Работа с родителями (законными представителями)

При взаимодействии с родителями (законными представителями) наиболее распространенной формой работы являются родительские собрания - классные и общешкольные. В педагогической практике следует использовать потенциал родительских собраний и уделять значительное внимание достижениям обучающихся, причем не только в учебной деятельности, от критики неуспешных школьников стоит воздержаться. Публичная критика, как правило, не только не достигает положительного результата, но и может усугубить ситуацию. Родители (законные представители) неуспешных обучающихся, и так в целом избегающие общения и встреч с педагогами, могут утратить последнюю мотивацию посещать собрания, где публично делают замечания их семьям. В связи с этим наиболее эффективной стратегией будет формирование педагогического альянса. Это достижимо при ориентации педагога на следующие задачи в работе с родителями (законными представителями):

- формирование у родителей (законных представителей) субъектной позиции, привлечение родителей (законных представителей) к преднамеренной активности в процессах воспитания, поощрение их инициативности и интереса;

- формирование у родителей (законных представителей) уверенности в возможности получения помощи по вопросам обучения, воспитания и развития в овладении психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом и нравственном развитии младшего школьника;

- формирование у родителей (законных представителей) ощущения сопричастности к воспитательному процессу, проводимому в школе;

- выработка у родителей (законных представителей) умения анализировать ошибки в семейном воспитании детей и своего собственного поведения;

- направленность поведения педагога на осознание родителями (законными представителями) причин того или иного поведения их детей и понимание дальнейших перспектив развития, т.е. достижение рефлексивности.

Если обратиться к проведению информационно-мотивационной кампании среди родителей (законных представителей) в период проведения СПТ, следует выделить некоторые особенности.

На основе накопленного опыта педагогических и психологических исследований, а также регионального опыта проведения СПТ можно выделить несколько практических советов при ведении информационно-мотивационной работы с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся:

1. Высокая эффективность установления контакта между педагогическим коллективом и родительской общественностью достижима в случае вызова положительных переживаний. Использование эмоционально-негативных способов мотивации, элементов запугивания, провокационной риторики недопустимо, нередко дает обратный результат и однозначно не способствует формированию педагогического альянса.

2. Не следует делать смысловой акцент на антинаркотической направленности тестирования; СПТ является психодиагностическим инструментом профилактики социально-негативных явлений, а также внесет в себе знания не только о вероятных рисках, но и ресурсах личности обучающегося.

3. Всем участникам взаимодействия нужно разъяснять, что стоящие перед образовательной организацией задачи можно решить лишь совместными усилиями, и что без заинтересованности и вовлеченности родителей в процесс обучения ни один педагог не сумеет достигнуть результатов в обучении и воспитании обучающихся.

4. Целесообразно организовывать родительские собрания не исключительно ради информирования об СПТ и сбора информированных согласий на участие в тестировании, но и информировать о мерах и мероприятиях по поддержке здорового образа жизни обучающихся - например, сообщить о предстоящих культурно-спортивных мероприятиях, о существующих факультативах, кружках, спортивных секциях, командах КВН, об организации внутренних концертных программ и коллективных походов на природу, в театры или музеи, и т.д.

5. Должно уделяться время вопросам и ответам на вопросы об СПТ, ответы должны быть исчерпывающими и объективными.

Целесообразно включить в информационно-разъяснительную работу с родителями (законными представителями) аргументированные позиции о том, что участие в СПТ может помочь развитию рефлексивности как обучающихся, так и самих родителей (законных представителей), апеллируя к реализации посредством мероприятий СПТ следующих функций:

- Развивающая: благодаря участию обучающегося в СПТ совершенствуются его умения анализировать и адекватно воспринимать себя, понимать причины своего поведения; понимать свои качества и свойства личности;

- Познавательная: благодаря участию обучающегося в СПТ улучшится понимание свойств личности ребенка, обогащается восприятие и мышление родителя (законного представителя);

- Организационная: постановка воспитательных задач относительно обучающегося облегчается как для педагога, так и для родителя.

Необходимо донести до родителей мысль, что по завершении СПТ они могут в любой момент ознакомиться с результатами тестирования несовершеннолетнего обучающегося, проконсультироваться с педагогом-психологом образовательной организации или муниципального/регионального учреждения, ответственного за работу по профилактике употребления ПАВ среди обучающихся образовательных организаций в субъекте Российской Федерации.

В процессе беседы целесообразно предупредить появление (либо снять, если уже наблюдается) негативной установки родителей на проведение тестирования, связанной с проявлением страхов стигматизации и санкций по отношению к ребенку и семье. В ходе работы с родителями акцентировать, что тестирование предназначено для организации профилактической работы в образовательных организациях и для индивидуальной работы с обучающимися педагогов-психологов, социальных педагогов.

В качестве типового варианта можно предложить следующее содержание беседы.

"Уважаемые родители!

В образовательных организациях Российской Федерации ежегодно проводится масштабное тестирование социально значимых характеристик личности современных детей и подростков. Тестированию подлежат обучающиеся всех без исключения общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, а также образовательных организаций высшего образования.

Тестирование позволяет определить у обучающихся образовательных организаций наиболее сильные и ресурсные стороны личности, специфические поведенческие реакции в стрессовой ситуации, различные формы рискованного поведения. Анализ результатов поможет организовать индивидуальные профилактические и коррекционные мероприятия для обеспечения психологического благополучия личности обучающихся, оказать своевременную психолого-педагогическую помощь и поддержку.

Методика тестирования включает перечень вопросов на понятном для понимания обучающихся языке. Длительность проведения учитывает возрастные особенности участников тестирования и не превышает продолжительности одного урока. Задача обучающегося - внимательно прочитать вопрос и выбрать вариант ответа. Правильных или неправильных ответов на вопросы не существует. Количественный подсчет осуществляется автоматически, что обеспечивает точность оценки.

Согласие на участие ребенка в тестировании - это возможность вам удерживать в поле своего внимания вопросы рисков и безопасного образа жизни детей и подростков.

Вы как законные представители своих детей имеете возможность задать любые вопросы, связанные с процедурой тестирования. По окончании проведения тестирования и обработки ответов вы сможете обратиться за результатами к организаторам (психологу, педагогу-психологу образовательной организации) и получить соответствующие рекомендации".

Родителей наиболее часто волнует вопрос о конфиденциальности получаемой психологической информации. В этой ситуации стоит еще раз рассказать о том, как происходит процедура тестирования, где хранятся данные, как и кто их обрабатывает, каким образом родители смогут ознакомиться с результатами, какие личные преимущества смогут получить родители (законные представители) и обучающийся после прохождения тестирования.

В целом при ведении работы с родителями, мотивирующей на приверженность обучающихся принципам здоровьесбережения, и способствующей формированию культуры здорового образа жизни, педагогическими работниками допустимо использовать речевые модули, изложенные ниже. Употребление какого-либо из них - вариативно и должно соответствовать конкретной ситуации, в которой находятся участники образовательных отношений.

Для формирования у родителей (законных представителей) субъектной позиции:

"Мы можем повлиять на то, какими вырастут наши дети";

"В ваших силах привить ребенку привычку быть здоровым";

"Ваши действия и вклад в воспитание ребенка не только оказывают положительное влияние на него, но и могут вдохновить других родителей";

"У вас есть все, что нужно, чтобы ваш ребенок вырос счастливым";

"Ваша уверенность в необходимости вести здоровый образ жизни - это уверенность ребенка в ваших словах";

"Ваш интерес к здоровью ребенка - это продленная на десятилетия его жизнь в будущем";

"Здоровье ваших детей - это еще и здоровье детей ваших детей, и детей их детей";

"Мне приятно видеть вашу заинтересованность в школьных делах вашего ребенка. Я предлагаю обсудить наши дальнейшие совместные действия" (в ответ на высказанную претензию);

"Я надеюсь, что мы сейчас сможем найти общую стратегию, которая поможет нам в воспитании вашего ребенка" (в ответ на высказанную претензию).

Для формирования у родителей (законных представителей) уверенности в возможности получения помощи по вопросам обучения, воспитания и развития:

"Вы всегда можете обратиться ко мне за помощью. Я обязательно помогу вам по мере своих сил";

"В нашем городе/районе/регионе есть Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, обратиться туда - это смело и ответственно";

"Если вы с ребенком будете обращаться за помощью к специалистам, постарайтесь просто быть рядом со своим ребенком - иногда это полезнее любых слов";

"Как педагог я стремлюсь к саморазвитию, но для некоторых ситуаций помощь профильного специалиста (психолога, врача и т.д.) будет эффективнее. Как вы считаете, будет ли лучше, если вы с ребенком сходите к <...>?" (в ответ на высказанную претензию);

"Не стесняйтесь обсуждать с нами любые вопросы, связанные с обучением и развитием вашего ребенка. Мы всегда готовы помочь и поддержать вас";

"Мы понимаем, что воспитание ребенка - это ответственная задача, и мы готовы с вами сотрудничать, чтобы максимально эффективно разрешать возникающие вопросы".

Для формирования у родителей (законных представителей) ощущения сопричастности к воспитательному процессу, проводимому в школе:

"Я рад(-а) видеть ваши отклики на наши мероприятия!"

"Мы всегда рады видеть родителей в школе!"

"Мы видим вашу активность в воспитании и в жизни школы, и это вдохновляет и нас как педагогов";

"Ваше присутствие на мероприятии важно для вашего ребенка, даже если он об этом не говорит";

"Ваша поддержка и активное участие в жизни школы помогают нам лучше понимать потребности и интересы вашего ребенка".

Для формирования у родителей (законных представителей) рефлексивности:

"Ребенку не требуется постоянный контроль и ограничения, но ваше внимание и поддержка ему необходимы";

"Порой важнее всего не внешние детали вашего общения, а эмоциональный контакт с вашим ребенком";

"Доверять друг другу - важная часть отношений с ребенком, и вы молодец, что делаете правильные шаги в этом направлении";

"Ребенок постоянно развивается и меняется, и ваше отношение к нему тоже должно эволюционировать".