Раздел 3. Педагогическая диагностика в дошкольной образовательной организации

РАЗДЕЛ 3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В ДОШКОЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

10. С какой целью в ДОО может проводиться педагогическая диагностика?

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников <5>.

--------------------------------

<5> Пункт 4.3 ФГОС ДО

В рамках педагогической диагностики может проводиться оценка индивидуального развития детей <6>. Она может быть направлена на изучение деятельностных умений ребенка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Педагогическая диагностика позволяет выявлять особенности и динамику развития ребенка, составлять на основе полученных данных индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной программы, своевременно вносить изменения в планирование, содержание и организацию образовательной деятельности.

--------------------------------

<6> пункт 3.2.3. ФГОС ДО

11. Нужно ли проводить педагогическую диагностику достижения планируемых результатов?

Планируемые результаты не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга) <7>.

--------------------------------

<7> Пункт 2.3.2 ФГОС ДО

12. В чем состоит специфика педагогической диагностики в ДОО?

Специфика педагогической диагностики в ДОО определяется требованиями ФГОС ДО:

00000015.png планируемые результаты освоения Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее - Федеральной программы) заданы как целевые ориентиры дошкольного образования (далее - ДО) и представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на разных этапах дошкольного детства;

00000016.png целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей и основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей <8>;

--------------------------------

<8> Пункт 4.3 ФГОС ДО

00000017.png освоение Федеральной программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся <9>;

--------------------------------

<9> Пункт 4.3 ФГОС ДО

00000018.png педагогическая диагностика направлена на оценку индивидуального развития детей дошкольного возраста, на основе которой определяется эффективность педагогических действий и осуществляется их дальнейшее планирование.

13. Какова периодичность проведения педагогической диагностики?

Периодичность проведения педагогической диагностики указывается в образовательной программе дошкольного образования, разработанной в организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее - Программа). Оптимальным является ее проведение на начальном этапе прихода ребенка в дошкольную группу (стартовая диагностика) и при достижении ребенком конца каждого психологического возраста (финальная диагностика). При проведении стартовой диагностики учитывается адаптационный период пребывания ребенка в группе. Сравнение результатов стартовой и финальной диагностики позволяет выявить динамику в развитии ребенка.

14. Какие методы могут быть использованы педагогом в процессе проведения педагогической диагностики?

Педагогическая диагностика индивидуального развития детей проводится педагогом в произвольной форме на основе малоформализованных диагностических методов: наблюдения, свободных бесед с детьми, анализа продуктов детской деятельности (рисунков, работ по лепке, аппликации, построек, поделок и других), специальных диагностических ситуаций, простых тестовых проб. При необходимости, педагог может использовать специальные методики диагностики физического, коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития. Ведущим, основным методом педагогической диагностики является наблюдение.

15. Почему наблюдение является ведущим методом педагогической диагностики?

Наблюдение представляет собой ведущий метод сбора информации (фактических данных) о ребенке/группе детей.

В ходе наблюдения педагог может:

00000019.png изучать педагогические явления в динамике;

00000020.png непосредственно воспринимать поведение детей в конкретных условиях и в реальном времени;

00000021.png фиксировать факты, которые невозможно зарегистрировать никаким иным методом (например, стиль поведения, жесты, мимику, движения, взаимодействие детей и целых групп);

00000022.png оперативно получать информацию и непосредственную связь с объектом изучения;

00000023.png проводить фиксацию фактов сразу по нескольким параметрам (отдельного ребенка, группы детей, взаимодействия между детьми и другие);

00000024.png собирать факты независимо от готовности наблюдаемых объектов, умений обучающихся, их желания вступать в общение.

Таким образом, эффективность наблюдения заключается в его информативности и универсальности, с его помощью можно изучать почти любой процесс или явление, оно не искажает естественного поведения обучающихся, практически не требует дополнительных средств.

При организации наблюдения педагог должен учитывать факторы, которые могут повлиять на его результаты: желание непреднамеренно вмешаться в естественный ход наблюдения, влияние настроения и ожиданий на восприятие ситуации и толкование результатов, отсутствие умений целостно воспринимать наблюдаемую ситуацию, замечать и фиксировать малозаметные черты поведения наблюдаемых. В процессе наблюдения сложно получить информацию о целях и мотивах поведения детей, невозможно его повторить, перепроверить результаты.

Важно помнить, что наблюдение используется в совокупности с другими методами сбора информации (беседой, опросными методами, диагностическими ситуациями и другими), обогащая и объясняя полученные данные.

16. Как организуется наблюдение и фиксируются его результаты?

Наблюдение организуется педагогом в рамках образовательного процесса и направлено на достижение определенной цели. Оно основано на точной фиксации получаемых фактов и их последующем анализе.

Осуществляя педагогическую диагностику, педагог наблюдает за поведением ребенка в естественных условиях, в разных видах деятельности, специфичных для детей раннего и дошкольного возрастов. Ориентирами для наблюдения являются возрастные характеристики развития ребенка, представленные в пункте 15 "Планируемые результаты реализации Федеральной Программы" <10>. Они выступают как обобщенные показатели возможных достижений детей на разных этапах дошкольного детства в соответствующих образовательных областях.

--------------------------------

<10> Пункт 15 Федеральной программы

В процессе наблюдения педагог может использовать следующие критерии анализа наблюдаемых явлений:

00000025.png частоту проявления каждого показателя;

00000026.png самостоятельность его выполнения;

00000027.png инициативность ребенка в деятельности.

Частота проявления указывает на периодичность и степень устойчивости показателя. Самостоятельность выполнения действия позволяет определить зону актуального и ближайшего развития ребенка. Если действие выполняется ребенком самостоятельно, без помощи взрослого, то это свидетельствует о зоне его актуального развития. Если же ребенок выполняет действие только с помощью взрослого, то это указывает на перспективные задачи его развития, обозначает зону его ближайшего развития. Инициативность свидетельствует о проявлении субъектности ребенка в деятельности и взаимодействии.

Результаты наблюдения могут фиксироваться, при этом педагог может самостоятельно выбрать способ и форму фиксации результатов наблюдения. Оптимальной формой для фиксации результатов наблюдения является карта наблюдения с включенными показателями и критериями их анализа. Педагог может составить ее самостоятельно, а также использовать готовые карты. Для самостоятельного составления карты наблюдения можно использовать представленный ниже шаблон.