I. Общие положения

1. Настоящая Типовая схема определяет последовательность осуществления основных контрольных действий в морских и речных (озерных) пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее - пункты пропуска).

2. Контрольные действия в пунктах пропуска осуществляются в отношении морских и речных судов (далее - суда), перемещаемых на них грузовых автомобилей, автобусов, легковых автомобилей, железнодорожных вагонов, контейнеров (далее - транспортные средства) пассажиров, членов экипажа судна, водителей транспортных средств, экспедиторов и других лиц, сопровождающих транспортное средство (грузы), грузов, товаров и животных.

(в ред. Приказа Минтранса России от 03.11.2010 N 239)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Пограничный, таможенный, санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный, транспортный контроль, а также федеральный государственный контроль (надзор) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов переработки зерна и федеральный государственный контроль (надзор) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами (далее соответственно - контроль в области обеспечения качества зерна, контроль в области обращения с пестицидами) осуществляется в пределах пунктов пропуска.

(п. 3 в ред. Приказа Минтранса России от 20.09.2021 N 320)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Государственный контроль в пунктах пропуска осуществляется подразделениями органов пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля, а также контроля в области обеспечения качества зерна и контроля в области обращения с пестицидами (далее - государственные контрольные органы) в пределах установленных законодательством Российской Федерации полномочий и должен обеспечивать:

(в ред. Приказа Минтранса России от 20.09.2021 N 320)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) минимизацию времени его проведения;

2) исключение дублирующих функций и действий;

3) сокращение количества взаимодействий должностных лиц государственных контрольных органов с контролируемыми лицами, транспортными средствами, грузами, товарами и животными, в том числе за счет реализации принципа "одного окна".

(п. 4 в ред. Приказа Минтранса России от 21.10.2013 N 321)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. При осуществлении государственного контроля в пункте пропуска применяется принцип "одного окна", согласно которому перевозчик (лицо, действующее от его имени) одновременно с документами, представляемыми в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза при прибытии товаров и транспортных средств на единую таможенную территорию Таможенного союза, представляет должностному лицу таможенного органа документы, необходимые для осуществления иных видов контроля.

(п. 5 в ред. Приказа Минтранса России от 21.10.2013 N 321)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Таможенные органы осуществляют таможенный, транспортный, радиационный контроль, а также санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный контроль и контроль в области обеспечения качества зерна, и контроль в области обращения с пестицидами в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее - специализированные пункты пропуска).

(в ред. Приказа Минтранса России от 20.09.2021 N 320)

(см. текст в предыдущей редакции)

Обмен данными между таможенными органами и другими государственными контрольными органами в пунктах пропуска производится в установленном порядке, в том числе путем информационного взаимодействия с использованием электронных средств обработки и передачи данных.

(п. 6 в ред. Приказа Минтранса России от 21.10.2013 N 321)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Очередность осуществления государственного контроля судов планируется администрацией морского или речного (озерного) порта (далее - администрация порта) согласно времени поступления от капитанов судов (судовладельцев или уполномоченных ими лиц) информации о прибытии (убытии) судна.

Количество судов, одновременно подлежащих государственному контролю, на предстоящие сутки планируется администрацией порта по согласованию с государственными контрольными органами.

(абзац введен Приказом Минтранса России от 03.11.2010 N 239)

8. Государственный контроль судов осуществляется у причалов, на рейдовых перегрузочных комплексах или на рейдах, включенных в пределы пункта пропуска.

(в ред. Приказа Минтранса России от 03.11.2010 N 239)

(см. текст в предыдущей редакции)

Место проведения государственного контроля судна определяется администрацией порта по согласованию с пограничными и таможенными органами в зависимости от типа и особенностей судна, технологии перевалки грузов и обслуживания пассажиров в порту, а также характеристик порта.

8.1. Выгрузка (погрузка) транспортных средств, грузов, товаров и животных, высадка (посадка) пассажиров, водителей транспортных средств и других сопровождающих транспортные средства (грузы) лиц, а также допуск на судно работников порта, обеспечивающих выполнение грузовых операций, может осуществляться непосредственно после прибытия до начала осуществления пограничного и таможенного контроля судна с разрешения должностных лиц пограничного, таможенного, а при необходимости и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и других контрольных органов.

Выезд из пункта пропуска лиц, транспортных средств, вывоз из них грузов, товаров и животных до завершения государственного контроля запрещен.

При убытии судна выгрузка (погрузка) транспортных средств, грузов, товаров и животных, высадка (посадка) пассажиров, водителей транспортных средств и других сопровождающих транспортные средства (грузы) лиц должны быть окончены, а работники порта, обеспечивающие выполнение грузовых операций, должны покинуть судно до завершения государственного контроля.

(п. 8.1 введен Приказом Минтранса России от 03.11.2010 N 239)

8.2. Государственный контроль судна и членов экипажа судна на борту судна может осуществляться во время выгрузки (погрузки) транспортных средств, грузов, товаров и животных, а также высадки (посадки) пассажиров, водителей транспортных средств и других сопровождающих транспортные средства (грузы) лиц.

(п. 8.2 введен Приказом Минтранса России от 03.11.2010 N 239)

8.3. Типы судов и перечень перемещаемых на них грузов, товаров, в отношении которых должностными лицами государственных контрольных органов принимаются решения о разрешении действий, предусмотренных пунктом 8.1 настоящей Типовой схемы, определяются в технологических схемах организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, разработанных и утвержденных для каждого пункта пропуска в установленном порядке (далее - технологическая схема).

В случае принятия должностными лицами государственных контрольных органов решения о запрете выгрузки (погрузки) транспортных средств, грузов, товаров и животных, высадки (посадки) пассажиров и водителей транспортных средств, экспедиторов и других сопровождающих транспортные средства (грузы) лиц, а также допуска на судно работников порта, обеспечивающих выполнение грузовых операций, должностное лицо соответствующего государственного контрольного органа информирует администрацию порта.

(п. 8.3 введен Приказом Минтранса России от 03.11.2010 N 239)

9. Должностные лица таможенного органа при наличии предварительной информации, представленной в соответствии со статьей 11 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза <1>, принимают решение о необходимости осуществления таможенного контроля судна, транспортных средств, грузов, товаров и животных на борту судна при прибытии судна, принимая во внимание следующие условия:

(в ред. Приказа Минтранса России от 15.05.2023 N 169)

(см. текст в предыдущей редакции)

--------------------------------

<1> Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 12 апреля 2017 г. Является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 14 ноября 2017 г. N 317-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза", договор вступил в силу для Российской Федерации 25 ноября 2017 г. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза вступил в силу для Российской Федерации 1 января 2018 г.

(сноска в ред. Приказа Минтранса России от 15.05.2023 N 169)

(см. текст в предыдущей редакции)

документы, предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле (далее - таможенное законодательство), поданы судовладельцем или уполномоченным им лицом, имеющим право их подписи от имени судовладельца;

(в ред. Приказа Минтранса России от 21.10.2013 N 321)

(см. текст в предыдущей редакции)

отсутствует необходимость проведения таможенного досмотра (осмотра) судна, а также товаров, перемещаемых на судне, установленная в результате применения системы управления рисками;

на борту судна отсутствуют табачные изделия и алкогольные напитки (за исключением тех, которые будут потребляться на судне во время его стоянки в порту, а также находящихся в помещениях под обеспечением капитана судна), оружие (за исключением находящегося в судовом сейфе под обеспечением капитана судна), лекарственные средства, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества (за исключением находящихся в судовой аптечке или в судовом сейфе под обеспечением капитана судна), а также товары, не предназначенные для выгрузки в данном порту;

на борту судна отсутствуют товары, перемещаемые членами экипажа и подлежащие обязательному письменному декларированию в установленном порядке, либо заявлена информация о постоянном пребывании всех членов экипажа на борту судна во время стоянки судна в порту.

Должностные лица таможенного органа принимают решение о необходимости осуществления таможенного контроля судна, транспортных средств, грузов, товаров и животных на борту судна при убытии судна, принимая во внимание следующие условия:

документы, предусмотренные таможенным законодательством, поданы грузовладельцем или уполномоченным им лицом, имеющим право их подписи от имени грузовладельца;

отсутствует необходимость проведения таможенного досмотра (осмотра) судна, а также товаров, перемещаемых на судне, установленная в результате применения системы управления рисками;

отсутствует необходимость снятия средств таможенной идентификации с помещений судна, где находятся табачные изделия и алкогольные напитки, оружие, лекарственные средства (если средства таможенной идентификации были наложены при прибытии);

отсутствует необходимость проведения таможенного оформления и таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых членами экипажа судна, пассажирами и подлежащих обязательному письменному декларированию в установленном порядке.

Должностные лица органа санитарно-карантинного контроля принимают решение о необходимости осуществления санитарно-карантинного контроля судна при его прибытии в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

(в ред. Приказа Минтранса России от 21.10.2013 N 321)

(см. текст в предыдущей редакции)

Должностные лица органов ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля, а также контроля в области обеспечения качества зерна и контроля в области обращения с пестицидами принимают решение о необходимости осуществления соответствующих видов государственного контроля судна при его прибытии из страны, неблагополучной в ветеринарном отношении, в случае осуществления таможенного контроля пассажиров и товаров (багажа пассажиров) или если на судне перевозятся подконтрольные указанным государственным контрольным органам грузы, товары и животные.

(в ред. Приказов Минтранса России от 21.10.2013 N 321, от 20.09.2021 N 320)

(см. текст в предыдущей редакции)

Должностные лица органов санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля принимают решение о необходимости осуществления соответствующих видов государственного контроля судна при убытии судна только при наличии оснований, установленных по результатам документального контроля, а в случае выявления рисков для санитарно-эпидемиологического, ветеринарного или фитосанитарного благополучия и выездного контроля с целью их минимизации и (или) ликвидации (далее - предварительные контрольные действия), для осуществления дополнительных контрольных действий в отношении определенных судов, членов экипажа судов, пассажиров, грузов, товаров и животных.

О решении не проводить государственный контроль на борту судна должностные лица таможенного органа, органов санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля, а также органов контроля в области обеспечения качества зерна и контроля в области обращения с пестицидами уведомляют администрацию порта с использованием электронных средств обработки и передачи данных.

(в ред. Приказа Минтранса России от 20.09.2021 N 320)

(см. текст в предыдущей редакции)

Администрация порта информирует о решении указанных государственных контрольных органов пограничный орган, а также капитана судна (судовладельца или уполномоченное им лицо).

(п. 9 в ред. Приказа Минтранса России от 03.11.2010 N 239)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.1. В случае если основания для участия в государственном контроле лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных у должностных лиц государственных контрольных органов отсутствуют, контрольные действия, предусмотренные для соответствующего государственного контрольного органа пунктами 20 - 22 и 24 - 26 настоящей Типовой схемы, не осуществляются.

(п. 9.1 введен Приказом Минтранса России от 03.11.2010 N 239)

10. Государственный контроль членов экипажа судов, как правило, осуществляется на борту судна.

Государственный контроль пассажиров осуществляется в специально оборудованных зданиях, помещениях, сооружениях, предназначенных для обслуживания пассажиров.

Государственный контроль водителей транспортных средств, экспедиторов и других сопровождающих транспортные средства (грузы) лиц, как правило, осуществляется после их схода с борта судна через специально оборудованные и предназначенные для этих целей терминалы.

Допускается осуществление государственного контроля пассажиров, водителей транспортных средств, экспедиторов и других сопровождающих транспортные средства (грузы) лиц на борту судна по решению должностных лиц пограничного и таможенного органов на основании письменного обращения капитана судна (судовладельца или уполномоченного им лица).

11. Государственный контроль перемещаемых на судах транспортных средств, как правило, осуществляется на специально оборудованных площадках, эстакадах и других сооружениях.

12. Государственный контроль грузов, товаров и животных, как правило, осуществляется в специально оборудованных помещениях, на площадках, эстакадах и других сооружениях, в том числе оснащенных оборудованием для погрузочно-разгрузочных работ.

Допускается осуществление государственного контроля грузов и товаров на борту судна, на рейдовых перегрузочных комплексах и на рейдах.

(в ред. Приказа Минтранса России от 03.11.2010 N 239)

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Осмотр (досмотр) транспортных средств, грузов, товаров и животных проводится однократно в специально обустроенной зоне пункта пропуска таможенными и пограничными органами с участием при необходимости представителей соответствующих государственных контрольных органов.

При наличии рисков для санитарно-эпидемиологического благополучия лиц (членов экипажа судов, пассажиров) проводятся предварительные контрольные действия по санитарно-карантинному контролю.

14. При необходимости проведения лоцманской проводки (ледокольной проводки, буксировки судов или осуществления иных операций с использованием вспомогательных судов) вне границ морского порта лоцманские суда (ледоколы, буксиры, иные вспомогательные суда) осматриваются должностными лицами пограничного органа при убытии на лоцманскую проводку (ледокольную проводку, буксировку, осуществление иных операций) и при прибытии обратно.

(в ред. Приказа Минтранса России от 21.10.2013 N 321)

(см. текст в предыдущей редакции)

Списки экипажей лоцманских судов (ледоколов, буксиров, иных вспомогательных судов) и работников порта, обеспечивающих выполнение грузовых операций, представляются должностному лицу пограничного органа.

(в ред. Приказа Минтранса России от 03.11.2010 N 239)

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Средства и методы, используемые государственными контрольными органами при осуществлении государственного контроля, а также порядок их применения определены таможенным законодательством, Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2005 г. N 50 "О порядке применения средств и методов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 6, ст. 462; 2010, N 32, ст. 4342) и нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

(п. 15 в ред. Приказа Минтранса России от 03.11.2010 N 239)

(см. текст в предыдущей редакции)

16. В технологических схемах должна быть установлена продолжительность осуществления государственного контроля в пунктах пропуска.

(п. 16 в ред. Приказа Минтранса России от 03.11.2010 N 239)

(см. текст в предыдущей редакции)

17. Технологическая схема, как правило, включает описание последовательности и продолжительности основных контрольных действий в соответствующем пункте пропуска с учетом местных условий.

В технологическую схему могут включаться сведения о видах государственного контроля, осуществляемых в пункте пропуска; распорядке работы пункта пропуска; отдельных участках пункта пропуска с указанием наименований терминалов, причалов, рейдов, якорных стоянок, а также ситуационный план, на котором указываются пределы пункта пропуска и отдельные участки пункта пропуска, а также иные необходимые сведения.

18. Действие настоящей Типовой схемы распространяется на смешанные пункты пропуска, через которые осуществляется международное морское (речное) сообщение, в части осуществления государственными контрольными органами основных контрольных действий при государственном контроле судов, перемещаемых на них транспортных средств, членов экипажа судна, водителей транспортных средств, экспедиторов и других лиц, сопровождающих транспортное средство (грузы), грузов, товаров и животных.