Об особенностях подтверждения достоверности бюджетной отчетности на 1 января 2024 года см. п. 3 Приказа Минфина России от 16.11.2023 N 184н.

III. Проведение аудиторского мероприятия

11. Утратил силу. - Приказ Минфина России от 18.07.2023 N 118н.

(см. текст в предыдущей редакции)

12. В ходе проведения аудиторского мероприятия уполномоченным должностным лицом или членами аудиторской группы:

а) проводится анализ организации (обеспечения выполнения) бюджетных процедур учета и отчетности;

б) проводится выявление (обнаружение) рисков искажения бюджетной отчетности;

в) проводится анализ выполнения бюджетных процедур учета и отчетности;

(пп. "в" в ред. Приказа Минфина России от 16.11.2023 N 184н)

(см. текст в предыдущей редакции)

--------------------------------

<11> Сноска исключена. - Приказ Минфина России от 16.11.2023 N 184н.

(см. текст в предыдущей редакции)

г) определяется наличие фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности, иных нарушений и (или) недостатков, а также их причин и условий;

(пп. "г" в ред. Приказа Минфина России от 16.11.2023 N 184н)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) оценивается надежность внутреннего финансового контроля в отношении бюджетных процедур учета и отчетности;

е) оцениваются риски искажения бюджетной отчетности;

ж) формируется суждение субъекта внутреннего финансового аудита о достоверности бюджетной отчетности;

з) формируются предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента.

(в ред. Приказа Минфина России от 16.11.2023 N 184н)

(см. текст в предыдущей редакции)

12(1). В случае если перед проведением аудиторского мероприятия было проведено не менее одного аудиторского мероприятия, целью которого являлось подтверждение соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности в течение года, за который составляется годовая бюджетная отчетность:

профессиональные действия членов аудиторской группы (уполномоченного должностного лица), указанные в подпунктах "а" - "в", "д", "е" и "з" пункта 12 настоящего Стандарта, осуществляются в отношении новых (возникших на дату проведения аудиторского мероприятия) и ранее не изученных условий, обстоятельств и информации, в том числе информации о реализации предложений и рекомендаций, указанных в подпункте "д" пункта 9 настоящего Стандарта;

при оценке надежности внутреннего финансового контроля в отношении бюджетных процедур учета и отчетности учитываются результаты аудиторского мероприятия, целью которого являлось подтверждение соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности в течение года, за который составляется годовая бюджетная отчетность.

(п. 12(1) введен Приказом Минфина России от 16.11.2023 N 184н)

13. В целях проведения анализа организации (обеспечения выполнения) бюджетных процедур учета и отчетности изучается, в частности, следующее:

а) федеральные стандарты бухгалтерского учета государственных финансов, единая методология бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленная в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (далее - нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности);

б) акты главного администратора (администратора) бюджетных средств (уполномоченного органа (уполномоченной организации) при централизации учета), устанавливающие в целях организации и ведения бюджетного учета учетную политику главного администратора (администратора) бюджетных средств (единую учетную политику при централизации учета), в том числе на предмет достаточности и соответствия нормативным правовым актам, регулирующим ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

в) информация о кадровом обеспечении структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, осуществляющих ведение бюджетного учета и составление и представление бюджетной отчетности, в том числе о кадровых изменениях (например, организационно-штатные мероприятия, изменение организационных или технологических условий труда), которые способны оказать влияние на качество организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры;

г) информация об используемых прикладных программных средствах и информационных ресурсах, обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий по ведению бюджетного учета, составлению, представлению и утверждению бюджетной отчетности, в том числе информация об изменениях в этих прикладных программных средствах и информационных ресурсах;

д) информация об организации наделения правами доступа пользователей (субъектов бюджетных процедур) к базам данных, вводу и выводу информации из прикладных программных средств и информационных ресурсов, обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий по ведению бюджетного учета, составлению, представлению и утверждению бюджетной отчетности, а также регламенты взаимодействия пользователей с этими прикладными программными средствами и информационными ресурсами;

е) информация об организации внутреннего контроля (внутреннего финансового контроля) совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, включая информацию о разграничении полномочий при выполнении бюджетных процедур учета и отчетности, в том числе порядок передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения их в бюджетном учете;

ж) организация хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бюджетной отчетности.

(п. 13 в ред. Приказа Минфина России от 18.07.2023 N 118н)

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Выявление (обнаружение) рисков искажения бюджетной отчетности проводится в соответствии с пунктом 2 Приложения N 1 к настоящему Стандарту, а также с учетом информации, полученной по результатам проведенного в соответствии с пунктом 13 настоящего Стандарта анализа организации (обеспечения выполнения) бюджетных процедур учета и отчетности.

15. Утратил силу. - Приказ Минфина России от 16.11.2023 N 184н.

(см. текст в предыдущей редакции)

16. В целях проведения анализа выполнения бюджетных процедур учета и отчетности изучается, в частности, следующее:

а) своевременность, полнота формирования и соблюдение требований к применению и заполнению форм первичных учетных документов;

б) своевременность передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета;

в) полнота, соответствие установленным единой методологией учета и отчетности требованиям, своевременность отражения и достоверность данных в регистрах бухгалтерского учета;

г) полнота и достоверность данных, включаемых в бюджетную отчетность, и соответствие бюджетной отчетности установленным единой методологией учета и отчетности требованиям;

д) организация (обеспечение выполнения), выполнение бюджетных процедур учета и отчетности на предмет наличия избыточных (дублирующих друг друга) операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;

е) совершаемые субъектами бюджетных процедур и (или) прикладными программными средствами, информационными ресурсами контрольные действия (включая проведение инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета) и их результаты, в том числе причины и условия нарушений и (или) недостатков (в случае их выявления);

ж) организация, применение и достаточность совершаемых контрольных действий (включая проведение инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета) на предмет их соразмерности выявленным (обнаруженным) рискам искажения бюджетной отчетности, а также способности предупреждать (не допускать) нарушения и (или) недостатки;

з) наличие (отсутствие) признаков преднамеренного неверного отражения событий, хозяйственных операций в бюджетной отчетности или их преднамеренного исключения из нее, в том числе включение в показатели бюджетной отчетности информации, основанной на регистрации в регистрах бухгалтерского учета не имевших места фактов хозяйственной жизни (например, неосуществленные расходы, несуществующие обязательства), мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета;

и) иная информация, необходимая уполномоченному должностному лицу или членам аудиторской группы для подтверждения достоверности бюджетной отчетности.

(п. 16 в ред. Приказа Минфина России от 16.11.2023 N 184н)

(см. текст в предыдущей редакции)

17. Утратил силу. - Приказ Минфина России от 16.11.2023 N 184н.

(см. текст в предыдущей редакции)

18. В ходе оценки надежности внутреннего финансового контроля в отношении бюджетных процедур учета и отчетности осуществляется:

а) изучение информации, полученной по результатам проведения анализа организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур учета и отчетности;

б) изучение информации о выявленных (обнаруженных) рисках искажения бюджетной отчетности;

в) изучение причин и условий выявленных ошибок, нарушений и (или) недостатков;

(в ред. Приказа Минфина России от 16.11.2023 N 184н)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) анализ организации, применения и достаточности совершаемых контрольных действий на предмет их соразмерности выявленным рискам искажения бюджетной отчетности.

19. В ходе оценки надежности внутреннего финансового контроля в отношении бюджетных процедур учета и отчетности определяется соблюдение следующих условий:

а) требования ведомственных (внутренних) актов и документов главного администратора (администратора) бюджетных средств, определяющих порядок организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур учета и отчетности, являются актуальными и достаточными (соответствуют требованиям, установленным правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения), а также указанные требования соблюдаются субъектами бюджетных процедур в полной мере;

б) ошибки, нарушения и (или) недостатки выявляются субъектами бюджетных процедур в ходе совершения контрольных действий, своевременно устраняются, в том числе устраняются причины и условия допущенных ошибок, нарушений и (или) недостатков, либо субъектами бюджетных процедур подтверждается законность, целесообразность совершения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур учета и отчетности, в том числе полнота и достоверность данных, используемых для совершения этих операций (действий);

в) меры по минимизации (устранению) бюджетных рисков выполняются, являются достаточными и соразмерными выявленным рискам искажения бюджетной отчетности (позволяют их минимизировать и (или) устранить), а также своевременно уточняются;

(в ред. Приказа Минфина России от 16.11.2023 N 184н)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) права доступа пользователей (субъектов бюджетных процедур) к базам данных, вводу и выводу информации из прикладных программных средств и информационных ресурсов, обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий по ведению бюджетного учета и составлению, представлению и утверждению бюджетной отчетности, регламентированы и разграничены, а также обеспечивается предотвращение повреждения и потери данных, несанкционированного доступа и внесения изменений (удаления данных) в этих базах данных, прикладных программных средствах и информационных ресурсах;

д) отсутствуют избыточные (дублирующие друг друга) операции (действия) по выполнению бюджетных процедур.

(пп. "д" в ред. Приказа Минфина России от 16.11.2023 N 184н)

(см. текст в предыдущей редакции)

20. Надежность внутреннего финансового контроля в отношении бюджетных процедур учета и отчетности определяется путем оценки способности совершаемых контрольных действий обеспечивать:

выполнение бюджетных процедур учета и отчетности в соответствии с требованиями, установленными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения;

предупреждение (недопущение), выявление и устранение ошибок, нарушений и (или) недостатков, в том числе их причин и условий;

минимизацию (устранение) рисков искажения бюджетной отчетности.

(в ред. Приказа Минфина России от 18.07.2023 N 118н)

(см. текст в предыдущей редакции)

21. Риски искажения бюджетной отчетности оцениваются в соответствии с Приложением N 1 к настоящему Стандарту.

22. Уполномоченное должностное лицо или члены аудиторской группы проводят анализ информации, полученной по результатам выполнения подпунктов "а" - "е" пункта 12 настоящего Стандарта, обеспечивают сбор обоснованных, надежных и достаточных аудиторских доказательств, а уполномоченное должностное лицо или руководитель аудиторской группы с учетом положений пункта 65 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" формирует суждение субъекта внутреннего финансового аудита о достоверности бюджетной отчетности.

(в ред. Приказа Минфина России от 16.11.2023 N 184н)

(см. текст в предыдущей редакции)

23. Суждение субъекта внутреннего финансового аудита о достоверности бюджетной отчетности отражает основанный на полученных аудиторских доказательствах вывод (мнение) уполномоченного должностного лица или руководителя аудиторской группы:

а) о соответствии порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности, включая соблюдение порядка формирования (актуализации) учетной политики, оформления и принятия к учету первичных учетных документов, хранения документов бюджетного учета;

б) о соответствии информации, содержащейся в подтверждаемой бюджетной отчетности (бюджетной отчетности, подтверждение достоверности которой является целью аудиторского мероприятия), качественным характеристикам информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности <18>, включая:

--------------------------------

<18> Качественные характеристики информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, определены пунктами 65 - 72 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256н.

соответствие состава бюджетной отчетности требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих составление и представление бюджетной отчетности;

составление бюджетной отчетности на основе данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета;

соблюдение порядка проведения инвентаризации активов и обязательств;

соблюдение главным администратором бюджетных средств порядка составления и представления консолидированной бюджетной отчетности;

в) о наличии фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности и порядок ведения бюджетного учета.

Субъект внутреннего финансового аудита обязан сформировать суждение о достоверности годовой бюджетной отчетности, суждение о достоверности промежуточной бюджетной отчетности формируется по решению руководителя главного администратора (администратора) бюджетных средств или руководителя субъекта внутреннего финансового аудита.

Суждение субъекта внутреннего финансового аудита о достоверности бюджетной отчетности формируется в соответствии с приложением N 2 к настоящему Стандарту.

24. В ходе проведения аудиторского мероприятия и с учетом оценки надежности внутреннего финансового контроля в отношении бюджетных процедур учета и отчетности, оценки рисков искажения бюджетной отчетности, а также сформированного суждения о достоверности бюджетной отчетности уполномоченное должностное лицо или члены аудиторской группы формируют предложения и рекомендации субъектам бюджетных процедур о повышении качества финансового менеджмента, в частности:

а) о предотвращении (устранении) ошибок, нарушений и (или) недостатков при ведении бюджетного учета и (или) составлении и представлении бюджетной отчетности, в том числе о представлении бюджетной отчетности, содержащей уточненные (исправленные) показатели (информацию), а также об устранении причин и условий этих ошибок, нарушений и (или) недостатков;

б) о совершенствовании организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур учета и отчетности;

в) о мерах по минимизации (устранению) бюджетных рисков;

г) утратил силу. - Приказ Минфина России от 16.11.2023 N 184н.

(см. текст в предыдущей редакции)

По решению руководителя аудиторской группы или руководителя субъекта внутреннего финансового аудита предложения и рекомендации субъектам бюджетных процедур о повышении качества финансового менеджмента могут содержать информацию, в том числе предложения и рекомендации по составу, содержанию и формам представления документов, необходимую для:

а) направления информации <19> об устранении нарушений и о принятии мер по устранению причин и условий этих нарушений в тот орган государственного (муниципального) финансового контроля, которым проводится проверка (ревизия) годовой бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств, в том числе внешняя проверка годовой бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств и (или) проверка соблюдения главным администратором (администратором) бюджетных средств положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

--------------------------------

<19> Например, возражения руководителя и (или) иных уполномоченных должностных лиц (работников) главного администратора (администратора) бюджетных средств на акт (заключение), оформленный по результатам проверки, ревизии (обследования) органа государственного (муниципального) финансового контроля, а также информация и документы, замечания и пояснения.

б) подготовки объяснений и представления доказательств должностным лицом (работником) главного администратора (администратора) бюджетных средств, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2019, N 22, ст. 2669), судье, органу, должностному лицу, рассматривающим соответствующее дело об административном правонарушении, в случае, если указывающие на наличие события этого административного правонарушения данные (ошибки) выявлены органом государственного (муниципального) финансового контроля в бюджетной отчетности.

25. В целях проведения аудиторского мероприятия и с учетом положений пунктов 6 и 7 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита" <20> уполномоченное должностное лицо или члены аудиторской группы формируют в соответствии с главой IV федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита" рабочую документацию аудиторского мероприятия, а уполномоченное должностное лицо или руководитель аудиторской группы обеспечивает выполнение программы аудиторского мероприятия в соответствии с принципами внутреннего финансового аудита, осуществляя контроль полноты рабочей документации аудиторского мероприятия и достаточности аудиторских доказательств.

--------------------------------

<20> Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.2019 N 195н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2019 г., регистрационный N 56862).

26. По решению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, не позднее 5 (пяти) рабочих дней до дня окончания аудиторского мероприятия и (или) по мере выявления направляются промежуточные и (или) предварительные результаты аудиторского мероприятия, содержащие информацию о наличии фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности, иных нарушений и (или) недостатков (в случае их выявления), в целях обеспечения их устранения субъектами бюджетных процедур до подписания годовой бюджетной отчетности.

(п. 26 в ред. Приказа Минфина России от 16.11.2023 N 184н)

(см. текст в предыдущей редакции)

27. По окончании проведения аудиторского мероприятия и с учетом положений пункта 8 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита" руководитель субъекта внутреннего финансового аудита подписывает заключение, осуществляя контроль полноты отражения результатов проведения аудиторского мероприятия, и представляет заключение руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств.

28. Составление и представление заключения осуществляется в соответствии с главой II федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита".

29. С учетом положений пункта 11 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита" к заключению могут быть приложены документы с информацией о результатах проведения промежуточных этапов аудиторского мероприятия и о выполнении субъектами бюджетных процедур предложений и рекомендаций о повышении качества финансового менеджмента.

30. Утратил силу. - Приказ Минфина России от 18.07.2023 N 118н.

(см. текст в предыдущей редакции)