Раздел 7. Организация коррекционно-развивающей работы в дошкольной образовательной организации

РАЗДЕЛ 7. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

42. Как понимается коррекционно-развивающая работа в Федеральной программе, и что она в себя включает?

Согласно ФГОС ДО содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью <22>.

--------------------------------

<22> П. 2.11.2 ФГОС ДО

В отличие от коррекционной работы, осуществляемой в рамках Федеральной адаптированной программы дошкольного образования (далее - ФАОП ДО) коррекционно-развивающая работа (далее - КРР) в Федеральной программе охватывает детей всех целевых групп, включая детей с особыми образовательными потребностями (далее - ООП), в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и детей-инвалидов, образовательные потребности которых подразумевают не только коррекцию, но и развитие. Таким образом КРР и/или инклюзивное образование в Федеральной программе носит целостный характер и направлены на сохранение психического и психологического здоровья детей всех целевых групп обучающихся, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, обеспечение условий для их успешной социализации в условиях ДОО.

43. Какие целевые группы нуждаются в оказании им адресной психологической помощи и включении их в программы КРР?

В образовательной практике определяются следующие категории целевых групп обучающихся для оказания им адресной психологической помощи:

1) нормотипичные дети с нормативным кризисом развития;

2) обучающиеся с ООП:

00000080.png с ОВЗ и (или) инвалидностью, получившие статус в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

00000081.png обучающиеся по индивидуальному плану на основании медицинского заключения (дети, находящиеся под диспансерным наблюдением, в том числе часто болеющие дети); часто болеющие дети характеризуются повышенной заболеваемостью острыми респираторными инфекциями, которые не связаны с врожденными и наследственными состояниями, приводящими к большому количеству пропусков ребенком в посещении ДОО;

00000082.png обучающиеся, испытывающие трудности в освоении образовательных программ, развитии, социальной адаптации;

00000083.png одаренные обучающиеся (в определении степени одаренности принимают участие воспитатели, специалисты, педагог-психолог);

3) дети и (или) семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, признанные таковыми в нормативно установленном порядке;

4) дети и (или) семьи, находящиеся в социально опасном положении (безнадзорные, беспризорные, склонные к бродяжничеству), признанные таковыми в нормативно установленном порядке;

5) обучающиеся "группы риска": проявляющие комплекс выраженных факторов риска негативных проявлений (импульсивность, агрессивность, тревожность).

На уровне дошкольного образования группа 4 практически не встречается.

44. Какие меры психолого-педагогического сопровождения включает КРР, и кто их реализует?

КРР объединяет комплекс мер по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся, включающий педагогическое и психологическое обследование; проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий; мониторинг динамики их развития.

КРР могут быть охвачены дети, нуждающиеся в поддержке и коррекционной помощи.

Поддержка направлена на профилактику и предупреждение трудностей в освоении образовательной программы, развитие личности и успешную социализацию детей разных целевых групп. Поддержка детей, не нуждающихся в коррекционной работе, осуществляется педагогами и педагогом-психологом (при необходимости).

Содержание, объем и структура оказания коррекционной помощи определяется психолого-педагогическим консилиумом Организации (далее - ППК) на основе анализа анамнеза, запроса и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) (при наличии). С запросом на прохождение ребенком ППК может выступить родитель или специалисты с согласия родителей (учитель-логопед, педагог-психолог). Таким образом, дети всех целевых групп в образовательной организации могут пройти через ППК. При необходимости инициируется прохождение ребенком ПМПК для уточнения диагноза и выбора траектории индивидуального образовательного маршрута.

! Коррекционная помощь осуществляется педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом. Роль воспитателя в реализации коррекционной работы заключается в обеспечении индивидуального подхода (индивидуальной работы) с ребенком, включая выполнение рекомендаций, полученных от специалистов.

К осуществлению коррекционной помощи могут привлекаться музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре (в рамках функционала, предусмотренного профстандартом или квалификационной характеристикой каждого специалиста).

Коррекционная помощь для детей с ОВЗ и (или) инвалидностью, получивших статус в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляется в рамках ФАОП ДО. Для каждого ребенка или группы детей одной нозологии используется отдельная адаптированная программа, включая сопровождение тьютора (при наличии рекомендации в заключении ПМПК).

Для детей других целевых групп, нуждающихся в коррекционной помощи, работа может реализовываться в рамках Федеральной программы (см. раздел по КРР). Для данной категории детей предусмотрен индивидуальный образовательный маршрут, позволяющий реализацию КРР в рамках образовательной программы без увеличения нагрузки для ребенка.

45. Кто осуществляет КРР в условиях ДОО?

КРР осуществляют педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды и другие квалифицированные специалисты.

Если в ДОО нет педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда <23>, то образовательная организация может использовать сетевую форму реализации образовательных программ дошкольного образования и/или отдельных компонентов, которая даст возможность освоить образовательные программы воспитанниками с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность на основании договора между указанными организациями. Так, по договору сетевого взаимодействия могут быть привлечены из других организаций учителя-логопеды, педагоги-психологи, учителя-дефектологи.

--------------------------------

<23> п. 5 Приказа Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. N 373

46. Что такое психолого-педагогический консилиум ДОО, и какие задачи он решает?

С целью создания оптимальных условий обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся в ДОО создается ППК.

Задачи ППК обозначены в п. 1.2. Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации:

00000084.png выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей развития, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения;

00000085.png разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся;

00000086.png консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования;

00000087.png контроль за выполнением рекомендаций ППК.

В Приложениях 1 - 5 к Примерному положению о ППК образовательной организации дан перечень документов ППК, а также формы протоколов заседаний ППК и представления на обучающегося для предоставления на ПМПК, коллегиального заключения ППК, согласия родителей на проведение психолого-педагогического обследования специалистами ППК <24>.

--------------------------------

<24> Распоряжение Минспросвещения России от 09.09.2019 г. N Р-93 "Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации"

! На основе данного документа Организация может разработать и утвердить локальным актом свое Положение о психолого-педагогическом консилиуме, адаптированном под условия организации КРР в конкретном ДОО.

Необходимо учитывать, что КРР будет эффективной при комплексном подходе, включающем лечение и оздоравливающие процедуры (при необходимости), психолого-педагогическую коррекцию и развивающую работу, активное просвещение и консультирование родителей обучающихся. Это предполагает активное взаимодействие всех специалистов ДОО между собой и с семьями обучающихся, сетевое взаимодействие с медицинскими учреждениями и учреждениями социальной защиты.

47. Каковы направления работы в рамках КРР каждой из целевых групп?

Выделяются четыре направления работы в рамках КРР: диагностика, КРР, консультативная работа, информационно-просветительская работа.

48. Какие направления включает диагностическая работа?

Диагностическая работа направлена на выявление обучающихся, нуждающихся в КРР, анализ эффективности реализации КРР и представляет собой комплексный сбор сведений об обучающемся на основании диагностической информации от специалистов разного профиля (педагога (воспитателя), учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога и других специалистов).

Диагностическая работа в ДОО может осуществляться методами педагогической, психологической, психолого-педагогической диагностики, в зависимости от того, кто из специалистов и с какой целью ее осуществляет. Педагогическая диагностика осуществляется педагогом (воспитателем), психологическая диагностика осуществляется педагогом-психологом, комплексная психолого-педагогическая диагностика может осуществляться разными специалистами, включая педагога (воспитателя), педагога-психолога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога в рамках социально-психологической службы образовательной организации, либо в рамках сетевого взаимодействия.

Диагностическая работа осуществляется по следующим направлениям:

00000088.png изучение особенностей освоения обучающимся образовательной программы (трудности освоения, опережение и т.д.);

00000089.png изучение особенностей развития личности и социализации обучающегося (трудности адаптации, индивидуальные особенности и потребности т.д.);

00000090.png изучение и анализ внешних факторов и условий развития обучающегося (особенности социального контекста развития, особенности семейного воспитания, стиль общения педагога (воспитателя)), способствующих или препятствующих освоению образовательной программы и успешной социализации;

00000091.png определение эффективности хода реализации и результата КРР.

Диагностика может осуществляться по одному или нескольким направлениям, в зависимости от особенностей развития обучающегося, характера запроса и иметь различные диагностические цели, конкретизирующие задачи и содержание КРР.

49. По каким основным направлениям осуществляется консультативная и информационно-просветительская работа?

Консультативная и информационно-просветительская работа может осуществляться разными специалистами, включая педагога (воспитателя), педагога-психолога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога в рамках социально-психологической службы образовательной организации либо в рамках сетевого взаимодействия.

Консультативная работа включает:

00000092.png разработку рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с трудностями в освоении образовательной программы и социализации, единых для всех участников образовательных отношений;

00000093.png консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимся;

00000094.png консультативную помощь семье в вопросах выбора оптимальной стратегии воспитания и приемов КРР с ребенком.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

00000095.png различные формы просветительской деятельности, направленные на разъяснение участникам образовательных отношений вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в том числе с ОВЗ и инвалидностью, трудностями в освоении образовательной программы и социализации;

00000096.png проведение тематических выступлений, онлайн-консультаций для педагогов и родителей по разъяснению возрастных и индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся, в том числе с ОВЗ и инвалидностью, трудностями в освоении образовательной программы и социализации.

50. Содержание и формы коррекционно-развивающей работы с детьми в ДОО?

КРР с обучающимися целевых групп в ДОО осуществляется в ходе всего образовательного процесса, во всех видах и формах деятельности, как в форме совместной деятельности педагога с детьми, так и в организованной деятельности, в том числе и в форме коррекционно-развивающих (групповых и/или индивидуальных) занятий со специалистами.

Выбор конкретных коррекционно-развивающих мероприятий, их количество, форма организации, методы и технологии реализации, содержание определяются ДОО самостоятельно для каждого обучающегося/групп обучающихся, исходя из запроса и с учетом согласия родителей, возрастных и индивидуальных особенностей детей, их образовательных потребностей, рекомендаций ППК образовательной организации.