НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
В соответствии с Законом Российской Федерации от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" плательщиками налога по транспортным перевозкам являются производственные предприятия и объединения автомобильного транспорта.
Объектами налогообложения у предприятий автомобильного транспорта является выручка, получаемая за перевозки в рамках государств - участников Содружества Независимых Государств и Республики Молдова грузов; пассажиров (кроме пассажирских перевозок общественным транспортом, за исключением такси, в городском и пригородном сообщении); багажа; грузобагажа и почты независимо от конечного назначения пассажира или груза, а также выручка от реализации товарно-материальных ценностей, основных средств, том числе автотранспорта, других платных услуг всем потребителям, включая население (например, предоставление государственным, кооперативным, сельскохозяйственным и другим организациям, а также гражданам автотранспорта по договорам или отдельным заказам).
Согласно указанному Закону от налога на добавленную стоимость освобождаются только услуги городского пассажирского транспорта, а также услуги по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении автомобильным транспортом (кроме такси, включая маршрутные).
В соответствии с Правилами организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденными Приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31 декабря 1981 г. N 200, автобусные маршруты подразделяются на городские, пригородные и междугородные.
К городским относятся маршруты, проходящие в пределах черты города (как правило, присваиваются порядковые номера маршрута от N 1 до N 99), к пригородным - проходящим за пределы черты города на расстояние до 50 км включительно (от N 100 до N 499), к междугородным - за пределы черты города на расстояние более 50 км (от N 500 и выше).
Кроме того, пригородные и междугородные маршруты подразделяются на внутрирайонные (начинающиеся и оканчивающиеся в пределах одного административного района), внутриобластные, внутрикраевые и внутриреспубликанские, начинающиеся и оканчивающиеся в пределах области, края, республики, межобластные, межкраевые (проходящие через территорию двух и более областей, краев и республик), межреспубликанские - проходящие на территории двух и более республик.
Среди пригородных и междугородных выделяют сельские автобусные маршруты, к которым относятся маршруты, связывающие сельские населенные пункты между собой, с районным центром, станциями железных дорог, аэропортами, пристанями, два и более районных центра между собой в случае, если один из них является селом. К сельским относятся также маршруты, проходящие внутри сельских населенных пунктов.
На маршрутах межобластных и межреспубликанских сообщений могут эксплуатироваться автобусы двух или более транспортных предприятий по соглашениям, в которых определяются зоны обслуживания технической помощью, порядок взаимозачетов при продаже билетов, техническом обслуживании и эксплуатационном ремонте автобусов и т.д.
У объединений автовокзалов (АВ) и автостанций (АС) облагаемым оборотом является выручка, полученная от оказания платных услуг пассажирам: комиссионный сбор за предварительную продажу билетов, плата за пользование камерами хранения ручной клади и багажа, услуги по заказу и бронированию билетов, плата за проживание пассажиров в комнатах отдыха, плата за культурно-бытовое и санитарно-гигиеническое обслуживание пассажиров, услуги по приему и отправке в рейсовых автобусах почтовых отправлений по договорам с отделениями связи, доходы от сдачи в аренду станционных помещений (буфету, ресторанам, парикмахерским, торговым предприятиям и т.д.) и другие услуги.
Автовокзалы и автостанции перечисляют автопредприятиям выручку по облагаемым оборотам от продажи проездных и багажных билетов с учетом НДС, а также выручку от продажи билетов пригородного сообщения - без НДС, за вычетом части выручки (с учетом НДС), определенной договорами как плата за услуги по организации обслуживания и перевозки пассажиров (реализация билетов, разработка расписаний и тарифов, срыв рейсов, уборка и мойка автобусов и др.). Расчеты с бюджетом по налогу на добавленную стоимость с этой части выручки объединения автовокзалов и автостанций производят самостоятельно.
Транспортные организации ведут бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Министерства финансов СССР от 01.11.91 N 56, на предприятиях, объединениях и организациях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных организаций).
КонсультантПлюс: примечание.
Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н утвержден План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, которые введены в действие с 1 января 2001 года. При этом переход к применению нового Плана счетов осуществляется по мере готовности организации в течение 2001 года.
В связи с изданием указанного Приказа не применяется на территории Российской Федерации Приказ Минфина СССР от 01.11.1991 N 56 "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкции по его применению" (Приказ Минфина РФ от 29.12.2000 N 123н).
Учет доходов от реализации транспортных услуг, основных средств и прочих ценностей отражается в ведомостях (журналах-ордерах) учета доходов и расходов (11-ах, 16) и главной книге по счетам реализации 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств", 48 "Реализация прочих активов".
При проведении документальной проверки на автотранспортном предприятии необходимо установить соответствие облагаемых оборотов, отраженных в документах бухгалтерского учета, включая первичные (платежные документы, счета, накладные), оборотам, указанным в расчетах по НДС, представленным в налоговый орган.
При этом необходимо особое внимание уделить наличию у автопредприятий необлагаемых оборотов, так как в этих случаях предприятие обязано вести раздельный учет доходов, полученных от оказания облагаемых и необлагаемых услуг.
При проверке должно быть обращено на обоснованное выделение НДС из стоимости приобретенных на АЗС и у других продавцов горюче-смазочных материалов за наличный расчет.
Следует иметь в виду, что выделение НДС производится только по горюче-смазочным материалам, приобретенным в пределах России при наличии документов, подтверждающих факт приобретения ГСМ за наличный расчет (согласно порядку расчетов, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 1993 г. N 29 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 1992 г. N 364 "О переходе на отпуск горюче-смазочных материалов за наличный расчет") в соответствии с телеграммой Госналогслужбы России и Минфина России от 28.04.93 N В3-4-05/67Н, 4-03-02.
Товары, работы и услуги, реализуемые предприятиям городского пассажирского транспорта поставщиками, облагаются НДС в общеустановленном порядке, т.е. предприятия транспорта должны оплачивать поставщикам стоимость товаров, работ и услуг по ценам, увеличенным на НДС.
В случае превышения сумм НДС по приобретаемым товарно-материальным ценностям (работам, услугам) над суммами налога, исчисленными по реализованным товарам (работам, услугам), возникающая у них разница засчитывается в уплату предстоящих платежей или возмещается из бюджета за счет общих поступлений этого налога налоговыми инспекциями.
В связи с этим налоговые инспекции на основании представленных расчетов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период производят возврат указанных сумм НДС при наличии заявления плательщика о возврате указанных сумм.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от 16 июля 1992 г. N 3317-1 "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах" у специализированных автотранспортных организаций НДС, уплачиваемый за приобретаемые с 01.01.93 легковые автомобили и микроавтобусы для производственных целей, на издержки производства не относится, а вычитается из сумм налога, полученных от потребителей за оказанные платные услуги равными долями в течение двух лет, начиная с момента ввода в эксплуатацию.
При этом суммы НДС, уплаченные по основным средствам (в том числе легковым автомобилям и микроавтобусам), приобретенным в 1992 году, относятся на себестоимость через суммы износа (амортизации) в установленном порядке.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей