приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 18.07.2023 N 118н
1. В федеральном стандарте внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. N 195н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2019 г., регистрационный N 56862), с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 сентября 2021 г. N 120н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 сентября 2021 г., регистрационный N 65208):
а) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Должностные лица (работники) субъекта внутреннего финансового аудита (уполномоченное должностное лицо, члены аудиторской группы) при осуществлении внутреннего финансового аудита имеют право:
получать от субъектов бюджетных процедур необходимые для осуществления внутреннего финансового аудита документы и фактические данные, информацию, связанные с бюджетными процедурами и (или) операциями (действиями) по выполнению бюджетных процедур, в том числе объяснения в письменной и (или) устной форме;
получать доступ к прикладным программным средствам и информационным ресурсам, обеспечивающим исполнение бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) содержащим информацию об операциях (действиях) по выполнению бюджетной процедуры;
знакомиться с организационно-распорядительными и техническими документами главного администратора (администратора) бюджетных средств к используемым субъектами бюджетных процедур прикладным программным средствам и информационным ресурсам, включая описание и применение средств защиты информации;
посещать помещения и территории, которые занимают субъекты бюджетных процедур;
консультировать субъектов бюджетных процедур по вопросам, связанным с совершенствованием организации внутреннего финансового контроля, повышением качества финансового менеджмента, в том числе с повышением результативности и экономности использования бюджетных средств;
осуществлять профессиональное развитие путем приобретения новых знаний и умений, развития профессиональных и личностных качеств в целях поддержания и повышения уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей при осуществлении внутреннего финансового аудита;
запрашивать и получать от главных администраторов (администраторов) бюджетных средств, во взаимодействии с которыми осуществляются бюджетные процедуры, и запрашивать у иных юридических лиц (организаций), которым переданы отдельные полномочия, в том числе полномочия государственного (муниципального) заказчика и бюджетные полномочия, указанные в пункте 10.1 статьи 161 и в пункте 6 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - отдельные полномочия), необходимые для осуществления внутреннего финансового аудита документы и фактические данные, информацию, а также доступ к их прикладным программным средствам и информационным ресурсам в случае, если органы государственной власти (государственные органы), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления (их территориальные органы, подведомственные казенные учреждения) и государственные корпорации, являющиеся главными администраторами (администраторами) бюджетных средств, передали свои отдельные полномочия;
руководствоваться применимыми при осуществлении внутреннего финансового аудита положениями профессионального стандарта "Внутренний аудитор" <1> в части положений, не урегулированных установленными Министерством финансов Российской Федерации федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, а также ведомственными (внутренними) актами главного администратора (администратора) бюджетных средств, обеспечивающими осуществление внутреннего финансового аудита.";
б) дополнить пунктами 3(1) - 3(2) следующего содержания:
"3(1). Консультирование субъектов бюджетных процедур по вопросам, связанным с совершенствованием организации внутреннего финансового контроля, повышением качества финансового менеджмента, осуществляется по решению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита, в том числе по вопросам, определенным:
при оценке бюджетных рисков и анализе способов их минимизации (устранения), в том числе по обращениям субъектов бюджетных процедур;
в связи с изменением в течение текущего финансового года в деятельности главного администратора (администратора) бюджетных средств, в том числе изменением его организационной структуры;
в связи с изменением в течение текущего финансового года объема бюджетных полномочий, самостоятельно осуществляемых главным администратором (администратором) бюджетных средств в соответствии со статьями 158, 160.1, 160.2 и 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации и принятыми нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения;
при реализации субъектами бюджетных процедур, в том числе являющимися руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, выводов, предложений и рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита (уполномоченного должностного лица, членов аудиторской группы);
при применении норм бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов), регулирующих бюджетные правоотношения;
при наличии фактов, свидетельствующих о признаках нарушений (недостатков), не связанных с объектом внутреннего финансового аудита, выявленных при проведении анализа документов и фактических данных, информации в целях планирования и проведения аудиторского мероприятия.
3(2). Решение руководителя субъекта внутреннего финансового аудита об осуществлении консультирования субъектов бюджетных процедур принимается с учетом необходимости соблюдения принципов внутреннего финансового аудита, включая принципы функциональной независимости и компетентности, в случае достаточности ресурсов для проведения плановых и внеплановых аудиторских мероприятий и отсутствия возможности (необходимости) составления перечня вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия.";
в) в пункте 4:
в абзаце втором слова "осуществления внутреннего финансового аудита" заменить словами "проведения аудиторского мероприятия";
в абзаце четвертом слова "по программе аудиторского мероприятия, в том числе по ее изменению" заменить словами "по изменению программы аудиторского мероприятия, в том числе по поручению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита";
г) в пункте 5:
в абзаце втором слова "необходимой для проведения" заменить словами "необходимой для планирования и проведения";
абзац шестой изложить в следующей редакции:
"обсуждать с руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств, субъектами бюджетных процедур, являющимися руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, вопросы, связанные с проведением аудиторского мероприятия;";
после абзаца девятого дополнить абзацем следующего содержания:
"подписывать и направлять запросы субъектам бюджетных процедур о представлении документов и фактических данных, информации, необходимых для осуществления внутреннего финансового аудита, в том числе оценки бюджетных рисков, планирования и проведения аудиторского мероприятия, составления годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита.";
д) в пункте 6:
в абзаце седьмом слова "аналитические записки" заменить словами "аналитические записки (справки)";
в абзаце десятом слова "их минимизации" заменить словами "их минимизации (устранения)";
дополнить абзацем следующего содержания:
"по решению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита формировать на основе результатов проведенной оценки бюджетных рисков и представлять на утверждение руководителю субъекта внутреннего финансового аудита программу аудиторского мероприятия, в том числе формировать предложения по составу аудиторской группы (в случае если руководитель субъекта внутреннего финансового аудита не является уполномоченным должностным лицом).";
е) в пункте 7:
в абзаце первом слова "Руководитель аудиторской группы" заменить словами "Руководитель аудиторской группы (уполномоченное должностное лицо при самостоятельном проведении аудиторского мероприятия)";
в абзаце втором слова "в целях планирования и проведения" заменить словами "в целях организации проведения и проведения";
абзац третий признать утратившим силу;
ж) в пункте 8:
в абзаце шестом слова "самостоятельно проводить аудиторское мероприятие" заменить словами "проводить, в том числе самостоятельно, аудиторское мероприятие";
в абзаце десятом слова "и по организации внутреннего финансового контроля, в том числе по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков" исключить;
з) в пункте 10:
в абзаце втором слова "их минимизации" заменить словами "их минимизации (устранения)";
в абзаце третьем слова "руководителя и членов аудиторской группы" заменить словами "должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита (уполномоченного должностного лица, членов аудиторской группы)";
в абзаце четвертом слова "по организации внутреннего финансового контроля, в том числе" исключить.
2. В федеральном стандарте внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. N 196н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2019 г., регистрационный N 56863), с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 1 сентября 2021 г. N 120н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 сентября 2021 г., регистрационный N 65208) и от 1 сентября 2022 г. N 134н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 сентября 2022 г., регистрационный N 70293):
а) дополнить пунктами 3(1) - 3(15) следующего содержания:
"3(1). Процедуры главного администратора (администратора) бюджетных средств, результат выполнения которых влияет на значения показателей качества финансового менеджмента, указанные в абзаце четвертом пункта 3 настоящего Стандарта, включают:
процедуры по исполнению бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств, за исключением бюджетных полномочий, установленных статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и процедур по администрированию доходов в бюджет, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о страховых взносах, законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании;
процедуры управления активами;
процедуры осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
3(2). Программа аудиторского мероприятия оформляется в виде документа, формируемого на основе результатов оценки бюджетных рисков в соответствии с принципами внутреннего финансового аудита, в том числе принципами компетентности и объективности, и с учетом необходимости достижения целей осуществления внутреннего финансового аудита.
3(3). План проведения аудиторских мероприятий оформляется в виде документа, составляемого в соответствии с принципами внутреннего финансового аудита, в том числе принципами компетентности и объективности, и с учетом результатов оценки бюджетных рисков.
КонсультантПлюс: примечание.
Абз. 8 пп. "а" п. 2 применяется при актуализации реестра бюджетных рисков в 2023 г. и составлении плана проведения аудиторских мероприятий на 2024 г. и период до срока представления консолидированной (индивидуальной) годовой бюджетной отчетности за 2024 г.
План проведения аудиторских мероприятий включает не менее двух планируемых к проведению в главном администраторе (администраторе) бюджетных средств в очередном финансовом году аудиторских мероприятий, необходимых для достижения целей осуществления внутреннего финансового аудита, окончание которых приходится на очередной финансовый год или период с начала года, следующего за очередным финансовым годом, до наиболее позднего из установленных сроков представления консолидированной (индивидуальной) годовой бюджетной отчетности за очередной финансовый год, полномочия по составлению которой осуществляет главный администратор (администратор) бюджетных средств.
3(4). Анализ соотношений и закономерностей, указанный в абзаце семнадцатом пункта 3 настоящего Стандарта, осуществляется в том числе путем определения взаимосвязей и непротиворечивости финансовой и нефинансовой информации.
3(5). Инспектирование как метод внутреннего финансового аудита используется для:
изучения документов, фактических данных, информации, связанных с организацией (обеспечением выполнения), выполнением бюджетной процедуры (операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры), включая совершаемые субъектами бюджетных процедур и (или) прикладными программными средствами, информационными ресурсами (с их использованием) контрольные действия и их результаты, и их анализа на предмет степени соблюдения требований к исполнению бюджетных полномочий, установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, и требований к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры (операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры), установленных правовыми актами и иными документами главного администратора (администратора) бюджетных средств);
изучения документов и информации, связанных с организацией (обеспечением выполнения), выполнением бюджетной процедуры (операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры), и их анализа на предмет соответствия их содержания данным о фактах хозяйственной жизни;
изучения (осмотра) нефинансовых активов, имеющих материально-вещественную форму.
3(6). Для осуществления проверки точности арифметических расчетов субъектов бюджетных процедур в документах (прикладных программных средствах, информационных ресурсах), указанной в абзаце девятнадцатом пункта 3 настоящего Стандарта, применяется в том числе проверка используемых при формировании числовых показателей автоматизированными системами и средствами формул (алгоритмов).
3(7). Запрос и подтверждение как методы внутреннего финансового аудита осуществляются путем устного обращения к субъектам бюджетных процедур, а также письменного обращения, содержащего указание на сроки, форму (способ представления), адресата, к субъектам бюджетных процедур и (или) лицам, располагающим документами и фактическими данными, информацией, необходимыми для проведения аудиторского мероприятия, в целях получения документов и фактических данных, информации, необходимых для проведения аудиторского мероприятия.
3(8). Наблюдение как метод внутреннего финансового аудита осуществляется непосредственно и (или) с использованием фото-, видео- и аудиотехники, а также иных видов техники и приборов членами аудиторской группы или уполномоченным должностным лицом для изучения действий субъектов бюджетных процедур, осуществляемых ими в ходе выполнения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур в рамках исполнения своих должностных обязанностей, в том числе в ходе совершения контрольных действий.
Наблюдение не должно создавать препятствий для субъектов бюджетных процедур при выполнении ими операций (действий) по выполнению бюджетных процедур.
3(9). Мониторинг процедур внутреннего финансового контроля как метод внутреннего финансового аудита используется в одном из следующих случаев:
длительность аудиторского мероприятия составляет не менее 4 (четырех) месяцев;
длительность аудиторского мероприятия соответствует периоду выполнения бюджетных процедур (операций (действий) по выполнению бюджетных процедур) в течение текущего финансового года.
3(10). В целях формирования и ведения реестра бюджетных рисков оценка бюджетного риска проводится в том числе при планировании деятельности субъекта внутреннего финансового аудита, планировании и проведении аудиторских мероприятий и формировании информации о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.
КонсультантПлюс: примечание.
Абз. 22 пп. "а" п. 2 применяется при актуализации реестра бюджетных рисков в 2023 г. и составлении плана проведения аудиторских мероприятий на 2024 г. и период до срока представления консолидированной (индивидуальной) годовой бюджетной отчетности за 2024 г.
Оценка бюджетного риска (риска искажения бюджетной отчетности) включает в себя актуализацию значимости (уровня) выявленных (обнаруженных) бюджетных рисков (рисков искажения бюджетной отчетности) по результатам анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) для реализации бюджетных рисков и возможных последствий реализации бюджетных рисков (рисков искажения бюджетной отчетности).
3(11). В реестре бюджетных рисков содержатся предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля (рекомендуемые к осуществлению контрольные действия) в случае принятия решения о реализации соответствующих мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков:
руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств;
субъектами бюджетных процедур, являющимися руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств.
КонсультантПлюс: примечание.
Абз. 26 пп. "а" п. 2 применяется при актуализации реестра бюджетных рисков в 2023 г. и составлении плана проведения аудиторских мероприятий на 2024 г. и период до срока представления консолидированной (индивидуальной) годовой бюджетной отчетности за 2024 г.
3(12). Актуализация реестра бюджетных рисков проводится перед составлением проекта плана проведения аудиторских мероприятий.
Переоценка (определение значимости) бюджетных рисков, находящихся в реестре бюджетных рисков, указанная в абзаце сорок седьмом пункта 3 настоящего Стандарта, проводится путем актуализации оценки бюджетных рисков, находящихся в реестре бюджетных рисков.
3(13). Меры по минимизации (устранению) бюджетных рисков включают действия, указанные в абзаце сорок девятом пункта 3 настоящего Стандарта, а также действия, направленные на повышение качества финансового менеджмента, в том числе на повышение результативности и экономности использования бюджетных средств и устранение причин и условий нарушений и (или) недостатков.
Контрольные действия, являющиеся мерами по минимизации (устранению) бюджетных рисков, совершаются субъектами бюджетных процедур и (или) прикладными программными средствами, информационными ресурсами (с их использованием) перед выполнением операций (действий) по выполнению бюджетных процедур (меры по организации внутреннего финансового контроля).
3(14). Применение критериев существенности ошибки и вероятности допущения ошибки, указанных в абзаце пятьдесят шестом пункта 3 настоящего Стандарта, осуществляется путем применения критериев степени влияния (в части уровня потенциального искажения бюджетной отчетности) и вероятности.
КонсультантПлюс: примечание.
Абз. 31 пп. "а" п. 2 применяется при актуализации реестра бюджетных рисков в 2023 г. и составлении плана проведения аудиторских мероприятий на 2024 г. и период до срока представления консолидированной (индивидуальной) годовой бюджетной отчетности за 2024 г.
3(15). Деятельность должностных лиц (работников) главного администратора (администратора) бюджетных средств, указанная в абзаце пятьдесят седьмом пункта 3 настоящего Стандарта, включает исполнение бюджетных полномочий, а также полномочий государственного (муниципального) заказчика, полномочий собственника имущества от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, направленное на достижение заданных (непосредственных и (или) конечных) результатов деятельности органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов местной администрации, органов управления государственными внебюджетными фондами и (или) иных главных администраторов (администраторов) бюджетных средств и (или) целей, для достижения которых создано казенное учреждение.";
б) пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6. Принцип функциональной независимости предусматривает отсутствие условий, которые создают угрозу способности субъекта внутреннего финансового аудита беспристрастно и объективно выполнять свои обязанности, включая недопущение конфликта интересов любого рода при осуществлении внутреннего финансового аудита, в том числе при формировании заключений и годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита.
В целях обеспечения осуществления внутреннего финансового аудита на основе принципа функциональной независимости аудиторские мероприятия организуют и осуществляют должностные лица (работники) субъекта внутреннего финансового аудита (уполномоченное должностное лицо, члены аудиторской группы), которые:
имеют возможность беспрепятственного осуществления внутреннего финансового аудита (невмешательства в осуществление внутреннего финансового аудита третьих лиц), в том числе подготовить заключение, отразив в нем результаты проведения аудиторского мероприятия;
не имеют конфликта интересов, в частности родства или свойства с субъектами бюджетных процедур;
в течение текущего и отчетного финансового года не принимали участие в организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетных процедур и (или) составляющих эти процедуры операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, которые являются объектами внутреннего финансового аудита.";
в) пункт 7 изложить в следующей редакции:
"7. Принцип объективности предусматривает полноту сбора и использования аудиторских доказательств, рабочей документации аудиторского мероприятия, в том числе возражений и предложений субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств (при наличии), с учетом результатов их рассмотрения, при формировании выводов, предложений и рекомендаций по результатам аудиторского мероприятия, а также отсутствие предубеждений или предвзятости в отношении операций (действий) по выполнению бюджетных процедур и субъектов бюджетных процедур при оценке бюджетных рисков и составлении годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита.";
г) пункт 13 изложить в следующей редакции:
"13. Принцип стандартизации предусматривает единство методологии организации и осуществления внутреннего финансового аудита в главных администраторах (администраторах) бюджетных средств, что выражается в том числе в обеспечении при издании ведомственных (внутренних) актов, обеспечивающих осуществление внутреннего финансового аудита, применения терминов, недопущения ограничения применения методов и способов изучения объектов внутреннего финансового аудита, прав должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита (уполномоченного должностного лица, членов аудиторской группы), недопущения перераспределения (дублирования исполнения) обязанностей должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита (уполномоченного должностного лица, членов аудиторской группы), применения риск-ориентированного подхода при планировании и проведении аудиторских мероприятий, установленных федеральными стандартами внутреннего финансового аудита.".
3. В федеральном стандарте внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита", утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 декабря 2019 г. N 237н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 января 2020 г., регистрационный N 57091), с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 23 июля 2020 г. N 150н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 августа 2020 г., регистрационный N 59343) и от 1 сентября 2021 г. N 120н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 сентября 2021 г., регистрационный N 65208):
а) в подпункте "в" пункта 3:
в абзаце первом слова "лицам, указанным в пункте 16 настоящего Стандарта" заменить словами "главному администратору бюджетных средств, в ведении которого находится администратор бюджетных средств, передающий полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита, или другому администратору бюджетных средств, находящемуся в ведении данного главного администратора бюджетных средств";
в абзаце втором слова "в следующем финансовом году исходя из анализа указанных в пунктах 8 и 9 настоящего Стандарта условий (обстоятельств) и требований, а также случаев, указанных в пункте 10 настоящего Стандарта" заменить словами "после завершения финансового года, в котором принято решение об организации внутреннего финансового аудита, исходя из анализа указанных в пункте 8 настоящего Стандарта условий (обстоятельств) с учетом требований (случаев), установленных пунктами 4, 6, 7, 9, 10 настоящего Стандарта";
б) в пункте 4:
в подпункте "б" слово "руководителя" исключить;
в подпункте "в" абзацы второй - шестой признать утратившими силу;
в) в абзаце втором пункта 5 слова "и его наделения" заменить словами "путем наделения или создания и наделения структурного подразделения главного администратора (администратора) бюджетных средств";
г) в пункте 6 слова "и членов аудиторской группы" исключить;
д) в пункте 8:
подпункты "в" - "д" изложить в следующей редакции:
"в) возможность образования субъекта внутреннего финансового аудита на основе принципа функциональной независимости;
г) информация о бюджетных рисках, в том числе причинах и (или) возможных последствиях реализации бюджетных рисков, во взаимосвязи с операциями (действиями) по выполнению бюджетных процедур;
д) однотипность операций (действий) по выполнению бюджетных процедур во взаимосвязи с бюджетными рисками, в отношении которых не выявлены (устранены) причины;";
в подпункте "ж" слова "результаты мониторинга качества финансового менеджмента, а также достижение главным администратором (администратором) бюджетных средств целевых значений показателей качества финансового менеджмента, определяемых" заменить словами "данные отчета о результатах мониторинга качества финансового менеджмента, представляемого";
в подпункте "и" слова "в том числе бюджетных полномочий, полномочий государственного (муниципального) заказчика и полномочий, указанных" заменить словами "включая полномочия государственного (муниципального) заказчика и бюджетные полномочия, в том числе указанные в пункте 10.1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации и";
подпункт "м" изложить в следующей редакции:
"м) заключенные (планируемые к заключению) контракты (договоры, соглашения), источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являются средства межбюджетных субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов;";
дополнить подпунктом "о" в следующей редакции:
"о) выполнение руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств операций (действий) по выполнению бюджетных процедур.";
е) в пункте 10:
в подпункте "б" слова "главном администраторе (администраторе)" заменить словами "администраторе";
подпункт "в" изложить в следующей редакции:
"в) выполнение руководителем администратора бюджетных средств операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;";
в подпункте "г" слова "решения руководителя главного администратора бюджетных средств или руководителя администратора бюджетных средств о необходимости передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита в связи с выявленными нарушениями" заменить словами "выявленных нарушений";
ж) пункт 12 дополнить абзацами следующего содержания:
"В случае передачи отдельных полномочий, включая полномочия государственного (муниципального) заказчика или бюджетные полномочия, в том числе полномочия, указанные в пункте 10.1 статьи 161 и в пункте 6 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации:
главные администраторы (администраторы) бюджетных средств, которым переданы отдельные полномочия, осуществляют внутренний финансовый аудит в их отношении;
иные юридические лица (организации), которым переданы бюджетные полномочия, осуществляют внутренний финансовый аудит или выполняют действия, направленные на достижение целей осуществления внутреннего финансового аудита, в случае включения таких условий в договор (соглашение) о передаче бюджетных полномочий.";
з) в подпункте "з" пункта 13 слова ", по организации и осуществлению внутреннего финансового контроля, по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков, а также по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры" исключить;
и) в абзаце третьем подпункта "б" пункта 19 слова ", по организации и осуществлению внутреннего финансового контроля, по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков, а также по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры" исключить.
4. В федеральном стандарте внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 160н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 августа 2020 г., регистрационный N 59596), с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 11 ноября 2020 г. N 263н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 декабря 2020 г., регистрационный N 61364), от 1 сентября 2021 г. N 120н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 сентября 2021 г., регистрационный N 65208) и от 1 сентября 2022 г. N 134н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 сентября 2022 г., регистрационный N 70293):
а) в пункте 3 слова "плана проведения аудиторских мероприятий включает" заменить словами "плана проведения аудиторских мероприятий может осуществляться с использованием прикладных программных средств и информационных систем, в том числе созданных в установленном порядке для автоматизации исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств с учетом требований законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, и включает";
КонсультантПлюс: примечание.
Пп. "б" п. 4 применяется при актуализации реестра бюджетных рисков в 2023 г. и составлении плана проведения аудиторских мероприятий на 2024 г. и период до срока представления консолидированной (индивидуальной) годовой бюджетной отчетности за 2024 г.
б) пункты 4 - 5 изложить в следующей редакции:
"4. При формировании данных для составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий учитываются:
возможность осуществления внутреннего финансового аудита в соответствии с принципами внутреннего финансового аудита, в том числе принципом функциональной независимости;
степень обеспеченности ресурсами (временными, трудовыми, материальными, финансовыми и иными ресурсами, которые способны оказать влияние на качество осуществления внутреннего финансового аудита);
возможность (необходимость) привлечения к проведению аудиторских мероприятий должностных лиц (работников) главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) экспертов;
необходимость резервирования времени и трудовых ресурсов на проведение внеплановых аудиторских мероприятий исходя из данных о внеплановых аудиторских мероприятиях, проведенных в годы, предшествующие году составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий (1 - 2 года);
необходимость резервирования времени на осуществление должностными лицами (работниками) субъекта внутреннего финансового аудита профессионального развития в целях поддержания и повышения уровня квалификации, необходимого для осуществления внутреннего финансового аудита;
решения руководителя главного администратора (администратора) бюджетных средств о необходимости проведения плановых аудиторских мероприятий, принятые при утверждении планов проведения аудиторских мероприятий в предшествующие годы (1 - 2 года);
информация, содержащаяся в реестре бюджетных рисков, в том числе о значимых бюджетных рисках. Оценка бюджетных рисков, в том числе определение значимости (уровня) бюджетного риска, осуществляется в соответствии с приложением N 1 к настоящему Стандарту;
результаты мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, проводимого должностными лицами (работниками) субъекта внутреннего финансового аудита в соответствии с пунктами 22 - 24 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита" <2>;
предложения субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, о необходимости проведения плановых аудиторских мероприятий;
передача главным администратором (администратором) бюджетных средств своих отдельных полномочий, в том числе полномочий государственного (муниципального) заказчика и бюджетных полномочий, указанных в пункте 10.1 статьи 161 и в пункте 6 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
объем бюджетных ассигнований, предусмотренный по направлению расходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета, либо объем поступлений в бюджет по источнику доходов, закрепленному за главным администратором (администратором) бюджетных средств (за исключением поступлений в бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании);
отсутствия необходимости осуществления аудиторских мероприятий в связи с осуществлением консультирования субъектов бюджетных процедур в годы, предшествующие году составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий (1 - 2 года);
отказы в представлении субъектами бюджетных процедур документов и информации и доступа к прикладным программным средствам и информационным ресурсам, обеспечивающим исполнение бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) содержащим информацию об операциях (действиях) по выполнению бюджетной процедуры, необходимых для осуществления консультирования;
иная информация, необходимая субъекту внутреннего финансового аудита для составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий.
5. Должностными лицами (работниками) субъекта внутреннего финансового аудита (уполномоченным должностным лицом (работником) главного администратора (администратора) бюджетных средств, наделенным полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - уполномоченное должностное лицо), проводится анализ данных для составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий, указанных в пункте 4 настоящего Стандарта, и результатов оценки (актуализации оценки) бюджетных рисков, с учетом которого определяются приоритетные к проведению аудиторские мероприятия, их темы, возможные сроки окончания этих мероприятий и составляется проект плана проведения аудиторских мероприятий.";
в) в пункте 8 слова "очередном финансовом году" заменить словами "главном администраторе (администраторе) бюджетных средств";
г) в абзаце втором пункта 12 слова "принимается с учетом положений" заменить словами "принимается руководителем администратора бюджетных средств, передавшим полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита, с учетом положений";
д) пункт 13 изложить в следующей редакции:
"13. В случае передачи администратором бюджетных средств полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита руководитель администратора бюджетных средств, передавшего полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита, согласовывает план проведения аудиторских мероприятий, внесение в него изменений в части аудиторских мероприятий, планируемых к проведению в таком администраторе бюджетных средств, перед утверждением плана проведения аудиторских мероприятий руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств, принявшего полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита.";
е) абзац первый пункта 14 изложить в следующей редакции:
"14. В целях планирования аудиторского мероприятия должностными лицами (работниками) субъекта внутреннего финансового аудита (уполномоченным должностным лицом) формируется, в том числе с использованием прикладных программных средств и информационных систем, включая созданные в установленном порядке для автоматизации исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств с учетом требований законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, программа аудиторского мероприятия, которая содержит следующую информацию:";
ж) пункты 20 - 25 признать утратившими силу;
з) подпункт "б" пункта 26 изложить в следующей редакции:
"б) оценки бюджетных рисков путем анализа актуальной на дату составления программы аудиторского мероприятия информации в соответствии с приложением N 1 к настоящему Стандарту;";
и) в пункте 30:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"30. Должностное лицо (работник) субъекта внутреннего финансового аудита, предлагаемый к назначению руководителем аудиторской группы, подписывает сформированную программу аудиторского мероприятия до ее утверждения руководителем субъекта внутреннего финансового аудита (в случае если руководитель субъекта внутреннего финансового аудита не является уполномоченным должностным лицом).";
абзац второй признать утратившим силу;
в абзаце третьем слова "в связи с переоценкой значимости (уровня) бюджетных рисков" заменить словами "в связи с актуализацией оценки бюджетных рисков";
к) пункт 31 признать утратившим силу;
л) в пункте 43 слова "не вносятся" заменить словами "и (или) программу аудиторского мероприятия не вносятся";
м) в пункте 45 слова "аналитических записок" заменить словами "аналитических записок (справок)";
н) пункты 46 и абзац первый пункта 52 признать утратившими силу;
о) в приложении N 1:
в абзаце втором пункта 1 слова "выявление (обнаружение) бюджетного риска, а также определение значимости (уровня) бюджетного риска с применением критериев вероятности и степени влияния в целях формирования и ведения реестра бюджетных рисков" заменить словами "выявление (обнаружение) бюджетного риска и определение значимости (уровня) бюджетного риска с применением критериев вероятности и степени влияния, а также актуализация значимости (уровня) выявленных (обнаруженных) бюджетных рисков по результатам анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) для реализации бюджетного риска и возможных последствий реализации бюджетного риска";
пункт 2 признать утратившим силу;
в пункте 3:
подпункт "б" изложить в следующей редакции:
"б) описание выявленного (обнаруженного) бюджетного риска и его причин;";
подпункт "е" признать утратившим силу;
подпункт "ж" изложить в следующей редакции:
"меры по минимизации (устранению) бюджетных рисков (при необходимости принятия) и приоритетность их принятия.";
дополнить пунктом 3(1) следующего содержания:
"3(1). Ведение реестра бюджетных рисков может осуществляться с использованием прикладных программных средств и информационных систем, в том числе созданных в установленном порядке для автоматизации исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств с учетом требований законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.";
абзац третий пункта 4 изложить в следующей редакции:
"Информация, указанная в подпункте "ж" пункта 3 настоящего Приложения, включается в реестр бюджетных рисков в случае возможности и (или) необходимости (целесообразности) принятия главным администратором (администратором) бюджетных средств мер по минимизации (устранению) бюджетного риска."
пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Выявление (обнаружение) бюджетного риска проводится по каждой операции (действию) по выполнению бюджетной процедуры путем анализа:
бюджетных полномочий, самостоятельно осуществляемых главным администратором (администратором) бюджетных средств в соответствии со статьями 158, 160.1, 160.2 и 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации и принятыми нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения;
информации об изменениях положений законодательных и иных нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов), регулирующих бюджетные правоотношения;
информации об изменениях в деятельности главного администратора (администратора) бюджетных средств, в том числе в его организационной структуре (например, изменение типа учреждения, реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование), изменение полномочий (видов деятельности), создание (ликвидация) обособленных структурных подразделений);
наличия (актуализации в соответствии с изменениями положений законодательных и иных нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов), регулирующих бюджетные правоотношения) и (или) достаточности и соответствия положениям законодательных и иных нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов), регулирующих бюджетные правоотношения, ведомственных (внутренних) актов);
информации, поступившей главному администратору (администратору) бюджетных средств и указанной в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного (муниципального) финансового контроля, а также информации о типовых нарушениях и (или) недостатках, выявленных органами государственного (муниципального) финансового контроля;
используемых прикладных программных средств и информационных ресурсов, обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) содержащих информацию об операциях (действиях) по выполнению бюджетной процедуры, в том числе информации об изменениях в этих прикладных программных средствах и информационных ресурсах;
организации наделения правами доступа пользователей (субъектов бюджетных процедур) к базам данных, вводу и выводу информации из прикладных программных средств и информационных ресурсов, обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) содержащих информацию об операциях (действиях) по выполнению бюджетных процедур, а также регламентов взаимодействия пользователей с этими прикладными программными средствами и информационными ресурсами;
наличия актов и (или) документов главного администратора (администратора) бюджетных средств о разграничении полномочий при выполнении операций (действий) по выполнению бюджетных процедур и (или) информации о фактическом разграничении полномочий при выполнении операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
кадрового обеспечения структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств сотрудниками, в том числе информации о кадровых изменениях (например, организационно-штатные мероприятия, изменение организационных или технологических условий труда), которые способны оказать влияние на качество организации (обеспечения выполнения), выполнения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
данных отчета о результатах мониторинга качества финансового менеджмента, представляемого в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 6 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
итогов деятельности главного администратора (администратора) бюджетных средств за отчетный год и определения целей и задач на текущий год и плановый период, а также взаимосвязанных с организацией (обеспечением выполнения), выполнением бюджетных процедур;
результатов ранее проведенных аудиторских мероприятий, отраженных в заключениях;
результатов мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, проведенного должностными лицами (работниками) субъекта внутреннего финансового аудита;
информации, отраженной в годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита;
решений руководителя главного администратора (администратора) бюджетных средств, взаимосвязанных с организацией (обеспечением выполнения), выполнением бюджетных процедур;
информации, включенной в реестр бюджетных рисков на момент оценки бюджетных рисков;
информации субъектов бюджетных процедур о выявленных при совершении контрольных действий нарушениях и (или) недостатках;
иной информации о нарушениях и недостатках (их причинах и условиях).";
в пункте 7:
в подпункте "б" слова "нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения" заменить словами "положениям законодательных и иных нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов), регулирующих бюджетные правоотношения";
в подпункте "г" слова "ответственность за приемку товаров, работ, услуг и точность кассового планирования в целях оплаты закупки возложена на одно должностное лицо" заменить словами "назначение председателем инвентаризационной комиссии лица, ответственного за использование имущества по его назначению и (или) за сохранность имущества, в отношении которого проводится инвентаризация";
в подпункте "д" слово "разграничения" исключить;
в пункте 8:
в подпункте "а" слова "низкие значения показателей качества финансового менеджмента, в том числе недостижение главным администратором (администратором) бюджетных средств целевых значений" заменить словами "недостижение главным администратором (администратором) бюджетных средств целевых (максимальных) значений";
подпункт "в" дополнить словами ", в том числе утрата или повреждение государственного (муниципального) имущества, включая утрату бюджетных средств";
пункт 10 признать утратившим силу;
п) в приложении N 2:
в абзаце втором пункта 8 слова "подпунктом "в" пункта 4 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита." заменить словами "пунктом 6 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита <1>".";
дополнить сноской "1" следующего содержания:
"<1> Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. N 196н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2019 г., регистрационный N 56863), с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 1 сентября 2021 г. N 120н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 сентября 2021 г., регистрационный N 65208) и от 1 сентября 2022 г. N 134н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 сентября 2022 г., регистрационный N 70293).";
в пункте 11 слова "аналитические записки" заменить словами "аналитические записки (справки)";
5. В федеральном стандарте внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22 мая 2020 г. N 91н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 июня 2020 г., регистрационный N 58746), с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 сентября 2021 г. N 120н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 сентября 2021 г., регистрационный N 65208):
а) в абзаце четвертом пункта 1 слова "по организации внутреннего финансового контроля, по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков, по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур и (или) операций (действий) по выполнению бюджетных процедур" заменить словами "по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков";
б) в пункте 3 слова "аналитических записок" заменить словами "аналитических записок (справок)";
в) в пункте 4:
подпункт "в" изложить в следующей редакции:
"в) описание значимых бюджетных рисков, в том числе остающихся после реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков;";
в подпункте "д" слова "минимизации (устранения) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля" заменить словами "по минимизации (устранению) бюджетных рисков";
г) в абзаце седьмом подпункта "б" пункта 6 слова "по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля" заменить словами "мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков";
д) в пункте 11 слова "аналитические записки" заменить словами "аналитические записки (справки)";
е) пункт 16 признать утратившим силу;
ж) сноску 3 исключить;
з) в подпункте "и" пункта 17 слова "бюджетные полномочия, полномочия государственного (муниципального) заказчика и полномочия, указанные" заменить словами "полномочия государственного (муниципального) заказчика и бюджетные полномочия, указанные в пункте 10.1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации и";
и) пункт 18 дополнить словами ", об итогах консультирования субъектов бюджетных процедур";
к) в пункте 19 слова "аналитических записках" заменить словами "аналитических записках (справках)";
л) в пункте 20 слова "по повышению качества финансового менеджмента" заменить словами "по минимизации (устранению) бюджетного риска";
м) в пункте 21 слова "повышению качества финансового менеджмента и" исключить;
н) в пункте 23 слова "и (или) на минимизацию (устранение) бюджетных рисков, в том числе выявление значимых остаточных бюджетных рисков" заменить словами ", включая оценку бюджетных рисков с учетом указанных решений";
о) в пункте 24:
в подпункте "а" слова "повышению качества финансового менеджмента и" исключить;
дополнить подпунктом "д" следующего содержания:
"д) анализ информации, содержащейся в прикладных программных средствах и информационных ресурсах, обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) содержащих информацию об операциях (действиях) по выполнению бюджетной процедуры.";
п) в пункте 25 слова "дополнительных мероприятий" заменить словами "дополнительных мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, в том числе мероприятий";
р) в пункте 27 слова "за отчетный год" исключить;
с) пункт 28 изложить в следующей редакции:
"28. Годовая отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита представляется не позднее 20 рабочих дней после наиболее позднего из установленных сроков представления консолидированной (индивидуальной) годовой бюджетной отчетности за отчетный финансовый год, полномочия по составлению которой осуществляет главный администратор (администратор) бюджетных средств.";
т) в пункте 29:
в подпунктах "а" и "б" слова "за отчетный год" исключить;
подпункт "е" изложить в следующей редакции:
"е) о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита, направленной на решение задач внутреннего финансового аудита, включая информацию о наиболее значимых, по мнению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита:
нарушениях и (или) недостатках и принятых мерах по их устранению (при наличии);
бюджетных рисках, включая информацию об их причинах;
принятых (необходимых к принятию) мерах по минимизации (устранению) бюджетных рисков;
примерах (лучших практиках) организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур и (или) операций (действий) по выполнению бюджетных процедур в главном администраторе (администраторе) бюджетных средств (при наличии);";
дополнить подпунктом "л" следующего содержания:
"л) обобщенную информацию об осуществлении консультирования субъектов бюджетных процедур по вопросам, связанным с совершенствованием организации внутреннего финансового контроля, повышением качества финансового менеджмента.";
у) пункт 30 признать утратившим силу.
6. В федеральном стандарте внутреннего финансового аудита "Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности", утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 сентября 2021 г. N 120н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 сентября 2021 г., регистрационный N 65208), с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 сентября 2022 г. N 134н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 сентября 2022 г., регистрационный N 70293):
а) в подпункте "а" пункта 2 слова "высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации" и слова "органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" заменить словами "высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации" и "исполнительных органов субъектов Российской Федерации" соответственно;
КонсультантПлюс: примечание.
Пп. "б" п. 6 применяется при актуализации реестра бюджетных рисков в 2023 г. и составлении плана проведения аудиторских мероприятий на 2024 г. и период до срока представления консолидированной (индивидуальной) годовой бюджетной отчетности за 2024 г.
б) пункты 4 - 7 изложить в следующей редакции:
"4. Подтверждение достоверности бюджетной отчетности:
а) администратора бюджетных средств, не являющегося одновременно главным распорядителем средств соответствующего бюджета, и (или) главным администратором доходов соответствующего бюджета, и (или) главным администратором источников финансирования дефицита соответствующего бюджета, осуществляется в отношении его годовой индивидуальной бюджетной отчетности; <5>
б) главного администратора бюджетных средств, в том числе являющегося одновременно получателем средств соответствующего бюджета, и (или) администратором доходов соответствующего бюджета, и (или) администратором источников финансирования дефицита соответствующего бюджета, в отношении его годовой индивидуальной бюджетной отчетности и одновременно соблюдения порядка составления и представления годовой консолидированной бюджетной отчетности;
в) главного администратора (администратора) бюджетных средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), являющегося одновременно администратором бюджетных средств другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в отношении:
годовой индивидуальной бюджетной отчетности администратора бюджетных средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) и одновременно соблюдения порядка составления и представления годовой консолидированной бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) (при условии составления им консолидированной бюджетной отчетности);
годовой индивидуальной бюджетной отчетности администратора бюджетных средств другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации и одновременно соблюдения порядка составления и представления годовой консолидированной бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации (при условии составления им консолидированной бюджетной отчетности).
5. В целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности, а в случае передачи субъектом бюджетной отчетности централизуемых полномочий уполномоченному органу (уполномоченной организации), то с учетом положений главы IV настоящего Стандарта, в плане проведения аудиторских мероприятий предусматривается один из следующих вариантов проведения аудиторских мероприятий:
а) проведение одного аудиторского мероприятия, целью которого является подтверждение достоверности годовой бюджетной отчетности, соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности в году, за который составляется годовая бюджетная отчетность, и до наиболее позднего из установленных сроков представления консолидированной (индивидуальной) годовой бюджетной отчетности, полномочия по составлению которой осуществляет главный администратор (администратор) бюджетных средств;
б) проведение не менее одного аудиторского мероприятия, целью которого является подтверждение соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности в течение года, за который составляется годовая бюджетная отчетность, и одного аудиторского мероприятия, целью которого является подтверждение достоверности годовой бюджетной отчетности, соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности в году, за который составляется годовая бюджетная отчетность, и до наиболее позднего из установленных сроков представления консолидированной (индивидуальной) годовой бюджетной отчетности, полномочия по составлению которой осуществляет главный администратор (администратор) бюджетных средств.
6. Аудиторское мероприятие, целью которого является подтверждение достоверности годовой бюджетной отчетности, соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности, должно быть завершено до момента наступления одного из следующих событий, в зависимости от того, какое из событий наступит ранее:
а) до даты (месяца) окончания аудиторского мероприятия, указанной в плане проведения аудиторских мероприятий;
б) до подписания руководителем субъекта бюджетной отчетности:
годовой индивидуальной бюджетной отчетности администратора бюджетных средств, указанного в подпункте "а" или "в" пункта 4 настоящего Стандарта;
годовой консолидированной бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств, указанного в подпункте "б" или "в" пункта 4 настоящего Стандарта.
В случае осуществления главным администратором (администратором) бюджетных средств полномочий по составлению, утверждению и (или) представлению бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств нескольких бюджетов бюджетной системы Российской Федерации проводится не менее одного аудиторского мероприятия, целью которого является подтверждение достоверности годовой бюджетной отчетности, соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности, в отношении годовой индивидуальной бюджетной отчетности администратора бюджетных средств, не являющегося одновременно главным администратором бюджетных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, годовой индивидуальной бюджетной отчетности администратора бюджетных средств, являющегося одновременно главным распорядителем средств соответствующего бюджета, и (или) главным администратором доходов соответствующего бюджета, и (или) главным администратором источников финансирования дефицита соответствующего бюджета, и одновременно в отношении соблюдения порядка составления и представления годовой консолидированной бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств.
7. В случае передачи субъектом бюджетной отчетности централизуемых полномочий уполномоченному органу (уполномоченной организации) аудиторское мероприятие, целью которого является подтверждение достоверности годовой бюджетной отчетности, соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности, должно быть завершено:
а) субъектом внутреннего финансового аудита главного администратора (администратора) бюджетных средств, передавшего централизуемые полномочия уполномоченному органу (уполномоченной организации), до наступления одного из следующих моментов в зависимости от того, какой наступит ранее:
до даты (месяца) окончания аудиторского мероприятия, указанной в плане проведения аудиторских мероприятий;
за 2 (два) рабочих дня до даты представления (направления) уполномоченным органом (уполномоченной организацией) на подписание руководителем субъекта бюджетной отчетности, передавшего централизованные полномочия, годовой индивидуальной бюджетной отчетности;
б) субъектом внутреннего финансового аудита уполномоченного органа (уполномоченной организации) до момента наступления одного из следующих событий, в зависимости от того, какое из событий наступит ранее:
до даты (месяца) окончания аудиторского мероприятия, указанной в плане проведения аудиторских мероприятий;
до даты представления (направления) уполномоченным органом (уполномоченной организацией) на подписание руководителю субъекта бюджетной отчетности, передавшему централизованные полномочия, годовой индивидуальной бюджетной отчетности администратора бюджетных средств, указанного в подпункте "а" или "в" пункта 4 настоящего Стандарта, или годовой консолидированной бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств, указанного в подпункте "б" или "в" пункта 4 настоящего Стандарта.";
в) сноски 6, 7 и 12 исключить;
г) пункт 11 признать утратившим силу;
д) пункт 13 изложить в следующей редакции:
"13. В целях проведения анализа организации (обеспечения выполнения) бюджетных процедур учета и отчетности изучается, в частности, следующее:
а) федеральные стандарты бухгалтерского учета государственных финансов, единая методология бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленная в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (далее - нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности);
б) акты главного администратора (администратора) бюджетных средств (уполномоченного органа (уполномоченной организации) при централизации учета), устанавливающие в целях организации и ведения бюджетного учета учетную политику главного администратора (администратора) бюджетных средств (единую учетную политику при централизации учета), в том числе на предмет достаточности и соответствия нормативным правовым актам, регулирующим ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
в) информация о кадровом обеспечении структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, осуществляющих ведение бюджетного учета и составление и представление бюджетной отчетности, в том числе о кадровых изменениях (например, организационно-штатные мероприятия, изменение организационных или технологических условий труда), которые способны оказать влияние на качество организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры;
г) информация об используемых прикладных программных средствах и информационных ресурсах, обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий по ведению бюджетного учета, составлению, представлению и утверждению бюджетной отчетности, в том числе информация об изменениях в этих прикладных программных средствах и информационных ресурсах;
д) информация об организации наделения правами доступа пользователей (субъектов бюджетных процедур) к базам данных, вводу и выводу информации из прикладных программных средств и информационных ресурсов, обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий по ведению бюджетного учета, составлению, представлению и утверждению бюджетной отчетности, а также регламенты взаимодействия пользователей с этими прикладными программными средствами и информационными ресурсами;
е) информация об организации внутреннего контроля (внутреннего финансового контроля) совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, включая информацию о разграничении полномочий при выполнении бюджетных процедур учета и отчетности, в том числе порядок передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения их в бюджетном учете;
ж) организация хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бюджетной отчетности.";
е) в абзаце четвертом пункта 20 слова "минимизацию рисков искажения бюджетной отчетности" заменить словами "минимизацию (устранение) рисков искажения бюджетной отчетности";
ж) пункт 30 признать утратившим силу;
з) сноску 21 исключить;
и) в приложении N 1:
пункты 1 - 3 изложить в следующей редакции:
"1. В соответствии с пунктами 3, 3(10) и 3(14) федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита" <1> оценка риска искажения бюджетной отчетности осуществляется субъектом внутреннего финансового аудита и субъектами бюджетных процедур путем выявления (обнаружения) бюджетного риска, выражающегося в возможности допущения факта искажения бюджетной отчетности и (или) данных бюджетного учета, приводящего к искажению бюджетной отчетности, и определения значимости (уровня) этого бюджетного риска с применением критериев вероятности и степени влияния (уровня потенциального искажения бюджетной отчетности), а также актуализации значимости (уровня) выявленных (обнаруженных) бюджетных рисков по результатам анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) для реализации бюджетного риска и возможных последствий реализации бюджетного риска.
2. В целях выявления (обнаружения) рисков искажения бюджетной отчетности анализируется информация, указанная в пункте 5 приложения N 1 к федеральному стандарту внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита" <2>, в том числе информация, полученная в соответствии с пунктом 13 настоящего Стандарта.
3. Риск искажения бюджетной отчетности оценивается с применением критериев вероятности и степени влияния (уровня потенциального искажения бюджетной отчетности) <3>;
При определении уровня потенциального искажения бюджетной отчетности учитывается существенность ошибки.
Существенность ошибки в целях федеральных стандартов внутреннего финансового аудита определяется как величина искажения информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате, а также пропуск или искажение информации, которая влияет на экономическое решение учредителей главного администратора (администратора) бюджетных средств (пользователей информации), принимаемое на основании данных бюджетного учета и (или) бюджетной отчетности.
Значение каждого из указанных критериев оценивается как "низкое", "среднее" или "высокое".";
сноску 2 к пункту 2 изложить в следующей редакции:
"<2> Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.08.2020 N 160н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 августа 2020 г., регистрационный N 59596) с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.11.2020 N 263н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 декабря 2020 г., регистрационный N 61364), от 1 сентября 2021 г. N 120н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 сентября 2021 г., регистрационный N 65208) и от 1 сентября 2022 г. N 134н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 сентября 2022 г., регистрационный N 70293).";
сноску 3 к пункту 3 изложить в следующей редакции:
"<3> Пункты 6 и 7 приложения N 1 к федеральному стандарту внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.08.2020 N 160н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 августа 2020 г., регистрационный N 59596) с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.11.2020 N 263н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 декабря 2020 г., регистрационный N 61364), от 1 сентября 2021 г. N 120н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 сентября 2021 г., регистрационный N 65208) и от 1 сентября 2022 г. N 134н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 сентября 2022 г., регистрационный N 70293).";
пункт 4 признать утратившим силу;
в абзаце первом пункта 5 слова "Критерий "существенность ошибки" заменить словами "Существенность ошибки";
в абзаце пятом подпункта "в" пункта 6 слова "искажения информации на принятие пользователями бюджетной отчетности управленческих решений в случае допущения ошибки (упущения, искажения информации по показателю бюджетной отчетности или ее отражения с нарушением единой методологии учета и отчетности)" заменить словами "пропуска или искажения информации на принятие учредителями главного администратора (администратора) бюджетных средств (пользователями информации) экономических решений";
в абзаце первом пункта 7 слова "существенность ошибки" заменить словами "степень влияния" (уровня потенциального искажения бюджетной отчетности)";
в абзацах первом и втором пункта 8 слова "вероятность допущения ошибки" заменить словом "вероятность", слова "существенность ошибки" заменить словами "степень влияния" (уровня потенциального искажения бюджетной отчетности)".
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей