РАЗДЕЛ 2. ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СПОСОБЫ ИХ ОРГАНИЗАЦИИ

3. Какие виды детской деятельности организуются в ДОО?

Согласно ключевым положениям Федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) конкретное содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности <4>: общении, предметной, игровой, двигательной, речевой, экспериментировании и познавательно-исследовательской, изобразительной деятельности и конструировании, музыкальной, трудовой.

--------------------------------

<4> п. 2.7. ФГОС ДО

4. Каковы особенности детских видов деятельности на разных этапах развития ребенка?

Общение в младенческом возрасте (два месяца - один год) направлено на установление эмоционально-положительных контактов ребенка со взрослым, формирование общения, опосредованного предметами, овладение социальными способами общения (эмоционально-выразительными реакциями и первыми словами). В раннем возрасте (один год - три года) развитие ребенка осуществляется в процессе ситуативно-делового общения со взрослым и эмоционально-практического со сверстниками, которое реализуется под руководством взрослого. В дошкольном возрасте (три года - восемь лет) общение со взрослым, помимо ситуативно-деловой формы, реализуется во внеситуативно-познавательной, внеситуативно-личностной формах; формы общения со сверстниками меняются, приоритетными становятся ситуативно-деловое и внеситуативно-деловое общение.

Предметная деятельность является основой познавательно-исследовательской деятельности и создает условия для возникновения игровой деятельности. Она направлена на овладение предметно-орудийными действиями, усвоение свойств предметов (величина, форма, цвет, движение и другие), пространственных отношений (далеко, близко), части и целого и другие. Ребенок овладевает предметно-орудийными действиями при помощи взрослого, выполняя манипулятивные действия с предметами.

Игровая деятельность возникает в конце раннего возраста в форме отобразительной, сюжетно-отобразительной игры, игры с дидактическими игрушками. Педагог мотивирует ребенка к воспроизведению отдельных простых событий повседневной жизни с помощью предметов-заместителей (кубиков, палочек, лоскутов ткани, коробок разного размера и других безопасных и многофункциональных предметов). В дошкольном возрасте организуются разные виды игр: сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские, строительно-конструктивные, дидактические, подвижные. Игровая деятельность меняется на протяжении дошкольного детства. С возрастом усложняются сюжет и содержание игры, способы ее построения (от цепочки условных действий с предметами игра переходит к передаче цепочки специфических ролевых взаимодействий, а затем к последовательным разнообразным событиям); формы организации (от индивидуальных игр, к играм рядом и совместной деятельности); продолжительность игры (от нескольких минут до нескольких дней); состав играющих детей (от двух до пяти - семи детей). Именно эти изменения учитывает педагог, определяя способы организации игровой деятельности.

Двигательная деятельность в младенческом возрасте предусматривает пространственно-предметные перемещения ребенка, хватание, ползание, ходьбу, тактильно-двигательные игры. В раннем возрасте ребенок осваивает основные движения, общеразвивающие упражнения, простые подвижные игры. В дошкольном возрасте усложняются основные виды движений, общеразвивающие упражнения, подвижные игры, дети овладевают элементами спортивных игр и другое.

Речевая деятельность изменяется в соответствии с возрастом ребенка: в младенческом возрасте он осваивает слушание и понимание речи взрослого, гуление, лепет и первые слова; в раннем возрасте формируется понимание речи взрослого, слушание и понимание стихов, развивается активная речь; в дошкольном возрасте - слушание речи взрослого и сверстников, развивается активная диалогическая и монологическая речь.

Экспериментирование в раннем возрасте организуется с материалами и веществами (песок, вода, тесто); в дошкольном - развивается активная познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование.

В раннем возрасте организуется изобразительная деятельность (рисование, лепка) и конструирование из мелкого и крупного строительного материала; в дошкольном - рисование, лепка, аппликация и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребенка.

Музыкальная деятельность в младенческом возрасте направлена на слушание музыки, выполнение танцевальных движений на основе подражания, музыкальных игр. В раннем возрасте ребенок осваивает слушание музыки и исполнительство, музыкально-ритмические движения. В дошкольном - слушание и понимание музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах.

Элементарная трудовая деятельность в раннем возрасте организуется в форме самообслуживания, выполнения детьми простых трудовых действий (ребенок убирает игрушки, подметает веником, поливает цветы из лейки и другое). В дошкольном возрасте ребенок овладевает всеми видами труда: самообслуживанием, хозяйственно-бытовым, в природе, ручным.

Для поддержки всех видов детской деятельности в разные возрастные периоды дошкольного детства можно рекомендовать педагогу:

00000001.png наблюдать за деятельностью детей для выявления круга их интересов и потребностей с целью адресного выбора вида и формы организации деятельности, ее содержания и способов реализации;

00000002.png расширять свои представления и представления родителей детей об особенностях, возможностях и развивающем потенциале разных видов детской деятельности;

00000003.png поддерживать самостоятельную детскую деятельность через организацию развивающей предметно-пространственной среды (далее - РППС) в условиях ДОО и давать рекомендации родителям детей по ее организации в домашних условиях.

5. Какие виды детской деятельности являются ведущими?

В разные возрастные периоды ведущими являются следующие виды деятельности:

В младенческом возрасте - эмоционально-положительное общение взрослого с ребенком, которое является основой для становления личности ребенка в первом полугодии и залогом его дальнейшего успешного развития. Под влиянием общения со взрослыми формируется интерес к близкому человеку, возникает эмоциональное отношение к нему, потребность в новых впечатлениях, интенсивно развивается познавательная активность младенца, проявляющаяся в интересе к окружающему миру, чувствительность к звучанию музыки и поэтического слова, развиваются совместные действия со взрослым. Основной задачей взрослого является обеспечение эмоционально положительного развивающего общения.

В раннем возрасте ведущей является предметная деятельность. Она способствует развитию познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти и других), активному освоению языка, нового отношения к миру предметов и другое. Под влиянием предметной деятельности развиваются общение, игра, сюжетное конструирование, рисование, элементарное самообслуживание и другое. Важная роль в овладении предметной деятельностью принадлежит деловому общению.

В дошкольном возрасте ведущей для ребенка является игровая деятельность. Она способствует становлению психических функций (мышления, речи, памяти, внимания, воображения, произвольности всех психических процессов и поведения, мотивационно-потребностной сферы и другое), видов деятельности (общения, познавательной, конструктивной, изобразительной), развитию личности ребенка в целом (физического, нравственного, познавательного, эстетического и другое). В сюжетно-ролевой игре дети в соответствии с собственными замыслами и потребностями разворачивают сюжет, организуют игровые ситуации, осуществляют ролевое взаимодействие. Тем самым осваивают систему человеческих отношений и окружающий мир во всем его многообразии.

Игра позволяет решать реальные образовательные задачи в воображаемой (условной) ситуации.

6. Какими способами можно поддержать инициативу и самостоятельность ребенка в деятельности?

Деятельность детей может осуществляться:

00000004.png по инициативе педагога, который привлекает детей к совместной образовательной деятельности, создает условия для самостоятельной деятельности детей;

00000005.png по инициативе детей, когда дети активно включаются в процесс самостоятельного выбора вида деятельности, способов ее реализации, содержания, партнеров.

Деятельности, которые организованы по инициативе ребенка чаще всего составляют группу свободной самостоятельной деятельности детей. Такие виды детской деятельности направлены и содержательно связаны с интересами и предпочтениями детей. Желания детей могут быть самыми разнообразными, что проявляется в стремлении ребенка включиться в игру, сочинить рассказ или песню, танцевать, конструировать или исследовать, рисовать или лепить.

При этом педагог поддерживает ребенка в его стремлении заняться самостоятельной инициативной деятельностью, для этого он использует специальные приемы поддержки. Это могут быть вопросы: "Ты будешь делать домик из конструктора или картона?", "Для кого будешь делать домик?", "Ты будешь делать домик один или пригласишь других детей?".

Поддержать инициативу можно одобрением и поощрением действий ребенка: "Очень интересная идея, я думаю, у тебя обязательно должно получиться", "Как хорошо, что ты придумал сделать коробочку для мелких игрушек, теперь они не потеряются и их не придется искать", "Я думаю, что написать письмо заболевшему ребенку очень хорошая идея, Антону будет приятно его получить" и другое.

Для поддержки детской инициативы и активности детей важно правильно организовать РППС, наполнить ее атрибутами и оборудованием для возможности включиться ребенку в разные виды детской деятельности. Педагог может предоставлять ребенку выбор игрушек, деятельности, партнеров, места; побуждать детей к самостоятельной свободной активности собственным примером (начинает сам какую-либо увлекательную деятельность - рисует красками, вырезает снежинки, делает корзиночки и прочее); создавать проблемные ситуации ("Ребята, давайте украсим группу к празднику, у нас есть цветная бумага и ножницы. Как можно это сделать?" и другие).

Для развития детской инициативы необходимо особое внимание уделять поддержке детского интереса к окружающему миру, обращать внимание на детские вопросы, поощрять желание ребенка получать новые знания, осуществлять деятельность в соответствии со своими интересами.

7. Как развивать игровую деятельность детей?

Игра является для ребенка самоценной, эмоционально-насыщенной формой жизнедеятельности. Развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий жизни и воспитания ребенка.

Развитие игровой деятельности детей осуществляется по следующим направлениям:

Обогащение содержания игры. Игра носит отражательный характер, в ней ребенок отображает интересующие его стороны действительности, стремится разобраться в социальных отношениях. Такой опыт дети получают в процессе экскурсий, наблюдений, рассматривания картин, просмотра мультипликационных фильмов и кинофильмов, из книг и общения со взрослыми и сверстниками.

Развитие игровых умений или способов построения игры. На протяжении дошкольного детства игра меняется, усложняется способ построения игры.

Развитие игрового общения, способов игрового сотрудничества. Творческая игра по своей природе ориентирована на взаимодействие между детьми, связанное с распределением ролей, согласованием игрового замысла, разрешением спорных ситуаций. Практика игрового сотрудничества накапливается у детей в играх, которые носят совместный характер, требуют согласования в решении игровых задач.

Основные приемы развития игровой деятельности детей:

00000006.png включение в игру новых предметов;

00000007.png включение в игру новых действий (показ, обсуждение);

00000008.png наблюдение за окружающим миром и социальными явлениями и их обязательное обсуждение с выделением действия, содержания речевого взаимодействия;

00000009.png смещение акцента от моделирования действий к моделированию отношений;

00000010.png помощь в выборе сюжета, обозначении ролей;

00000011.png обсуждение правил, регулирующих отношения в игре;

00000012.png организация РППС.

8. Как инициировать познавательную деятельность детей?

В основе развития познавательной деятельности ребенка лежит поддержка познавательной активности. Она проявляется в самостоятельности выбора игр и занятий, участии ребенка в организации игры, стремлении к общению, формулировке высказывания и отношении к событию и т.д.

Можно выделить следующие виды познавательной активности:

00000013.png исполнительскую активность, которая состоит в принятии ребенком предъявленной задачи, выборе способа действий на основе высказанных взрослым общих требований, показе образца, схемы ("Я жду помощи", "Я сомневаюсь", "Делаю так же");

00000014.png творческую (исследовательскую) активность, состоящую в самостоятельном выборе деятельности, постановке цели, выборе способа осуществления с высказыванием нескольких предположений, получением личностно-значимого результата ("Я могу!", "У меня получится!", "Мне же нравится!", "Как интересно!").

Практические приемы инициирования, повышения активности в поисковой деятельности состоят в том, чтобы заинтересовать ребенка предстоящей деятельностью, ее образностью, эмоциональностью, значимостью и необходимостью участия.

Важно мотивировать ребенка к исследовательскому поведению в ходе поиска способа выполнения. Для этого следует обсуждать возможные варианты поиска, прогнозирование хода и результата ("Если так ..., то ...", "Что изменится, если ..."), составлять алгоритмы, уточнять правила и ограничения, использовать приемы творческой педагогики (элементы творческих игр, сюрпризы, превращения, одушевления персонажей и другие).

Накопление ребенком опыта инициативного поведения в познавательной деятельности становится его личностным достижением и переносится в другие сферы.

9. Организация трудовой деятельности детей.

Своеобразие трудовой деятельности детей определяет особенности ее организации в ДОО. Ребенок не создает в своем труде общественно значимые материальные ценности. Значение детской трудовой деятельности в ее развивающем воздействии на личность ребенка. Труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании своих возможностей, позволяет ощутить себя "взрослым". В процессе трудовой деятельности у детей формируется потребность быть аккуратным, содержать одежду в чистоте, поддерживать порядок в игровом уголке и групповой комнате, ухаживать за растениями, делать поделки для игры, украшения группы, помогать взрослым, эстетически привлекательно организовать свой быт (красиво расставить столовые приборы, игрушки, аккуратно застелить кровати) и другое.

Трудовая деятельность связана с другими видами детской деятельности (познавательной, предметной деятельностью, общением). Особенно следует отметить близость детского труда к игре. Трудовая деятельность возникает и развивается в процессе игровой деятельности: дети отражают труд людей (готовят обед, стирают одежду, "ремонтируют машину" и другое), готовят атрибуты, необходимые для изображения взятых на себя ролей (бумажные кораблики, матросские шапочки, знаки дорожного движения, флажки и другое). Постепенно трудовая деятельность обособляется от игры и становится самостоятельной к концу дошкольного детства. Дети помогают поливать и убирать участок, расчищать дорожки от снега, ремонтируют игрушки и книги и другое.

В трудовой деятельности особое значение имеет игровая мотивация. Например, чтобы играть в больницу - подготовить рецепты (нарезать из бумаги), для игры в моряков - нарисовать на листе бумаги синие полосы для использований их в качестве элементов тельняшек, для игры в космонавтов - подготовить баллоны с воздухом (надуть воздушные шарики) и другое. Только в старшем дошкольном возрасте к игровому мотиву добавляется осознанное желание получить одобрение, положительную оценку своих действий взрослыми, стремление помочь другим людям, доставить радость родным и друзьям (подготовить открытку для мамы, сестренки, бабушки; отремонтировать разорванную книгу и другое).

Включение ребенка в трудовую деятельность представляет собой сложный процесс, требующий особой роли взрослого: взаимодействие педагога с детьми в трудовой деятельности, наблюдение за трудовой деятельностью детей, изучение детских возможностей и перспектив развития детской трудовой деятельности, организацию дежурств, поручений, коллективной трудовой деятельности детей.

Педагогу при организации трудовой деятельности можно рекомендовать наблюдение за инициативой детей по осуществлению трудовых действий, проведение бесед и игровых проблемных ситуаций с детьми, направленных на выявление их интересов, предпочтений в разных видах детской деятельности, требующих умений в элементарной трудовой деятельности. При этом основная задача педагога при организации самостоятельной трудовой деятельности детей - наполнить повседневную жизнь группы интересными делами и событиями с включением каждого ребенка в содержательную деятельность, в соответствии с его интересами и активностью.