IV. Случаи и порядок проведения свидетельской оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации
IV. Случаи и порядок проведения свидетельской оценки
соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации
13. Целью проведения свидетельской оценки является гарантия обеспечения компетентности работников аккредитованного лица в рамках области аккредитации, в том числе посредством оценки наличия у работников аккредитованного лица навыков (в том числе способности работника продемонстрировать на практике выполнение всех этапов работ в области аккредитации, относящихся к его функциональным обязанностям), а также профессиональных знаний (в том числе владения работником знаниями документов, включенных в область аккредитации и систему менеджмента качества аккредитованного лица, способности к самостоятельной оценке и практическому применению указанных документов в своей деятельности, способности обосновать свои практические действия ссылками на соответствующие нормативные документы), а также установление соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации и требованиям перечня документов и сведений, подтверждающих соответствие аккредитованного лица критериям аккредитации в условиях реального процесса осуществления деятельности в области аккредитации.
14. Свидетельская оценка проводится экспертной группой, сформированной национальным органом по аккредитации, в рамках выездной экспертизы соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, и (или) должностными лицами национального органа по аккредитации в рамках выездных мероприятий, осуществляемых должностными лицами национального органа по аккредитации, по месту (местам) осуществления аккредитованным лицом деятельности в области аккредитации и (или) на территории лица, заключившего договор с аккредитованным лицом о выполнении работ и (или) оказании услуг (далее - заказчик), в форме наблюдения за выполнением аккредитованным лицом работ и (или) оказанием ими услуг в соответствии с областью аккредитации в виде свидетельской оценки.
15. Мероприятия по свидетельской оценке, порядок их проведения и необходимость осуществления таких мероприятий определяются с учетом:
а) области аккредитации аккредитованного лица;
б) места (мест) осуществления деятельности в области аккредитации;
в) состава экспертной группы, проводящей экспертизу соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации;
г) наличия выявленных ранее фактов нарушения аккредитованным лицом требований законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, результатов анализа сведений, представленных аккредитованным лицом в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 13 Федерального закона об аккредитации, результатов контрольных (надзорных) мероприятий в рамках федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц;
д) иных факторов, влияющих на обеспечение компетентности аккредитованного лица в определенной области аккредитации и обеспечивающих предотвращение нарушения требований законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц.
16. Перечень мероприятий, проводимых в рамках свидетельской оценки, с указанием времени и места проведения конкретного мероприятия включается в план выездной экспертизы.
17. В ходе свидетельской оценки осуществляется независимый и документированный процесс получения записей, фиксирования фактов или другой соответствующей информации (в том числе фото- и видеоматериалов) и их объективного оценивания.
Организация и проведение свидетельской оценки с учетом схемы аккредитации аккредитованного лица осуществляется в соответствии с руководствами по аккредитации, утверждаемыми национальным органом по аккредитации в соответствии с частью 6 статьи 13 Федерального закона об аккредитации.
18. Свидетельская оценка проводится в виде удаленной оценки в случаях:
а) действующих ограничений на передвижение внутри страны (региона);
б) невозможности проведения свидетельской оценки по месту (местам) осуществления аккредитованным лицом деятельности в области аккредитации и (или) на территории лица, заключившего договор с аккредитованным лицом о выполнении работ и (или) оказании услуг, в связи с удаленностью расположения территории указанных лиц, в том числе с отсутствием транспортного сообщения с территорией указанных лиц в запланированный период проведения свидетельской оценки;
в) невозможности завершения выездной оценки на месте осуществления деятельности аккредитованного лица вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при таких условиях обстоятельств (форс-мажорные обстоятельства);
г) принятия органами государственной власти решений, связанных с мерами безопасности и охраны здоровья населения;
д) отсутствия случаев, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил;
е) в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
19. Свидетельская оценка не проводится в виде удаленной оценки в следующих случаях:
а) отсутствие у аккредитованного лица технической возможности использования программных (программно-аппаратных) решений, обеспечивающих видео-конференц-связь (при представлении в национальный орган по аккредитации информации, подтверждающей отсутствие такой возможности);
б) наличие у аккредитованного лица внутренних правил, предусматривающих запрет на видеосъемку и аудиозапись в связи с осуществлением деятельности со сведениями, составляющими государственную тайну (при представлении в национальный орган по аккредитации подтверждающих документов).
20. В случае если национальным органом по аккредитации не включается в программу выездной оценки свидетельская оценка на территории заказчика, свидетельская оценка проводится в виде наблюдения экспертной группой за выполнением работ в заявленной области аккредитации в форме смоделированного процесса.
В случае наличия в программе выездной оценки мероприятий по проведению свидетельской оценки на территории заказчика аккредитованное лицо обязано обеспечить посредством согласования с заказчиком условия доступа лиц, участвующих в выездной оценке, на территорию заказчика в целях наблюдения за выполнением аккредитованным лицом работ в области аккредитации на территории заказчика, а также доступ к документам и сведениям заказчика, связанным с проведением свидетельской оценки.
Для этих целей аккредитованное лицо при необходимости заключает с заказчиком договор, содержащий условие о предоставлении лицам, участвующим в выездной оценке соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, соответствующего доступа на территорию заказчика.
21. В случае возникновения обстоятельств, влекущих обоснованную невозможность предоставления доступа экспертной группе и должностным лицам национального органа по аккредитации, участвующим в выездной оценке соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, на территорию заказчика аккредитованное лицо обязано в возможно короткий срок направить в национальный орган по аккредитации и эксперту по аккредитации - руководителю экспертной группы (в случае если осуществлен отбор эксперта по аккредитации):
а) информацию о возникновении обстоятельств, препятствующих проведению свидетельской оценки, и подтверждающие материалы (документы), позволяющие провести объективную оценку указанных обстоятельств;
б) информацию о возможности со стороны аккредитованного лица обеспечить изменение вида проведения свидетельской оценки и (или) заказчика, на территории которого проводится свидетельская оценка, в том числе:
с проведения свидетельской оценки непосредственно на территории заказчика на проведение свидетельской оценки на территории указанного заказчика в виде удаленной оценки;
с проведения свидетельской оценки на территории заказчика в виде удаленной оценки на проведение свидетельской оценки на территории иного заказчика (непосредственно или в виде удаленной оценки);
в) информацию о сроках осуществления аккредитованным лицом изменений в проведении свидетельской оценки, предусмотренных подпунктом "б" настоящего пункта, или обоснование невозможности указанных изменений.
22. Основаниями, препятствующими проведению мероприятий по свидетельской оценке, в том числе являются:
а) возникновение или наличие информации об угрозе возникновения по месту (местам) осуществления деятельности аккредитованного лица и (или) по месту (местам) предполагаемого проведения свидетельской оценки обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) частного или общественного характера, включая чрезвычайные ситуации природного, технического (техногенного), социального характера (авария, опасное природное явление, катастрофа, распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийное или иное бедствие, военные и иные гражданско-политические действия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей);
б) одностороннее расторжение договора заказчиком, с которым аккредитованным лицом был заключен договор в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил для проведения свидетельской оценки аккредитованного лица на территории указанного заказчика.
23. В случае поступления эксперту по аккредитации информации аккредитованного лица в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил эксперт по аккредитации проводит оценку указанной информации в части ее полноты и объективности и не позднее 3 рабочих дней со дня поступления ему указанной информации от аккредитованного лица представляет в национальный орган по аккредитации позицию по вопросу об обоснованности такой информации, предложения о возможных решениях, в том числе предусмотренных подпунктом "б" пункта 21 настоящих Правил.
24. Национальный орган по аккредитации по результатам рассмотрения заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица и прилагаемых к нему документов и сведений, а также при возникновении непредвиденных обстоятельств в ходе осуществления оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации принимает решение о наличии (отсутствии) объективных оснований, препятствующих проведению мероприятий по свидетельской оценке аккредитованного лица, в том числе в виде удаленной оценки.
В случае невозможности проведения свидетельской оценки непосредственно при выездной оценке соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации принимается решение о проведении свидетельской оценки в виде удаленной оценки.
В случае невозможности проведения свидетельской оценки в виде удаленной оценки национальный орган по аккредитации принимает решение о внесении изменений в программу выездной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации в части замены мероприятий по свидетельской оценке аккредитованного лица иными мероприятиями, позволяющими установить соответствие аккредитованного лица критериям аккредитации, в том числе мероприятиями по моделированию работниками аккредитованного лица процесса деятельности в области аккредитации.
25. Национальный орган по аккредитации по результатам рассмотрения и оценки информации о возникновении обстоятельств, влекущих невозможность свидетельской оценки аккредитованного лица, представленной в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил, с учетом позиции эксперта по аккредитации, представленной в соответствии с пунктом 23 настоящих Правил (при наличии), принимает одно из следующих решений:
а) решение о приостановлении осуществления процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица на срок, необходимый аккредитованному лицу для осуществления мероприятий по замене вида проведения свидетельской оценки и (или) заказчика, на территории которого проводится свидетельская оценка, но не более чем на 30 календарных дней (с увеличением общего срока осуществления процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица на соответствующий срок);
б) решение о наличии объективных оснований, препятствующих проведению мероприятий по свидетельской оценке непосредственно при выездной оценке соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, и внесении изменений в программу выездной оценки в части замены мероприятий по свидетельской оценке аккредитованного лица мероприятиями, позволяющими установить соответствие аккредитованного лица критериям аккредитации (в том числе мероприятиями по моделированию работниками аккредитованного лица процесса деятельности в утвержденной области аккредитации);
в) решение об отсутствии объективных оснований, препятствующих проведению мероприятий по свидетельской оценке непосредственно при выездной оценке соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации.
26. В случаях, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 25 настоящих Правил, не позднее 2 рабочих дней после принятия соответствующего решения национальным органом по аккредитации вносятся изменения в программу выездной оценки, аккредитованному лицу направляется уведомление в электронной форме о внесении указанных изменений, а также о сроке приостановления осуществления процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица (при наличии приостановления).
В случае, предусмотренном подпунктом "в" пункта 25 настоящих Правил, не позднее 2 рабочих дней после принятия соответствующего решения национальным органом по аккредитации аккредитованному лицу направляется уведомление в электронной форме о необходимости обеспечения проведения свидетельской оценки в соответствии с программой выездной оценки. В указанном случае непредоставление аккредитованным лицом возможности проведения свидетельской оценки влечет приостановление действия аккредитации в отношении всей области аккредитации в соответствии с пунктом 3 статьи 23 Федерального закона об аккредитации, которое оформляется приказом национального органа по аккредитации не позднее 3 рабочих дней после истечения срока, установленного для проведения выездной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации.
27. В ходе свидетельской оценки члены экспертной группы и должностные лица национального органа по аккредитации должны выполнять функцию наблюдателей, не оказывая влияния на выполнение аккредитованным лицом работ в области аккредитации.
28. Непосредственное интервьюирование заказчика со стороны членов экспертной группы и должностных лиц национального органа по аккредитации не допускается, поскольку это может сказаться на результате выполнения работ.
29. Члены экспертной группы и должностные лица национального органа по аккредитации не выражают собственного мнения об оцениваемом аккредитованном лице, не озвучивают выявляемые в ходе выполнения работ несоответствия критериям аккредитации в присутствии заказчика.
30. Все вопросы между членами экспертной группы, должностными лицами национального органа по аккредитации и работниками аккредитованного лица должны обсуждаться на закрытых совещаниях с целью сохранения конфиденциальности результатов свидетельской оценки.
31. Члены экспертной группы и должностные лица национального органа по аккредитации по окончании проведения свидетельской оценки имеют право задавать вопросы работникам аккредитованного лица для получения дополнительных разъяснений.
32. Вся информация, полученная в ходе свидетельской оценки, является конфиденциальной, в связи с чем членами экспертной группы и должностными лицами национального органа по аккредитации должно быть обеспечено соответствующее обращение с такой информацией.
33. По окончании свидетельской оценки членами экспертной группы должно быть проведено совещание, на котором озвучиваются результаты работы аккредитованного лица, включая все наблюдения и выявленные несоответствия критериям аккредитации (при наличии).
34. Заказчик несет полную ответственность за заблаговременное информирование аккредитованного лица, членов экспертной группы и должностных лиц национального органа по аккредитации о всех применимых требованиях безопасности и (или) ограничениях, связанных с проведением работ на территории заказчика (либо в виде удаленной оценки).
35. Результаты свидетельской оценки, осуществляемой экспертной группой, отражаются руководителем экспертной группы в акте выездной экспертизы, с приложением документов, подтверждающих выявленные в ходе свидетельской оценки несоответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, а также документов, оформленных аккредитованным лицом при проведении работ в области аккредитации в ходе свидетельской оценки.
36. Результаты свидетельской оценки, проводимой должностными лицами национального органа по аккредитации, оформляются в рамках выездных мероприятий, осуществляемых должностными лицами национального органа по аккредитации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей