в части уточнения правового механизма регулирования подготовки проектной документации по объектам строительства, реконструкции и капитального ремонта на основании концессионных и инвестиционных соглашений, в соответствии с которыми концессионер или инвестор обеспечивает архитектурно-строительное проектирование и полное или частичное финансирование реализации таких решений, предусмотренных этими соглашениями.

Важной финансовой особенностью инвестиционных и концессионных соглашений, реализуемых в том числе по схеме "контракт жизненного цикла", является методологический переход от платежного механизма, основанного на нормировании объемов и сроков выполняемых работ по содержанию, ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог Государственной компании, к платежному механизму, основанному на оценке качества предоставляемой инфраструктурной услуги в привязке к устанавливаемой системе транспортно-эксплуатационных показателей объекта соглашения, показателей доступности полос движения для пользователей автомобильных дорог Государственной компании и иных показателей. Такая модель может предусматривать в том числе равномерность осуществляемых платежей на эксплуатационной стадии с формированием специальных ремонтных фондов, что полностью соответствует сложившимся в последние десятилетия в международной практике подходам к оплате эксплуатационных работ в рамках реализации долгосрочных контрактов, а также позволяет производить начисление штрафов за нарушение установленных требований к транспортно-эксплуатационному состоянию автомобильных дорог.

В целях дифференциации механизмов привлечения средств частных инвесторов, а также инвестиций российских и международных инвестиционных фондов осуществляется пилотная проработка реализации ряда инвестиционных проектов Государственной компании на основе механизмов корпоративного государственно-частного партнерства с учреждением специальных проектных компаний.

Кроме того, планируется проводить работу по финансовому и организационно-правовому структурированию инвестиционных проектов Государственной компании, входящих в состав:

федерального проекта "Строительство автомобильных дорог международного транспортного коридора Европа - Западный Китай" в составе комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года;

федерального проекта "Развитие федеральной магистральной сети" в составе национального проекта "Безопасные качественные дороги";

федерального проекта "Беспилотные логистические коридоры".

Финансовое обеспечение деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании в течение всего периода реализации Программы осуществляется за счет субсидий из федерального бюджета, средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, средств Фонда национального благосостояния, привлеченных Государственной компанией внебюджетных средств, в том числе облигационных займов, собственных и заемных средств частных инвесторов и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации, в случае принятия решения наблюдательным советом Государственной компании.

Финансовое обеспечение деятельности Государственной компании по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог приведено в приложении N 2.

Объем, источники и распределение финансирования деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании приведены в приложении N 3.

Протяженность завершенных строительством и реконструкцией участков автомобильных дорог Государственной компании с учетом объектов, финансируемых за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, приведена в приложении N 4.

Протяженность эксплуатируемых на платной основе участков автомобильных дорог Государственной компании приведена в приложении N 5.

Описание инвестиционных проектов Программы приведено в приложении N 6.

Мероприятия по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании предусматривают проведение следующих работ и мероприятий:

по содержанию, капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог Государственной компании;

по обеспечению технологического и нормативно-технического сопровождения работ по инженерным изысканиям и проектированию автомобильных дорог (контроль качества на стадии разработки проектной и рабочей документации);

по организации взимания платы за проезд транспортных средств по автомобильным дорогам Государственной компании (в том числе на основе принципа безостановочной технологии оплаты проезда "свободный поток"), включая эксплуатацию и модернизацию системы взимания платы, в том числе по созданию и эксплуатации информационно-расчетного центра Государственной компании, выполняющего функции по формированию единых условий применения электронных средств оплаты (регистрации) проезда, обеспечению взаиморасчетов между пользователями автомобильных дорог Государственной компании и операторами (инвесторами, концессионерами), контролю сбора платы на платных участках автомобильных дорог Государственной компании;

по организации дорожного движения, включая управление транспортными потоками и обеспечение безопасности дорожного движения, в том числе на основе перспективных интеллектуальных транспортных систем;

по взиманию платы в счет возмещения вреда, причиненного тяжеловесными и (или) крупногабаритными транспортными средствами;

по повышению энергетической эффективности объектов доверительного управления;

по инновационному развитию Государственной компании, определенному программой инновационного развития Государственной компании в части деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании, а также в части мероприятий по внедрению на автомобильных дорогах Государственной компании интеллектуальных транспортных систем, ориентированных в том числе на обеспечение движения высокоавтоматизированных транспортных средств;

по обеспечению транспортной безопасности, включая организацию проведения оценки уязвимости, оснащения объектов транспортной инфраструктуры инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности;

по обустройству и эксплуатации инженерных сооружений, позволяющих создать условия для обеспечения уполномоченными организациями покрытия сотовой связью надлежащего качества зон тяготения автомобильных дорог Государственной компании;

по иным мероприятиям, связанным с выполнением функций по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании, включая планирование, мониторинг, автоматизацию бизнес-процессов деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании, информационное сопровождение, продвижение в целях повышения привлекательности проезда по платным участкам автомобильных дорог Государственной компании, внедрение и обслуживание соответствующих информационных систем, правовое сопровождение и защиту объектов доверительного управления автомобильных дорог Государственной компании, сопровождение инвестиционных проектов Государственной компании на стадии эксплуатации автомобильных дорог Государственной компании.

Система мероприятий по содержанию и ремонту автомобильных дорог Государственной компании предусматривает:

проведение работ по содержанию, ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог Государственной компании и искусственных сооружений на них;

переход на повышенные требования к качеству производимых работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог Государственной компании в соответствии с их улучшенными потребительскими свойствами;

проведение работ, направленных на повышение безопасности движения на автомобильных дорогах Государственной компании, включая разработку и реализацию комплексных программ, направленных на повышение безопасности дорожного движения, проведение аудита обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах Государственной компании;

разработку и внедрение современных систем диагностики, мониторинга и прогнозирования транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог Государственной компании;

разработку и внедрение системы слежения за обстановкой на дорогах и контроля работы дорожной техники с использованием аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС.

В течение периода реализации Программы осуществляется поэтапный переход к выполнению основной части работ, связанных с содержанием, ремонтом и капитальным ремонтом автомобильных дорог Государственной компании, в рамках заключаемых долгосрочных договоров, инвестиционных, операторских и концессионных соглашений.

Финансовое обеспечение деятельности Государственной компании по доверительному управлению осуществляется за счет субсидий из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании, доходов от осуществления этой деятельности и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации, в случае принятия решения наблюдательным советом Государственной компании.

Финансовое обеспечение деятельности Государственной компании по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании в 2010 - 2030 годах приведено в приложении N 7.

Мероприятия по собственной (иным видам) деятельности Государственной компании предусматривают:

обеспечение автомобильных дорог Государственной компании многофункциональными зонами дорожного сервиса (зонами комплексного обслуживания пользователей и размещения объектов дорожного сервиса, включающими (опционально) следующие объекты: площадки отдыха, специально отведенные места для курения, туалетные комнаты, заправочные станции, в том числе объекты газозаправочной и электрозаправочной инфраструктуры, автомойки, ремонтные мастерские и станции технического обслуживания, объекты общественного питания и торговли, мотели, пункты медицинской помощи, специализированные объекты обслуживания грузового автотранспорта и грузов) и другими объектами и зонами, обеспечивающими комплекс услуг для пользователей автомобильных дорог Государственной компании (такими как автомобильные дилерские центры, туристические и информационные центры, отели и иные), путем разработки и реализации концепции их комплексного развития, разработки и внедрения единых типовых архитектурных моделей многофункциональных зон дорожного сервиса, единых стандартов по оказанию услуг в объектах дорожного сервиса любого типа, включая оказание услуг в многофункциональных зонах дорожного сервиса, разработки методики оценки качества объектов дорожного сервиса и оказываемых пользователям автомобильных дорог услуг и ее внедрения путем проведения соответствующего мониторинга и оценки качества, обеспечение проектирования, строительства, реконструкции, обустройства многофункциональных зон дорожного сервиса и иных объектов дорожного сервиса и при необходимости управление проектами создания и (или) готовыми объектами дорожного сервиса, а также организацию и проведение инвестиционных конкурсов (при необходимости), создание специальных проектных компаний, применение иных механизмов и инструментов, направленных на привлечение внебюджетных инвестиций для строительства и эксплуатации многофункциональных зон дорожного сервиса;

разработку концепции и внедрение комплексной инфраструктурной услуги пользователям автомобильных дорог Государственной компании;

обеспечение проведения инвентаризации в отношении земельных участков и автомобильных дорог Государственной компании;

обеспечение проведения кадастровых работ в целях упорядочения и (или) установления границ земельных участков, расположенных в границах полос отвода автомобильных дорог Государственной компании;

обеспечение проведения кадастровых и оценочных работ в отношении частей земельных участков, а также кадастровых работ в отношении земельных участков, расположенных в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог Государственной компании, в целях получения дополнительных доходов от собственной деятельности;

обеспечение проведения инвентаризации земельных участков и объектов недвижимого имущества, расположенных в границах придорожных полос автомобильных дорог Государственной компании, а также проведение работ по установлению границ придорожных полос автомобильных дорог Государственной компании;

получение сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости и Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в целях оформления договоров аренды земельных участков;

управление земельными участками, предоставленными в аренду Государственной компании;

корпоративное управление структурными и обособленными подразделениями, дочерними обществами Государственной компании, включая специальные проектные компании;

обеспечение дополнительных доходов от собственной деятельности Государственной компании, в том числе доходов от реализации инвестиционных договоров на размещение объектов дорожного сервиса, субаренды земельных участков, рекламы в придорожной полосе (полосе отвода), установление сервитутов в отношении земельных участков Государственной компании, размещение коммуникаций в полосе отвода автомобильных дорог Государственной компании, присоединение объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам Государственной компании и др.;

организацию выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

организацию предоставления консультационных услуг;

информационное и аналитическое обеспечение деятельности Государственной компании;

проведение мероприятий по инновационному развитию Государственной компании, определенных программой инновационного развития Государственной компании в части собственной (иных видов) деятельности Государственной компании, а также в части мероприятий по внедрению на автомобильных дорогах Государственной компании интеллектуальных транспортных систем, ориентированных в том числе на обеспечение движения высокоавтоматизированных транспортных средств;

проведение мероприятий по совершенствованию бизнес-процессов, в том числе по их автоматизации и повышению эффективности деятельности Государственной компании.

Финансовое обеспечение собственной (иных видов) деятельности Государственной компании осуществляется за счет:

имущественных взносов Российской Федерации на содержание Государственной компании, компенсацию расходов на уплату арендной платы за земельные участки Государственной компании и финансирование кадастровых работ в отношении земельных участков и автомобильных дорог Государственной компании;

доходов от собственной (иных видов) деятельности Государственной компании.

Финансовое обеспечение собственной (иных видов) деятельности Государственной компании приведено в приложении N 8.

Планируемый объем доходов по видам деятельности Государственной компании в 2010 - 2030 годах приведен в приложении N 9. При этом учитываются только доходы, которые поступают в распоряжение Государственной компании, и не учитываются доходы, которые остаются в распоряжении концессионеров.

Государственная компания в рамках реализации Программы планирует рассмотреть возможность осуществления в последующем постепенного изменения источника финансирования расходов, связанных с содержанием Государственной компании, на доходы от деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании.

По структуре инвестиционные проекты Государственной компании разделяются на проекты, в которых механизм возврата частных инвестиций основан на осуществлении сбора платы за проезд с пользователей в пользу концессионера с последующим направлением указанных средств на исполнение финансовых обязательств перед кредиторами и акционерами (прямыми инвесторами), и проекты, в которых выручка от сбора платы за проезд транспортных средств не предусмотрена либо поступает в доход Государственной компании, а возмещение инвестиционных вложений концессионера (исполнителя инвестиционного соглашения) обеспечивается за счет платежей Государственной компании, выплачиваемых на эксплуатационной стадии реализации концессионного или инвестиционного соглашения. В Программе учитываются планируемые поступления от сбора платы за проезд по платным автомобильным дорогам Государственной компании, а также платежи Государственной компании, относящиеся ко второму типу концессионных и инвестиционных соглашений.

Обеспечение исполнения финансовых обязательств Государственной компании по обслуживанию и возврату средств привлеченного внебюджетного финансирования приведено в приложении N 10. Также в указанном приложении приведены показатели по обслуживанию заемного финансирования, напрямую привлекаемого Государственной компанией (планируемый размер процентных ставок по кредитам и размер купонных выплат по облигационным займам), которые подлежат ежегодному уточнению с учетом ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации и уровня инфляции.

Баланс расходов и поступлений по видам деятельности Государственной компании приведен в приложении N 11. В период действия Программы суммарный объем расходов по всем видам деятельности Государственной компании будет обеспечен за счет поступления прогнозируемых объемов финансового обеспечения деятельности Государственной компании из федерального бюджета и прочих источников.

Одним из важнейших направлений деятельности Государственной компании в период реализации Программы является внедрение новых эффективных форм управления дорожной деятельностью и инвестиционными проектами, включая внедрение и совершенствование системы проектного управления. Также Государственной компанией осуществляется решение задачи повышения кадрового потенциала отрасли, в том числе путем выполнения функций центра сбора, формирования, систематизации и распространения передовых практик и знаний в области инвестиционной, инновационной и операторской деятельности в сфере государственно-частного партнерства (центра компетенций), а также путем привлечения высококвалифицированных специалистов и реализации специальных образовательных программ по повышению квалификации персонала Государственной компании.

IV. Ресурсное обеспечение Программы

Общая сумма расходов на реализацию мероприятий Программы в 2010 - 2030 годах включает в себя:

расходы Государственной компании на осуществление деятельности по доверительному управлению (включая расходы на обеспечение исполнения обязательств по привлеченному заемному финансированию);

расходы на осуществление деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании, в том числе за счет средств облигационных займов;

расходы на организацию собственной (иных видов) деятельности Государственной компании.

В структуру расходов на осуществление деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании включаются расходы на подготовку и сопровождение инвестиционных проектов. Включение этого вида расходов в структуру указанных расходов связано со спецификой деятельности Государственной компании по привлечению внебюджетных инвестиций, предусматривающей выполнение не только работ (услуг), установленных законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, но и работ (услуг), необходимых для определения размера (долей) и условий привлечения внебюджетного финансирования, проведения концессионных и инвестиционных конкурсов, соблюдения международных стандартов и требований в отношении структуры и качества проработки инвестиционных проектов государственно-частного партнерства, в том числе по обязательному консультационному сопровождению таких проектов. Состав работ (услуг) включает в себя разработку бизнес-планов, транспортных и финансовых моделей, конкурсной документации по концессионным и инвестиционным соглашениям, получение необходимых экспертных заключений, в том числе со стороны институтов развития и кредитных организаций, консультационное и экспертное сопровождение проектов, включая сопровождение проводимых роуд-шоу, концессионных и инвестиционных конкурсов, а также процедур финансового закрытия проектов.

Также в структуру расходов на осуществление деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании включаются расходы на техническое сопровождение инвестиционных проектов, технологическое и нормативно-техническое сопровождение работ по инженерным изысканиям и проектированию автомобильных дорог Государственной компании, осуществление строительного контроля, предоставление услуг технического заказчика и независимого инженера (по концессионным проектам).

Планирование расходов на исполнение обязательств по привлекаемым средствам инвесторов и концессионеров осуществляется с учетом доходности инвестиций инвесторов и концессионеров, определяемой на основе анализа текущей рыночной конъюнктуры, исходя из необходимости обеспечения инвестиционной привлекательности проектов Государственной компании на инвестиционном рынке. При этом, как правило, предусматриваются плавающие ставки доходности.

Финансирование всех видов деятельности Государственной компании предусматривается за счет:

доходов от осуществления деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании;

доходов от собственной (иных видов) деятельности Государственной компании;

субсидий, предоставляемых из федерального бюджета;

средств Инвестиционного фонда Российской Федерации;

средств Фонда национального благосостояния;

внебюджетных средств финансирования.

Максимальный размер платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Государственной компании и платным участкам автомобильных дорог Государственной компании определяется Правительством Российской Федерации.

Размер платы за проезд по платным автомобильным дорогам Государственной компании и платным участкам автомобильных дорог Государственной компании (в том числе для отдельных категорий транспортных средств, сезонов, дней недели и времени суток) устанавливается правлением Государственной компании. В целях повышения доходов от сбора платы за проезд транспортных средств, дополнительного привлечения пользователей на автомобильные дороги Государственной компании и реализации функции по управлению транспортными потоками Государственная компания вправе предоставлять скидки на оплату проезда транспортных средств в зависимости от категории транспортного средства, частоты и (или) регулярности их поездок, определяемых в том числе с учетом использования электронных средств оплаты проезда, а также дифференцировать тариф и стоимость проезда в зависимости от времени года, дня недели и времени суток.

Для обеспечения увеличения количества пользователей автомобильных дорог Государственной компании, использующих электронные средства оплаты (регистрации) проезда, Государственной компанией реализуется программа лояльности пользователей автомобильных дорог Государственной компании.

Размер платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Государственной компании и платным участкам автомобильных дорог Государственной компании, эксплуатируемым на основе концессионных соглашений, и порядок ее взимания устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации Правительством Российской Федерации.

Индексация размера платы за проезд транспортных средств по участкам автомобильных дорог Государственной компании, эксплуатируемым на платной основе, производится на основании решений правления Государственной компании.

Развитие инфраструктуры взимания платы на автомобильных дорогах Государственной компании предусматривает поэтапный подход к безостановочным технологиям оплаты проезда (технологии "свободного потока"), повышающим пропускную способность и снижающим затраты на эксплуатацию системы взимания платы.

В целях нормативного обеспечения применения указанных технологий разработан пакет нормативных актов, утверждающих технологические требования к системе взимания платы и электронным средствам оплаты проезда и административную ответственность за неоплату проезда.

Государственная компания устанавливает порядок классификации транспортных средств для определения их принадлежности к соответствующим категориям (тарифным группам), для которых устанавливается индивидуальный размер платы за проезд по автомобильным дорогам Государственной компании, допускающий в том числе сбор платы только с отдельных категорий транспортных средств.

Доходы от сбора платы за проезд транспортных средств будут направляться на исполнение обязательств Государственной компании, возникших в связи с привлечением Государственной компанией заемного финансирования, возвратных средств инвесторов, а также на финансирование расходов, связанных с осуществлением деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании.

Для обеспечения функционирования Государственной компании предусматривается ежегодное внесение имущественного взноса Российской Федерации на содержание Государственной компании, а также на финансирование расходов, связанных с уплатой арендной платы за земельные участки и проведением кадастровых работ в отношении автомобильных дорог Государственной компании и земельных участков Государственной компании. Размер имущественных взносов Российской Федерации в Государственную компанию в 2010 - 2030 годах приведен в приложении N 8 к Программе. Предоставление в установленном порядке имущественных взносов Российской Федерации в Государственную компанию обеспечивает Министерство транспорта Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. Размер имущественных взносов Российской Федерации в Государственную компанию подлежит уточнению после утверждения федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

Государственное финансирование дорожных работ, выполняемых на автомобильных дорогах Государственной компании, осуществляется путем ежегодного предоставления субсидий из федерального бюджета. На осуществление деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании, а также по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании субсидии из федерального бюджета предоставляются в размере, приведенном в приложениях N 3 и 7 к Программе. Размер субсидии на доверительное управление автомобильными дорогами Государственной компании на выполнение работ по содержанию, ремонту и капитальному ремонту, по которым не заключены концессионные или инвестиционные соглашения, определяется в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации. Предоставление в установленном порядке указанных субсидий обеспечивает Министерство транспорта Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. Размер субсидий подлежит уточнению после утверждения федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. Детализация распределения субсидий по автомобильным дорогам Государственной компании может быть уточнена финансовым планом Государственной компании в соответствующем финансовом году и (или) в среднесрочной перспективе при условии сохранения общего лимита финансирования автомобильных дорог в 2010 - 2030 годах. Государственная компания вправе в пределах средств, указанных в разделе I приложения N 3 к Программе, расходовать средства субсидий на осуществление деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании, на реализацию инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.

Для привлечения внебюджетного финансирования Государственной компанией предполагается использование следующих финансово-экономических инструментов:

выпуск облигационных займов;

концессионные соглашения;

долгосрочные инвестиционные соглашения;

операторские соглашения;

инвестиционные соглашения о реализации предпроектной стадии (разработка предпроектной документации (включая финансово-экономическое обоснование, бизнес-план), проектной документации и землеустроительной документации для проведения открытых конкурсов на право заключения инвестиционных и концессионных соглашений);

привлечение инвесторов в капитал специальных проектных компаний, создаваемых в том числе в целях реализации соглашений, заключаемых Государственной компанией на принципах государственно-частного партнерства;

добровольные взносы и пожертвования;

доходы от иных видов деятельности Государственной компании в случае принятия решения наблюдательным советом Государственной компании.

В период реализации Программы привлечение прямых заимствований Государственной компанией планируется использовать как инструмент частичного замещения бюджетного финансирования и соинвестирования Государственной компанией реализации проектов строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании. В частности, такая схема применена в отношении реализованного проекта строительства скоростной автомобильной дороги М-11 "Нева" Москва - Санкт-Петербург (этапы 1, 2, 4 - 8: км 15 - км 149, км 208 - км 684) в целях обеспечения ускоренного ввода в эксплуатацию объекта.

Размещение облигационных займов в 2016 - 2019 годах под финансирование ускоренной реализации проекта строительства скоростной автомобильной дороги М-11 "Нева" Москва - Санкт-Петербург (этапы 1, 2, 4 - 8: км 15 - км 149, км 208 - км 684) осуществлено с условием последующего погашения основного долга (номинала облигаций) за счет средств субсидий из федерального бюджета на осуществление деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании в 2019 - 2021 годах. При этом купонные выплаты по эмитируемым облигациям не более чем на 50 процентов обеспечиваются за счет указанных субсидий, а также за счет поступлений от сбора платы за проезд транспортных средств на платных участках автомобильных дорог Государственной компании.

Проектирование и строительство автомобильной дороги "Казань - Екатеринбург" на участке Дюртюли - Ачит в 2021 - 2024 годах предусматривается за счет субсидий из федерального бюджета и средств Фонда национального благосостояния, при этом погашение основного долга (номинала облигаций) и купонных выплат по ним будет осуществляться с 2025 года за счет субсидий из федерального бюджета на осуществление деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании.

Размещение облигационных займов в период реализации Программы для обеспечения финансирования реализации иных проектов планируется осуществить с последующим погашением основного долга (номинала облигаций) и купонных выплат за счет планируемых доходов от сбора платы за проезд транспортных средств на платных участках автомобильных дорог Государственной компании.

Кроме того, Государственная компания вправе осуществить привлечение прямых заимствований в целях рефинансирования и (или) реструктурирования финансовых обязательств Государственной компании, а также финансирования деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании, в том числе для обеспечения необходимого уровня ликвидности Государственной компании.

Осуществление прямых заимствований для рефинансирования и (или) реструктурирования финансовых обязательств Государственной компании не приводит к увеличению объема обязательств Государственной компании, устанавливаемых Программой. Объемы прямых заимствований для рефинансирования и (или) реструктурирования финансовых обязательств Государственной компании существенно зависят от параметров финансово-правового структурирования сделки по рефинансированию и (или) реструктурированию и регулируются финансовым планом Государственной компании на текущий год и плановый период.

Осуществление прямых заимствований для финансирования деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании, в том числе для обеспечения необходимого уровня ликвидности Государственной компании, осуществляется в пределах параметров, установленных Программой.

При этом может предусматриваться погашение основного долга (части основного долга) за счет средств субсидий из федерального бюджета на осуществление деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании. Купонные выплаты по эмитируемым облигациям будут обеспечиваться за счет поступлений от сбора платы за проезд транспортных средств на платных участках автомобильных дорог Государственной компании. При этом может предусматриваться обеспечение купонных выплат за счет субсидий из федерального бюджета не более чем на 50 процентов.

В случае реализации возможности размещения указанных облигационных займов с последующим их выкупом за счет средств Фонда национального благосостояния или средств пенсионных накоплений указанный механизм обслуживания и возврата облигационных займов может быть пересмотрен.

Реализация дополнительных мероприятий (инвестиционных проектов) может быть осуществлена в период действия Программы в случае внесения соответствующих изменений в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, национальный проект "Безопасные качественные дороги", федеральный проект "Беспилотные логистические коридоры" и предоставления соответствующего дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета.

Реализация комплекса программных мероприятий сопряжена с различными рисками.

Одним из основных рисков, влияющих на достижение целевых индикаторов и показателей Программы, является риск неполного обеспечения финансирования мероприятий Программы в связи с сокращением запланированных объемов финансирования из федерального бюджета в процессе реализации Программы и снижением интереса инвесторов к инвестиционным проектам и облигационным займам Государственной компании, в том числе в связи с ухудшением макроэкономической ситуации.

В целях минимизации рисков сокращения запланированных объемов привлечения внебюджетного финансирования предусматривается:

размещение облигационных займов Государственной компании;

диверсификация используемых инструментов привлечения инвестиций;

обеспечение высокого качества подготовки проектов, применение эффективных механизмов управления проектами и проектными рисками, повышение уровня конкурентности и эффективности тендерных процедур по отбору частных партнеров;

формирование эффективной системы инвестиционного планирования и мониторинга реализации инвестиционных проектов, а также внедрение методов управления консолидированной группой проектов и хеджирования рисков;

активное продвижение инвестиционных проектов Государственной компании на российских и зарубежных инвестиционных рынках.

Существенное влияние на реализацию мероприятий Программы оказывает риск уменьшения спроса, влекущий снижение поступления доходов от сбора платы за проезд транспортных средств по автомобильным дорогам Государственной компании.

Наступление указанного риска может повлечь за собой сокращение необходимой ресурсной базы для исполнения Государственной компанией расходных обязательств по заключенным инвестиционным и концессионным соглашениям.

В целях предотвращения и (или) минимизации негативных последствий возникновения риска уменьшения спроса предусматривается:

проведение мероприятий, способствующих повышению интенсивности движения на платных участках автомобильных дорог Государственной компании, включая строительство подъездных дорог и транспортных развязок;

применение эффективной, сбалансированной и гибкой тарифной политики, предусматривающей в том числе предоставление скидок на оплату проезда транспортных средств в зависимости от частоты и (или) регулярности поездок, реализацию программы лояльности пользователей автомобильных дорог Государственной компании и другие мероприятия;

предоставление высококачественных услуг дорожного сервиса и иных видов сервисных услуг, осуществление перехода к модели дорожной деятельности, направленной на оказание качественной инфраструктурной услуги исходя из интересов потребителей и общества;

обеспечение поэтапного перехода на безостановочные электронные технологии оплаты проезда, позволяющие существенно повысить удобство и скорость оплаты, а также снизить размер затрат на эксплуатацию систем взимания платы;

заблаговременное внесение изменений в законодательство Российской Федерации, обеспечивающих возможность взимания платы с использованием технологии безбарьерного проезда;

предоставление инструментов государственной поддержки, обеспечивающих покрытие недополученных доходов до уровня совокупного объема долговых обязательств перед исполнителями и концессионерами, а также долговых обязательств по заимствованиям из Фонда национального благосостояния.

На достижение целевых индикаторов и показателей Программы влияет группа рисков, в том числе:

несвоевременное предоставление земельных участков, необходимых для строительства (реконструкции) автомобильных дорог Государственной компании;

ограничения, связанные с изъятием земель под осуществление строительства (реконструкции) автомобильных дорог Государственной компании;

увеличение стоимости выкупа земельных участков по решению судебных органов.

Наступление указанных рисков может повлечь за собой нарушение плановых сроков начала работ по строительству (реконструкции) участков автомобильных дорог Государственной компании, а также плановых сроков начала взимания платы на участках автомобильных дорог Государственной компании, эксплуатируемых на платной основе.

В целях предотвращения и (или) минимизации негативных последствий возникновения указанных рисков предусматривается заблаговременное начало работ по выкупу земельных участков с целью обеспечения завершения указанных работ к дате подписания соглашений на принципах государственно-частного партнерства.

V. Порядок формирования Программы и механизмы ее реализации

Программа объединяет мероприятия, реализуемые в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. N 1596 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", федеральными проектами "Строительство автомобильных дорог международного транспортного коридора Европа - Западный Китай", "Развитие федеральной магистральной сети", "Доверительное управление федеральными автомобильными дорогами общего пользования Государственной компанией "Российские автомобильные дороги", "Беспилотные логистические коридоры", а также мероприятия по реализации государственных полномочий в установленной сфере деятельности, исполнение которых возложено на Государственную компанию.

Одобренный наблюдательным советом Государственной компании проект Программы представляется Министерством транспорта Российской Федерации в Правительство Российской Федерации.

На основании утвержденной Правительством Российской Федерации Программы Государственная компания утверждает план капитальных вложений Государственной компании, который является внутренним документом Государственной компании, определяющим перечень мероприятий (объектов капитального строительства), сроки и источники финансирования, строительство (реконструкция, комплексное обустройство) объектов осуществляется в период реализации Программы в рамках деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании.

Финансирование мероприятий Программы в рамках деятельности по доверительному управлению и организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании за счет средств федерального бюджета обеспечивается Министерством транспорта Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета на текущий год и плановый период.

Министерство транспорта Российской Федерации обеспечивает предоставление имущественного взноса Российской Федерации в Государственную компанию, субсидии на осуществление деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании, а также субсидии на осуществление деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании в пределах средств федерального бюджета на текущий год и плановый период.

Государственная компания обеспечивает регулярное представление в Министерство транспорта Российской Федерации консолидированных сведений об использовании средств, полученных из федерального бюджета и внебюджетных источников на реализацию Программы.

Управление ходом реализации Программы осуществляет Государственная компания, обеспечивая выполнение мероприятий, предусмотренных Программой, во взаимодействии с заинтересованными органами государственной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также путем привлечения в установленном порядке правовыми актами, регламентирующими правила закупки, создаваемых ею организаций, деятельность которых направлена на достижение целей, предусмотренных Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Порядок передачи Государственной компании автомобильных дорог общего пользования федерального значения установлен статьей 29 Федерального закона "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В ходе реализации мероприятий Программы предусматривается регулярное проведение мониторинга ее целевых индикаторов и показателей. Значения целевых индикаторов и показателей Программы потребуют их уточнения с учетом фактического срока передачи автомобильных дорог в доверительное управление Государственной компании, а также разработки методических документов и нормативов, регулирующих осуществление деятельности Государственной компании.

Утвержденные показатели и перечень мероприятий Программы подлежат плановой корректировке с учетом утверждаемых показателей, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также с учетом достигнутых результатов Программы.

Для реализации Программы предусматривается разработка и внедрение комплекса мер по повышению инвестиционной и операционной эффективности деятельности Государственной компании, включая эффективность закупочной деятельности Государственной компании в целях снижения цены на товары (работы, услуги).

В целях реализации программы инновационного развития Государственной компании, установления системы требований к функциональным и техническим характеристикам, строительству и эксплуатации платных автомобильных дорог Государственной компании, в том числе требований к транспортно-эксплуатационным показателям, показателям доступности и иным показателям автомобильных дорог Государственной компании, к качеству материалов, а также к качеству предоставления услуг пользователям автомобильных дорог Государственной компании предусматриваются разработка и утверждение системы технических стандартов Государственной компании. По мере апробации указанных стандартов в ходе практической реализации проектов Государственной компании предусматривается их последующее утверждение в качестве национальных стандартов.

VI. Результаты реализации Программы

В период первого этапа реализации Программы (2010 - 2018 годы):

заключено 5 концессионных соглашений (в отношении автомобильных дорог М-1 "Беларусь" Москва - граница с Республикой Беларусь на участке обхода г. Одинцово, М-11 "Нева" Москва - Санкт-Петербург на участках км 15 - км 58 и км 543 - км 684 и в отношении пусковых комплексов N 3 и 4 автомобильной дороги А-113 Центральная кольцевая автомобильная дорога (Московская область);

заключено 8 долгосрочных инвестиционных соглашений (4 - в отношении участков км 58 - км 149, км 208 - км 543 автомобильной дороги М-11 "Нева" Москва - Санкт-Петербург, 2 - в отношении участков км 517 - км 544 и км 633 - км 715 автомобильной дороги М-4 "Дон" Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск, 2 - в отношении пусковых комплексов N 1 и 5 автомобильной дороги А-113 Центральная кольцевая автомобильная дорога (Московская область);

заключено 4 долгосрочных операторских соглашения (в отношении участков км 21 - км 225, км 225 - км 633, км 1091 - км 1319 автомобильной дороги М-4 "Дон" Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск и км 58 - км 543 автомобильной дороги М-11 "Нева" Москва - Санкт-Петербург);

завершены строительство и реконструкция 1053,4 км участков автомобильных дорог Государственной компании;

соединены скоростными автомобильными дорогами 5 агломераций - Московская, Ростовская, Краснодарская, Воронежская, Тульско-Новомосковская, а также один из крупнейших портов России - морской порт "Большой порт Санкт-Петербург";

повысилась безопасность движения автомобильного транспорта по сети автомобильных дорог Российской Федерации, снизилась аварийность и тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий;

в строительство и реконструкцию автомобильных дорог Государственной компании за период реализации Программы привлечено 215,8 млрд. рублей внебюджетных инвестиций, что обеспечило снижение нагрузки на федеральный бюджет;

протяженность автомобильных дорог Государственной компании, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, составила 2555,8 км (или 79,9 процента общей протяженности автомобильных дорог, переданных в доверительное управление Государственной компании);

размещены 54 многофункциональные зоны дорожного сервиса на автомобильных дорогах Государственной компании;

создана эффективная система управления автомобильными дорогами Государственной компании, эксплуатируемыми на платной основе, в том числе в части системы сбора платы;

появилась возможность широкомасштабного привлечения частных инвестиций, перехода на новую систему контрактных отношений (долгосрочные инвестиционные и концессионные соглашения, реализуемые в том числе по схеме "контракт жизненного цикла", операторские соглашения и др.), внедрения новых технологий и материалов, высокопроизводительных машин и оборудования в дорожную отрасль.

Реализация второго этапа Программы (2019 - 2024 годы) позволит осуществить развитие и расширить действующую сеть автомагистралей и скоростных автомобильных дорог Российской Федерации, в результате чего будут обеспечены:

скоростное автомобильное сообщение на участках международного транспортного маршрута "Европа - Западный Китай", от г. Казани до г. Санкт-Петербурга;

сокращение времени в пути транспортных средств, движущихся по маршруту Москва - Казань и из Центрального федерального округа по направлению к черноморским портам и курортам;

сокращение времени в пути между населенными пунктами - г. Горячий Ключ, г. Туапсе и г. Сочи;

увеличение протяженности автомобильных дорог Российской Федерации, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям;

прирост протяженности автомобильных дорог Российской Федерации, на которых будут устранены ограничения пропускной способности;

уменьшение протяженности автомобильных дорог Российской Федерации, обслуживающих движение в режиме перегрузки;

повышение качества услуг, оказываемых пользователям автомобильных дорог Государственной компании;

предоставление пользователям автомобильных дорог Государственной компании комплексной инфраструктурной услуги;

покрытие автомобильных дорог Государственной компании голосовым сигналом и передачей данных по стандарту 4G (LTE).

Реализация третьего этапа Программы (2025 - 2030 годы) позволит создать объекты, предусмотренные поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, построить обходы населенных пунктов, расширить узкие места на участках дорог, работающих в режиме перегрузки, в результате чего будут обеспечены:

увеличение протяженности автомобильных дорог Российской Федерации, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям;

прирост протяженности автомобильных дорог Российской Федерации, на которых будут устранены ограничения пропускной способности;

уменьшение протяженности автомобильных дорог Российской Федерации, обслуживающих движение в режиме перегрузки.

В результате реализации Программы планируется:

соединить скоростными автомобильными дорогами 13 агломераций - Московскую, Санкт-Петербургскую, Ростовскую, Краснодарскую, Воронежскую, Тульско-Новомосковскую, Нижегородскую, Казанскую, Владимирскую, Самарско-Тольяттинскую, Екатеринбургскую, Волгоградскую, Саратовскую, 2 крупнейших порта России - "Большой порт Санкт-Петербург" и морской порт Новороссийск;

улучшить качество жизни населения страны за счет улучшения транспортной доступности;

повысить безопасность движения автомобильного транспорта по сети автомобильных дорог Российской Федерации, снизить аварийность и тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий;

повысить конкурентоспособность отраслей экономики Российской Федерации на мировых рынках за счет снижения транспортной составляющей в конечной цене продукции, ускорения оборачиваемости и уменьшения товарно-материальных запасов на складах.

Дальнейшее развитие опорной сети магистральных и скоростных автомобильных дорог Российской Федерации будет способствовать инновационному развитию экономики страны, созданию новых рабочих мест, росту спроса на продукцию отраслей, обеспечивающих дорожное хозяйство, повышению скорости движения транспортных потоков и снижению транспортной составляющей в конечной цене продукции и услуг.

Деятельность Государственной компании после завершения Программы планируется определить на основе стратегии развития Государственной компании до 2035 года, в которой необходимо предусмотреть долгосрочные цели и задачи Государственной компании, систему долгосрочных целевых индикаторов ее деятельности, этапы достижения целей, конфигурацию и целевые параметры развития сети автомагистралей и скоростных автомобильных дорог Государственной компании и платных участков автомобильных дорог Государственной компании, а также перспективные объемы и источники финансирования. Кроме того, стратегией предусматривается установить систему финансовых и технических ориентиров для участников инвестиционного рынка, что будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности реализуемых Государственной компанией проектов.

Приложение N 1

к Программе деятельности

Государственной компании

"Российские автомобильные дороги"

на долгосрочный период

(2010 - 2030 годы)

ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ

ПРОГРАММЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОМПАНИИ

"РОССИЙСКИЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ" НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД

(2010 - 2030 ГОДЫ)

(по состоянию на конец года)

Наименование индикатора, показателя

Единица измерения

2010 - 2030 годы

2010 - 2018 годы

2019 - 2024 годы

2025 - 2030 годы

2019 - 2030 годы, в том числе

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

2025 год

2026 год

2027 год

2028 год

2029 год

2030 год

I. Целевые индикаторы

1.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения, переданных в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги" (далее - Государственная компания), соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям

километров

-

-

-

-

2835,6

3202,6

3394,5

3591,8

3838,7

4928,7

4928,7

4937,9

4964,5

4964,5

4964,5

5003,9

2.

Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, переданных в доверительное управление Государственной компании, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям

процентов

-

-

-

-

83,1

86,1

84

86,3

86,6

88,6

88,6

88,6

88,8

88,8

88,8

89,3

3.

Повышение технических характеристик категорий автомобильных дорог Государственной компании в целях обеспечения средней скорости движения транспортных средств по указанным автомобильным дорогам. Протяженность автомобильных дорог федерального значения I технической категории, находящихся в доверительном управлении Государственной компании

километров

-

-

-

-

2490

2785,1

2852,1

2977,6

3253

4383,2

4404

4414,4

4414,4

4414,4

4414,4

4462,5

4.

Доля протяженности автомобильных дорог I технической категории в общей протяженности автомобильных дорог федерального значения, находящихся в доверительном управлении Государственной компании

процентов

-

-

-

-

73

74,8

70,5

71,6

73,4

78,8

79,2

79,2

79

79

79

79,6

5.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения, переданных в доверительное управление Государственной компании, обслуживающих движение в режиме перегрузки

километров

-

-

-

-

498

342

364

357

302

335

353

400

416

467

517

460

6.

Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, переданных в доверительное управление Государственной компании, обслуживающих движение в режиме перегрузки

процентов

-

-

-

-

14,6

9,2

9

8,6

6,8

6

6,3

7,2

7,4

8,3

9,3

8,2

7.

Протяженность автомобильных дорог федерального значения, находящихся в доверительном управлении Государственной компании

километров

-

-

-

-

3411,5

3721,7

4042,9

4161,6

4432,7

5562,9

5562,9

5573,3

5590,6

5590,6

5590,6

5606

8.

Прирост протяженности автомобильных дорог федерального значения, переданных в доверительное управление Государственной компании, на которых будут устранены ограничения пропускной способности

километров

1482,4

906,2

460,2

116

27,6

221,6

68,2

41,4

94,5

6,9

28

7,4

28,8

13,5

14,3

24,1

9.

Безопасность движения по автомобильным дорогам Государственной компании. Удельный вес дорожно-транспортных происшествий с недостатками транспортно-эксплуатационного состояния

процентов

-

-

-

-

3,1

5,2

6,8

5,31

9,9

9,85

9,8

9,75

9,7

9,65

9,6

9,55

10.

Обеспечение качества обслуживания пользователей автомобильными дорогами Государственной компании, включая обеспечение объектами дорожного сервиса в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог за счет создания многофункциональных зон дорожного сервиса. Количество многофункциональных зон дорожного сервиса на автомобильных дорогах Государственной компании

штук

-

-

-

-

60

62

67

80

92

105

113

121

125

129

133

137

11.

Прирост протяженности автомобильных дорог федерального значения, переданных в доверительное управление Государственной компании, обеспечивающих пропуск транспортных средств с нагрузкой на наиболее загруженную ось 11,5 тонны

километров

4417,1

1497,6

2518,6

400,9

312,2

483,1

141,2

166,9

275,3

1139,9

44,9

34,9

56,4

40,6

47,5

176,6

II. Целевые показатели

12.

Строительство и реконструкция автомобильных дорог Государственной компании - всего

километров

3370,2

1053,3

2048,3

268,6

202,6

418,9

110,9

167,6

285,2

863,1

20,8

15,5

51,3

38

-

143

тыс. кв. метров

75626,6

28725,5

41832,2

5068,9

5333,1

9108

2754,7

3316,2

5456

15864,3

798

204,8

1058,8

1457,8

-

1549,5

километров, в однополосном исчислении

20727,7

8207,7

11016,6

1503,4

1523,7

2602,3

787

876,1

1287,7

3939,8

228

58,5

300,5

416,5

-

499,9

в том числе:

строительство

километров

2568,6

528,7

1852,4

187,5

197,8

310,1

82,8

114,4

285,2

862

-

15,5

29

-

-

143

тыс. кв. метров

52765,7

13714,9

36940,7

2110,1

5110,9

6200,2

2054,5

2277,1

5456

15842,1

-

204,8

355,8

-

-

1549,5

километров, в однополосном исчислении

14197,5

3918,4

9619,1

660

1460,2

1771,5

587

579,2

1287,7

3933,4

-

58,5

101,7

-

-

499,9

реконструкция

километров

801,6

524,7

195,9

81,1

4,7

108,9

28,1

53,1

-

1,1

20,8

-

22,3

38

-

-

тыс. кв. метров

22860,9

15010,6

4891,5

2958,8

222,2

2907,8

700,2

1039,1

-

22,2

798

-

703

1457,8

-

-

километров, в однополосном исчислении

6530,2

4289,3

1397,5

843,4

63,5

830,8

200

296,9

-

6,3

228

-

198,9

416,5

-

-

из них по объектам, реализуемым в рамках концессионных и инвестиционных соглашений

километров

1449,3

542,2

700,3

206,8

188,5

375,6

49,5

-

86,7

-

20,8

7,8

35,2

-

-

143

13.

Объемы капитального ремонта

километров

866,3

466,7

189,9

209,7

59

86,2

26,4

9,2

-

9,1

24,1

24,5

19,6

45,1

47,5

48,9

14.

Ввод в эксплуатацию автомобильных дорог федерального значения, мероприятия по строительству которых осуществлялись с привлечением средств Инвестиционного фонда Российской Федерации

километров

61,6

61,6

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

15.

Размер средств, связанных с доверительным управлением Государственной компании - всего

млн. рублей

4334488,4

809282,6

1497149

2028056,8

138839,2

171825,8

397857,9

415626,8

181698,4

191300,9

281392,6

285519,2

342310,9

360705,2

374352,5

383776,3

в том числе:

субсидии из федерального бюджета на осуществление деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании

млн. рублей

821909,2

127644,9

308610,8

385653,6

47703,6

35893,1

74077

27158,3

35366

88412,8

80352,1

61060,3

61060,3

61060,3

61060,3

61060,3

субсидии из федерального бюджета на осуществление деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании

млн. рублей

2373132,3

641623,3

916203,2

815305,9

72800,3

112448,5

283286,6

333846

85967,9

27853,9

102768,1

112537,8

150000

150000

150000

150000

доходы от осуществления деятельности по доверительному управлению

млн. рублей

1139446,8

40014,5

272335

827097,3

18335,2

23484,2

40494,4

54622,5

60364,5

75034,2

98272,4

111921,2

131250,6

149645

163292,2

172716

в том числе:

доходы от сбора платы за проезд транспортных средств

млн. рублей

1132562,5

37688,5

270255,1

824618,8

18067,7

23191,4

40071,8

54265,7

60000

74658,6

97882,2

111522,1

130842,4

149227,5

162865,3

172279,3

плата за возмещение вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов

млн. рублей

977

296

342

339

78,6

88,4

56,1

37,2

38,5

43,1

51,1

53,1

55,3

57,5

59,8

62,2

прочие доходы

млн. рублей

5907,4

2030

1737,9

2139,5

188,9

204,4

366,5

319,6

326

332,5

339,2

346

352,9

359,9

367,1

374,5

16.

Размер средств, связанных с собственной деятельностью Государственной компании

млн. рублей

107554,2

20505,5

49624,8

37423,9

2787,7

3156,5

4739,1

22902,8

10150,9

5887,9

5827,2

5982,7

6144,4

6312,6

6487,5

6669,4

в том числе:

размер имущественного взноса Российской Федерации

млн. рублей

58205,7

12630,2

33937,3

11638,2

1904,1

1868,9

1939,4

19426,5

6858,7

1939,7

1939,7

1939,7

1939,7

1939,7

1939,7

1939,7

из них:

Полный текст документа вы можете просмотреть в коммерческой версии КонсультантПлюс.