4. Цифровая экосистема в сфере государственного управления, в том числе строительной отрасли, взаимодействие информационных систем

4. Цифровая экосистема в сфере государственного управления, в том числе строительной отрасли, взаимодействие информационных систем.

4.1. В целях совершенствования процедур и методов государственного управления в сфере строительства и градостроительства в субъекте Российской Федерации осуществляется внедрение цифровой экосистемы строительной отрасли (далее - экосистема), которая выглядит следующим образом.

Экосистема представляет собой единое цифровое пространство, объединяющее большое число модульных информационных систем и сервисов, используемых различными органами власти, и их пользователей, аккумулирующее в себе информацию о различных отраслях экономики: строительство и жилищно-коммунальное хозяйство, промышленность, транспорт, экология, образование, здравоохранение и др.

Одним из модулей цифровой экосистемы может являться конструктор жизненных ситуаций. Конструктор жизненных ситуаций - цифровой сервис, с помощью которого физическими и юридическими лицами (гражданин, должностное лицо, инвестор или любой другой интересант) может в зависимости от жизненной ситуации самостоятельно определить перечень документов и ведомство, в которое ему необходимо обращаться для получения услуги. Конструктор жизненных ситуаций позволяет обеспечить снятие административных барьеров и сокращение срока получения государственных и муниципальных услуг в различных сферах: образование, здравоохранение, транспорт и др., путем создания системы приема заявлений на получение государственных и муниципальных услуг с функцией единого окна, оснащенной инструкциями с подробными алгоритмами, методическими указания, содержащими разъяснения о государственных и муниципальных услугах, а также сроках и способах их получения.

4.2. Значительной частью экосистемы является цифровая вертикаль строительной отрасли. Ее формирование позволит решить целый спектр задач: автоматизация и ускорение процессов, оптимизация затрат, минимизация ошибочных решений и др.

Комплексный подход к цифровизации строительной отрасли может быть масштабирован и служит основой для формирования аналогичных цифровых вертикалей в образовании, медицине и др. направлениях, тем самым удастся создать эффективную экосистему государственного управления в короткие сроки и с рациональным использованием бюджетных средств.

Цифровая вертикаль строительной отрасли объединяет информационные системы и цифровые сервисы, взаимодействующие друг с другом, тем самым создаются условия для перевода и хранения всех строительных и градостроительных документов в цифровом (машиночитаемом) виде.

В таких ИС размещаются различные сведения, документы и материалы об объектах строительства, градостроительном потенциале территорий, развитии территорий, об их застройке и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения.

С помощью ИС осуществляется учет объектов строительства и обмен необходимой строительной и градостроительной информацией как между участниками строительства, так и между органами власти и иными интересантами, а также рассмотрение, согласование, подписание указанной информации.

К строительной и градостроительной информации относятся: схемы территориального планирования, генеральные планы, правила землепользования и застройки, проекты планировок территорий и проекты межевания территорий, результаты инженерных изысканий, проектная, исполнительная и рабочая документация для строительства и реконструкции, разрешение на строительство, уведомление о планируемом строительстве, акты проверок, уведомление об окончании строительства и многое другое.

4.3. В состав цифровой вертикали строительной отрасли входят следующие ИС: ИСУП, ИС проектной/подрядной организации, ЕЦПЭ, ИС ГСН, ГИСОГД субъекта, ГИСОГД РФ.

Схема взаимодействия цифровых сервисов представлена на рисунке N 2.

00000001.jpg

Рис. 2

--------------------------------

<*> Согласно вносимым положениям Градостроительного кодекса РФ, ГИСОГД субъекта и ГИСОГД РФ с 01.09.2023 года войдут в состав цифровой вертикали строительной отрасли как ГИСОГД субъекта РФ и ЕГИСОГД (Единая государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности "Стройкомплекс.РФ").

4.3.1. ИСУП - интегрированная автоматизированная информационная система, позволяющая осуществлять контроль за ходом реализации Адресной инвестиционной программы в сферах государственного заказа, проектирования и строительства объектов в субъекте Российской Федерации. Является единым сервисом для хранения, обработки и аналитики информации об объектах для всех участников строительства.

С ИСУП взаимодействуют информационные системы проектных/подрядных организаций наполняя ее данными, сведениями и материалами, необходимыми для осуществления градостроительной деятельности, а также ЕЦПЭ и ГИСОГД субъекта. Из ИСУП данные передаются в ГИСОГД субъекта, в которой хранятся информационные модели объектов строительства, а также ГИСОГД РФ, аккумулирующий в себе все сведения в отношении объектов строительства в режиме реального времени.

4.3.1.1. ИСУП включает в свой состав следующие функциональные подсистемы:

- подсистема единого реестра объектов капитального строительства;

- подсистема Финансовый мониторинг;

- подсистема закупочных процедур;

- подсистема управления проектами;

- подсистема передачи объектов на баланс;

- подсистема аналитической отчетности и мониторинга;

- подсистема интеграции с внешними системами;

- подсистема взаимодействия с контрагентами;

- подсистема сбора исходно-разрешительной документации;

- подсистема картографического обеспечения;

- подсистема визуализации информационных моделей ОКС;

- подсистема поддержки пользователей;

- подсистема администрирования;

- подсистемы подрядчиков - модуль заказчика (ЭДО).

4.3.2. Информационная система государственного строительного надзора (далее - ИС ГСН).

ИС ГСН обеспечивает обмен данными и документацией с системой ИСУП в соответствии с выполняемыми работами и применяемыми строительными материалами и изделиями в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также с ИС проектной/подрядной организации и ГИСОГД субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями к порядку осуществления строительного контроля. Субъектами Российской Федерации в качестве ИС ГСН по общему правилу используется ГИС ТОР КНД, однако также могут использоваться региональные информационные системы, автоматизирующие процессы контрольно-надзорной деятельности. Перечень субъектов Российской Федерации, использующих региональные информационные системы, определен Минстроем России.

4.3.3. Единая цифровая платформа государственной экспертизы (далее - ЕЦПЭ), используемая для автоматизации всех основных этапов и процедур проведения экспертизы: представление на экспертизу и хранение документации, проверка комплектности поступившей документации, подготовка замечаний и заключений, взаимодействие заявителя и экспертной организации (ведение официальной переписки по проекту экспертизы, отработка замечаний к представленным документам), подписание документов усиленной квалифицированной электронной подписью, передача заключения и архива документации для хранения.

Из ИСУП в ЕЦПЭ поступают проектная документация, в частности результаты инженерных изысканий и исходно-разрешительная документация. Из ЕЦПЭ в ИСУП передаются результаты экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Также ЕЦПЭ обеспечивает обмен данными и документацией с ГИСОГД субъекта, ИС проектной/подрядной организации.

4.3.4. Государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности субъекта Российской Федерации (далее - ГИСОГД субъекта) - система обеспечения градостроительной деятельности, обновляемый в режиме реального времени банк достоверных данных, в том числе пространственных, содержащий сведения, документы, материалы о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения.

Перечень сведений, документов, материалов, включенных в ГИСОГД субъекта, определяется частью 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

ГИСОГД субъекта служит мощнейшим инструментом для управления развитием территории, отображает цифровую модель территории региона и позволяет принимать управленческие решения, основанные на данных с минимизацией затрат бюджетных средств, исключая возможность принятия ошибочных решений. ГИСОГД субъекта - основа для формирования пространственного цифрового двойника региона, с помощью которого возможно определение градостроительного потенциала территории и готовности к реализации объектов исходя из особенностей и ее социально-экономических потребностей.

Обеспечение градостроительной деятельности субъекта РФ регулируется следующим нормативными правовыми актами:

- Постановление Правительства Российской Федерации от 13.03.2020 N 279 "Об информационном обеспечении градостроительной деятельности";

- Приказ Минстроя России от 06.08.2020 N 433/пр "Об утверждении технических требований к ведению реестров государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, методики присвоения регистрационных номеров сведениям, документам, материалам, размещаемым в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, справочников и классификаторов, необходимых для обработки указанных сведений, документов, материалов, форматов предоставления сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности".

В рамках цифровой вертикали строительной отрасли ГИСОГД субъекта взаимодействует с ГИСОГД РФ, ИСУП, ГСН, ЕЦПЭ, ИС проектной/подрядной организации.

4.3.5. Системой верхнего уровня является информационная система обеспечения градостроительной деятельности Российской Федерации (далее - ГИСОГД РФ).

ГИСОГД РФ включает в себя классификатор строительной информации. В целях накопления сведений, документов, материалов об объектах капитального строительства, обмена и управления ими обеспечивает интеграцию государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации, федеральных государственных информационных систем, иных федеральных государственных информационных систем, информационных систем заинтересованных юридических лиц.

Информационное обеспечение градостроительной деятельности Российской Федерации регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2020 N 1558 "О государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Российской Федерации".

4.4. Внедрение цифровой вертикали в субъекте Российской Федерации позволит:

- сформировать и организовать взаимодействие всех участников строительного процесса, в том числе регионального и муниципальных уровней, задав цифровой стандарт управления строительными проектами, обеспечив тем самым повышение эффективности строительной отрасли в целом, а также создание инфраструктуры мониторинга и аналитики этапов жизненного цикла реализации объектов строительства и реконструкции, предусматривающей формирование и ведение информационной модели;

- сократить инвестиционно-строительный цикл, за счет перевода в электронный вид взаимодействия государственного заказчика с контрагентами и контрольно-надзорными органами, сократить сроки приемки и оплаты работ; применение технологий информационного моделирования и среды общих данных на объектах, что позволит обеспечить параллельное исполнение этапов реализации строительных проектов;

- повысить качество строительства за счет применения инструментов автоматизации строительного контроля, средств объективного контроля и среды общих данных;

- повысить качество и достоверность информации о ходе реализации проектов по проектированию и строительству объектов для принятия своевременных управленческих решений;

- повысить эффективность управления строительными проектами за счет применения технологии информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла;

- внедрить цифровые инструменты, позволяющие существенно повысить качество проектных решений и исключающих необходимость существенных корректировок проектной документации в процессе строительства;

- сократить уровень цифрового неравенства среди региональных и муниципальных государственных заказчиков в сфере строительства и градостроительства;

- создать единый подход к формированию аналитической информации и прогнозных данных в области деятельности государственных заказчиков в сфере строительства и градостроительства;

- стандартизировать и унифицировать отдельные процессы государственных заказчиков, представителей государственного строительного надзора и экспертизы в сфере строительства и градостроительства;

- обеспечить выполнение требований постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2021 N 331.