3. Особенности ФАОП ДО
Зачисление на обучение по АОП ДО осуществляется только с согласия (по заявлению) родителей (законных представителей) воспитанника и на основании рекомендаций ПМПК.
ФАОП ДО представляет собой учебно-методическую документацию, в состав которой входят федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы и иные компоненты. К иным компонентам относятся разделы, описывающие:
планируемые результаты (целевые ориентиры реализации ФАОП ДО) для разных категорий обучающихся с ОВЗ;
развивающее оценивание качества образовательной деятельности;
образовательную деятельность разных групп обучающихся с ОВЗ в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях;
взаимодействие педагогических работников с детьми;
взаимодействие педагогического коллектива с родителями (законными представителями) обучающихся;
программу коррекционно-развивающей работы;
психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка;
организацию развивающей предметно-пространственной среды и др.
ФГОС ДО, определяя требования к структуре ФАОП ДО, условиям и результатам ее освоения, не содержит требований к такой учебно-методической документации как учебный план, учебный календарный график, рабочие программы. Освоение ФАОП ДО не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся <22>. Соответственно ФАОП не содержит данных учебно-методических материалов.
--------------------------------
<22> Часть 2 статьи 64, часть 1 статьи 58 Федерального закона об образовании.
В соответствии с ФАОП ДО образовательная организация разрабатывает и утверждает АОП ДО для разных групп обучающихся раннего и дошкольного возраста с ОВЗ:
АОП ДО для обучающихся с нарушениями слуха (глухих; слабослышащих и позднооглохших, перенесших операцию по кохлеарной имплантации);
АОП ДО для обучающихся с нарушениями зрения (слепых; слабовидящих; с амблиопией и косоглазием);
АОП ДО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;
АОП ДО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
АОП ДО для обучающихся с задержкой психического развития;
АОП ДО для обучающихся с расстройствами аутистического спектра;
АОП ДО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
АОП ДО для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Если в образовательной организации обучаются дошкольники, относящиеся к одной группе обучающихся с ОВЗ, образовательная организация разрабатывает АОП ДО только для этой группы обучающихся.
Если в образовательной организации обучаются дошкольники с ОВЗ нескольких категорий, образовательная организация разрабатывает отдельные АОП ДО для каждой группы воспитанников с ОВЗ.
Например, в образовательной организации обучаются дошкольники с задержкой психического развития и слабовидящие дошкольники, в данном случае образовательная организация разрабатывает на основе ФАОП ДО два варианта АОП ДО: АОП ДО для обучающихся с нарушениями зрения (слабовидящих) и АОП ДО для обучающихся с задержкой психического развития.
При разработке АОП ДО необходимо соблюдать основной принцип: содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФАОП ДО.
В соответствии с ФГОС ДО АОП ДО включает обязательную и вариативную части.
Обязательная часть АОП ДО образовательной организации должна соответствовать ФАОП ДО и может оформляться в виде ссылки на соответствующие разделы ФАОП ДО. Содержанию ФАОП ДО должно соответствовать не менее 60% объема АОП ДО образовательной организации.
Вариативная часть дополняет обязательную часть и составляет не более 40% от всего объема АОП ДО. Вариативная часть разрабатывается непосредственно самими участниками образовательных отношений и может быть представлена одной или несколькими парциальными программами, в том числе разработанными педагогическим коллективом дошкольной образовательной организации. При этом вариативное направление должно быть отражено в целевых ориентирах, содержании деятельности по тем образовательным областям, которым оно соответствует (одной или нескольким), а также в условиях организации педагогического процесса.
Обязательными структурными компонентами АОП ДО являются Программа коррекционно-развивающей работы и Программа воспитания, разработанные в соответствии с ФАОП ДО.
Программа коррекционной работы описывает образовательную деятельность по коррекции нарушений развития обучающихся с ОВЗ конкретных групп и обеспечивает достижение максимальной реализации реабилитационного потенциала.
Программа воспитания определяет содержание воспитательной деятельности, направленной на развитие личности, создание условий для социализации детей дошкольного возраста на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в российском обществе. При проектировании воспитательной деятельности необходимо руководствоваться задачами воспитания, обозначенными в образовательных областях и направлениях воспитания, учитывать формы совместной деятельности участников образовательных отношений и события образовательной организации.
Календарный план воспитательной работы образовательной организации строится с учетом федерального календарного плана воспитательной работы. Примерный перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат включает некоторые позиции, которые рекомендуются для проведения в условиях отдельных регионов. Перечень может быть дополнен региональными мероприятиями с учетом социокультурных особенностей АОП, а также возрастных, психофизических особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся.
При разработке разделов АОП ДО, отсутствующих в ФАОП ДО, образовательная организация может использовать примерные программно-методические материалы в части, непротиворечащей действующим нормативным документам, в том числе примерные адаптированные основные общеобразовательные программы дошкольного образования обучающихся с ОВЗ.
При выборе учебных изданий, используемых для реализации АОП ДО образовательная организация, учитывая требования ФГОС ДО и ФАОП ДО, может обратиться с разработанным ранее примерным программно-методическим материалам, а также к соответствующему разделу Федеральной образовательной программы дошкольного образования.
При реализации АОП ДО образовательные организации вправе непосредственно применять ФАОП ДО или предусмотреть непосредственное применение ее отдельных компонентов. В этом случае соответствующая учебно-методическая документация не разрабатывается.
Воспитанники с ОВЗ, завершившие обучение по АОП ДО, при переходе на уровень начального общего образования могут продолжить обучение как по основной образовательной программе начального общего образования (ООП НОО), так и по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования (АООП НОО).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей