Раздел 1. Содержание образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации

РАЗДЕЛ 1. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1. На каком языке осуществляется реализация федеральной образовательной программы дошкольного образования?

В дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации.

Согласно нормативным документам, образовательная деятельность может осуществляться на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе на русском языке как родном языке, в соответствии с образовательной программой дошкольного образования и на основании заявления родителей (законных представителей) <2> (далее - родители).

--------------------------------

<2> п. 11 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373 (в ред. от 08.11.2022).

В Российской Федерации гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации. В образовательных организациях Российской Федерации может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с их законодательством. Язык, языки образования определяются локальными нормативными актами образовательной организации. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами <3>.

--------------------------------

<3> Ст. 14 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в ред. от 03.08.2018 N 317-ФЗ).

2. Как усложняется содержание образовательной деятельности по образовательным областям в зависимости от возраста обучающихся?

Отличительной особенностью содержания образовательной деятельности по образовательным областям является опора на достижения отечественной дошкольной педагогики и возрастной психологии, учет современных тенденций развития науки и практики в области дошкольного образования, включая как традиционные, так и новейшие технологии, методы, формы и средства обучения и воспитания. За основу взяты научно-обоснованные подходы к усложнению содержания образования в разных возрастных группах обучающихся, что выражается в последовательности образовательного процесса при переходе от одного возрастного периода к другому (См. Приложение 1. Таблицы 1 - 5).

В содержании образовательной области "Социально-коммуникативное развитие", особое внимание уделяется формированию представлений ребенка о себе, окружающих людях, развитию эмоционального интеллекта, освоению навыков культуры общения и поведения, формированию опыта социального взаимодействия. Начиная с трех-четырех лет вводится новый подраздел "Формирование основ гражданственности и патриотизма", где содержание работы направлено на усвоение духовно-нравственных и социокультурных ценностей, правил и норм поведения через формирование представлений о малой родине и стране в целом, достижениях в области отечественной науки, культуры, спорта, волонтерской деятельности. Актуальным и новым в содержании данной образовательной области является формирование основ элементарных экономических представлений в старшем дошкольном возрасте, что способствует воспитанию ответственности и бережливости, уважения к труду. В возрастной категории от трех до четырех лет добавляется подраздел "Формирование основ безопасного поведения" в быту, природе, социуме, сети Интернет, что является важным и своевременным, так как проблема определения условий и создания системы обеспечения комплексной безопасности детей является приоритетной в государственной политике.

В содержании образовательной области "Познавательное развитие" предусмотрено несколько подразделов, с различных сторон, широко и комплексно раскрывающих перед ребенком окружающий мир. В содержании подраздела "Сенсорные эталоны и познавательные действия", начиная со старшего дошкольного возраста, уделяется особое внимание исследовательской активности и предусмотрено ознакомление с цифровыми средствами познания, которые способны существенно облегчить процесс ознакомления детей с окружающим миром при условии их методически правильного применения.

Подраздел "Математическое развитие" базируется на традиционном для отечественного дошкольного образования содержании, учитывающем возрастные особенности детей и направленном на амплификацию детского развития.

Содержание подраздела "Окружающий мир", предусматривает формирование представлений ребенка о себе, семье, предметном мире, явлениях общественной жизни, исторических событиях в стране, инфраструктуре города, села, традициях народов нашей страны.

В подразделе "Природа" предусмотрено формирование целостных представлений об объектах живой и неживой природы ближайшего окружения и разных природных зон, где в старшем дошкольным возрасте они рассматриваются во взаимосвязи со средой обитания. Последовательно у детей формируются представления о сезонных изменениях в природе, связанных с ними атмосферных явлениях и их влиянии на жизнь животных, растений и человека. В подготовительной к школе группе делается акцент на понимании взаимосвязи человека и природы, его роли и деятельности в природной среде, профессиях, связанных с природой и ее охраной.

В образовательной области "Речевое развитие" содержание представлено подразделами в соответствии с отечественной классической методикой развития речи, с более подробной конкретизацией подраздела "Подготовка детей к обучению грамоте", обозначением расширения средств речевого развития, включая информационно-коммуникационные технологии.

В содержании образовательной области "Физическое развитие" более детально прописаны физические упражнения. Традиционно выделяется обучение детей спортивным упражнениям, а в качестве активного отдыха предлагаются туристские прогулки и экскурсии, которые являются средством оздоровления, активизации двигательной деятельности, ознакомления с природой родного края, формирования нравственно-волевых качеств, и которые организуются в зависимости от наличия необходимых для этого условий, оборудования, региональных и климатических особенностей.

Уделяется внимание приобщению детей к здоровому образу жизни, формированию необходимых для этого представлений о факторах, влияющих на здоровье, воспитанию осознанного и бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, интереса к физкультуре и спорту, усвоению правил безопасного поведения в двигательной деятельности.

В содержании образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" предусматривается ознакомление детей с разными видами и жанрами изобразительного, музыкального искусства, средствами выразительности, конкретно указаны технические умения для их освоения, которые усложняются с возрастом. Особое внимание уделяется развитию творчества, импровизации и самостоятельности детей, ознакомлению с театром и театральной культурой, делается акцент на формировании интереса к музыке, живописи, архитектуре, народному искусству. Все это существенно расширяет кругозор и опыт детей, способствует эстетико-художественному восприятию мира, обеспечивает тесную связь с краеведческой работой.