Таблица 3. Образовательная область "Речевое развитие"

От 2 мес. до 1 года

От 1 года до 2 лет

От 2 лет до 3 лет

От 3 лет до 4 лет

От 4 лет до 5 лет

От 5 лет до 6 лет

От 6 лет до 7 лет

Формирование словаря

Переход от гуления, произнесения гласных, лепета к пониманию слов, фраз, закрепление простых слов из одинаковых слогов, обозначающих окружающие предметы.

Закрепление умения откликаться на свое имя.

Формирование словаря

Расширение запаса слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, их признаки, действия, местоположение, умение отвечать на вопросы, употреблять местоимения, выражать и выполнять просьбы, повторять двухсложные слова, фразы из двух-трех слов.

1. Формирование словаря

Понимание речи, нахождение предметов по признакам и местоположению;

активизация словаря существительными, глаголами действия, прилагательными, наречиями, закрепление названий предметов и действий с ними.

2. Звуковая культура речи

Умение говорить внятно, выразительно, правильно произносить простые звуки; воспроизводить ритм слова; не пропуская слоги, использование вербальных и невербальных средств при выражении отношения к предмету разговора.

3. Грамматический строй речи

Использование грамматических категорий:

окончаний существительных; уменьшительно-ласкательных суффиксов;

умение выражать и мысли посредством трехчетырехсловных предложений.

4. Связная речь

Составление рассказа из нескольких предложений, умение включаться в речевое взаимодействие, понимать речь, выражать свои мысли, чувства, впечатления, отвечать на вопросы.

6. Интерес к художественной литературе

Восприятие детских фольклорных произведений, рассказов, четверостиший.

1. Формирование словаря

Расширение запаса слов, обозначающих людей, предметы, объекты природы, их части, качества, действия с ними в соответствии с назначением, понимание обобщающих слов.

2. Звуковая культура речи

Развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, правильного дыхания, звукопроизношения, слухового внимания, моторики речевого аппарата;

воспроизведение ритма стихотворения.

3. Грамматический строй речи

Употребление прилагательных и существительных в роде, падеже, употребление существительных с предлогами, слов в разном роде, числе и падеже, составление простых распространенных предложений, выстраивание сложных предложений, использование разных способов словообразования (в том числе приставочный), образование повелительной формы глаголов.

4. Связная речь

Составление рассказа из нескольких предложений, игровое общение со сверстниками, использование основных форм речевого этикета, умение отвечать на вопросы и задавать их, рассказывать о своих чувствах, желаниях впечатлениях.

5. Подготовка детей к обучению грамоте

Формирование умения вслушиваться в звучание слова, закреплять в речи детей термины "слово", "звук" в практическом плане.

6. Интерес к художественной литературе

Восприятие жанров фольклора и художественной литературы, понимание содержания, композиции текста, умение произносить потешки и стихотворения, ролевые диалоги, знакомые строчки и рифмы.

1. Формирование словаря

Расширение запаса слов, обозначающих людей, профессии, предметы, материалы, объекты природы, их части, качества, свойства, действия, родовые и видовые обобщения.

2. Звуковая культура речи

Правильное произношение звуков, воспроизведение фонетического и морфологического рисунка слова, говорить внятно, выразительно, в нормальном темпе, регулировать интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи.

3. Грамматический строй речи

Использование полных, распространенных простых предложений с однородными членами, сложноподчиненных предложений; употребление суффиксов и приставок при словообразовании;

использование правильных окончаний в речевом высказывании.

4. Связная речь

Составление описательных и повествовательных рассказов, пересказов, развитие речевого творчества, развитие умения задавать вопросы и развернуто отвечать, использование разных типов реплик, участие в коллективном разговоре.

5. Подготовка детей к обучению грамоте

Закрепление умений понимать термины "слово", "звук", уметь осуществлять звуковой анализ слов, произносить слова, узнавать слова на заданный звук.

6. Интерес к художественной литературе

Формирование представлений об основных особенностях жанров литературных произведений; развитие способности воспринимать содержание и форму художественных произведений, формирование исполнительских умений.

1. Формирование словаря

Расширение словаря за счет представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей, профессиях, технике, трудовых действиях, состояниях людей, социально-нравственных категориях, обобщающих словах; использование синонимов и антонимов.

2. Звуковая культура речи

Развитие интонационной культуры речи, фонематического слуха, закрепление правильного произношения сонорных звуков, использование средств интонационной выразительности.

3. Грамматический строй речи

Использование несклоняемых существительных, слов, имеющих только множественное или единственное число, существительных множественного числа в родительном падеже, согласование существительных с числительными.

4. Связная речь Составление рассказов, пересказов, умение использовать разные типы реплик, использование невербальных средств общения; построение игровых диалогов, сочинение сюжетных рассказов, использование доказательной, выразительной речи, умение замечать и исправлять ошибки.

5. Подготовка детей к обучению грамоте

Ознакомление с терминами "слово", "звук", "буква", "предложение", "гласный звук" и "согласный звук"; проведение звукового анализа слова, определение твердости, мягкости согласных, составление предложения по модели; определение количества и последовательности слов в предложении, словесное ударение

6. Интерес к художественной литературе

Формирование интереса к произведениям познавательного характера, представлений о некоторых жанровых, композиционных, языковых особенностях произведений;

формирование исполнительских умений, поддержка инициативы в выборе произведений.

1. Формирование словаря

Подбор точных слов для выражения мысли; использование в речи средств языковой выразительности: антонимов, синонимов, многозначных слов, метафор, олицетворения.

2. Звуковая культура речи

Автоматизация и дифференциация сложных для произношения звуков речи; исправление имеющихся нарушений в звукопроизношении.

3. Грамматический строй речи

Образование сложных слов посредством слияния основ, использование разных типов предложений, согласование существительных с другими частями речи, их образование с суффиксами, глаголов с приставками, сравнительной и превосходной степени прилагательных.

4. Связная речь

Составление разных типов рассказов, пересказов, поддержание диалога, выбор этикетной формы в зависимости от ситуации общения, использование средств языковой выразительности, объяснительной, доказательной речи, рассуждений, умение осуществлять речевое планирование, замечать ошибки.

5. Подготовка детей к обучению грамоте

Осуществление звукового анализа слов, формирование умений интонационно выделять звуки в слове, определять их последовательность, составлять предложения с заданным количеством слов; выделять ударение, определять количество и последовательность слов в предложении, чтение слогов.

6. Интерес к художественной литературе

Формирование отношение к книге как эстетическому объекту, интереса к познавательной и природоведческой литературе, жанрам, уточнение представлений о жанровых, композиционных и языковых особенностях жанров литературы;

развитие образности речи и словесного творчества, поддерживать избирательные интересы.