Приложение

к приказу Министерства строительства

и жилищно-коммунального хозяйства

Российской Федерации

и Министерства труда

и социальной защиты

Российской Федерации

от 31 августа 2023 г. N 631/пр/687

ИЗМЕНЕНИЯ,

ВНОСИМЫЕ В МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ

ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ НА ОПЛАТУ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ

И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ, УТВЕРЖДЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ

ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 14 ДЕКАБРЯ 2005 Г.

N 761, УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА СТРОИТЕЛЬСТВА

И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ОТ 30 ДЕКАБРЯ 2016 Г. N 1037/ПР/857

В Методических рекомендациях по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 1037/пр/857:

1) дополнить пунктом 2.5 следующего содержания:

"2.5. постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2023 г. N 444 "О внесении изменений в Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.";

2) пункт 6.4 изложить в следующей редакции:

"6.4. отсутствие подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года;";

3) в пункте 28 слова "при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг по заключенным ими отдельным договорам или при заключении и (или) выполнении такими гражданами соглашений по ее погашению" заменить словами "при отсутствии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг по заключенным ими отдельным договорам, которая образовалась за период не более чем 3 последних года";

4) пункт 29 изложить в следующей редакции:

"29. Рекомендуется считать должниками граждан, имеющих подтвержденную вступившим в законную силу судебным актом непогашенную задолженность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года.";

5) пункты 29.1 и 29.2 признать утратившими силу;

6) пункты 30 и 31 изложить в следующей редакции:

"30. Информацию о наличии у получателей субсидий подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года, уполномоченный орган получает из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.

31. В случае наличия у заявителя подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по всем или некоторым видам оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, рекомендуется уполномоченным органам разъяснить право заявителя на обращение за субсидией после погашения заявителем такой задолженности.";

7) пункты 31.1 - 31.3 признать утратившими силу;

8) в подпункте "ж" пункта 44.3:

в первом предложении слова "субъекта Российской Федерации" заменить словами "исполнительного органа субъекта Российской Федерации"; в третьем предложении слова "субъекта Российской Федерации" заменить словами "исполнительному органу субъекта Российской Федерации";

9) пункт 51 изложить в следующей редакции:

"51. К документам, содержащим сведения о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, рекомендуется относить решения суда, содержащие сведения о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.";

10) пункты 51.1 - 51.3 признать утратившими силу;

11) пункт 58 изложить в следующей редакции:

"58. Доход семьи для исчисления величины совокупного дохода семьи или одиноко проживающего гражданина рекомендуется определять за расчетный период, равный 6 календарным месяцам, предшествовавшим месяцу перед месяцем подачи заявления о предоставлении субсидии (далее - расчетный период).";

12) абзац восьмой пункта 72 изложить в следующей редакции:

ср - цена на содержание жилого помещения, определяемая исходя из минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядка их оказания и выполнения, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", а также исходя из определяемого на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов размера платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемых при выполнении работ и оказании услуг, включенных в указанный минимальный перечень, и при использовании входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, и за отведение сточных вод при выполнении работ и оказании услуг, включенных в указанный минимальный перечень, установленная органом местного самоуправления, а в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - установленная органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для нанимателей жилого помещения по договору социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в многоквартирном доме, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которого соответствуют средним условиям в муниципальном образовании (руб./кв. м);";

13) абзац восьмой пункта 73 изложить в следующей редакции:

ср - цена на содержание жилого помещения, определяемая исходя из минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядка их оказания и выполнения, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", а также исходя из определяемого на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов размера платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемых при выполнении работ и оказании услуг, включенных в указанный минимальный перечень, и при использовании входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, и за отведение сточных вод при выполнении работ и оказании услуг, включенных в указанный минимальный перечень, установленная органом местного самоуправления, а в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для нанимателей жилого помещения по договору социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в многоквартирном доме, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которого соответствуют средним условиям в муниципальном образовании (руб./кв. м);";

14) пункт 80 изложить в следующей редакции:

"80. В соответствии с пунктом 21(1) Правил субъекты Российской Федерации при установлении регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи вправе применять дифференциацию размера этого стандарта и устанавливать критерии такой дифференциации.";

15) Раздел VI дополнить пунктами 80.1 - 80.6 следующего содержания:

"80.1. Размер регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи может быть дифференцирован по следующим критериям:

а) отношение среднедушевого дохода семьи или одиноко проживающего гражданина к прожиточному минимуму на душу населения в целом по субъекту Российской Федерации;

б) статус гражданина (семьи);

в) наличие инвалидности у члена семьи или у одиноко проживающего гражданина;

г) проживание семьи или одиноко проживающего гражданина в экстремальных природно-климатических условиях;

д) иные устанавливаемые по усмотрению субъекта Российской Федерации критерии дифференциации размеров максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, позволяющие обеспечить адресный подход при предоставлении гражданам субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.

80.2. Под статусом гражданина (семьи), предусмотренного подпунктом 2 пункта 80.1 настоящих Рекомендаций в целях дифференциации регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, по решению исполнительного органа субъекта Российской Федерации в дополнение к основным социально-демографическим группам (трудоспособное население, пенсионеры, дети в возрасте 0 - 15 лет) могут быть определены следующие типы статуса гражданина (семьи): одиноко проживающий пенсионер или инвалид, одинокий родитель, получатель пенсии по случаю потери кормильца, малоимущая семья, многодетная семья, семья, имеющая в своем составе двух и более инвалидов.

80.3. Критериями проживания граждан в экстремальных природно-климатических условиях могут быть проживание в районах Крайнего Севера, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера или к районам с неблагоприятными экологическими и (или) климатическими условиями.

80.4. Дифференциация размера регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи может быть введена путем установления градации данного стандарта в зависимости от отношения среднедушевого дохода граждан к прожиточному минимуму на душу населения. Например, при значениях среднедушевого дохода в диапазоне от значения "ниже одного прожиточного минимума" до значения "выше двух прожиточных минимумов" могут быть установлены несколько величин стандарта в пределах от 5% до 22% (или иного установленного в субъекте Российской Федерации регионального стандарта). Для разных типов статуса граждан (семьи), определенных в соответствии с пунктом 80.2 настоящих Рекомендаций, могут быть введены как единые, так и разные виды градаций данного стандарта.

80.5. Размеры региональных стандартов максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи рекомендуется устанавливать до формирования и утверждения бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год со сроком действия региональных стандартов на один календарный год.

80.6. Изменение органами государственной власти субъекта Российской Федерации в течение текущего финансового года размеров регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, в том числе с дифференциацией размеров региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг рекомендуется производить при внесении соответствующих изменений и дополнений в закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.";

16) дополнить пунктом 92.1 следующего содержания:

"92.1. В случае, если в соответствии с частью 7 статьи 159 Жилищного кодекса законом субъекта Российской Федерации установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 Жилищного Кодекса вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, то сроки перечисления субсидий указанному лицу устанавливаются соглашениями с такими лицами с целью учета полученных денежных средств при формировании платежных документов. Уполномоченному органу рекомендуется размер перечисляемых денежных сумм определять в виде доли от рассчитанного по формулам C_1 или C_2 для конкретного гражданина (семьи) размера субсидии, равной:

Доля = Pj / ССЖКУ,

где

Pj - одна из составляющих стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, соответствующая той жилищной или коммунальной услуге, предоставляемой лицом (лицами), которому вносится плата, определяемых по формулам, приведенным в пункте 72 - 75 настоящих Рекомендаций;

ССЖКУ - размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, определяемый по формулам, приведенным в пунктах 72 - 75 настоящих Рекомендаций.";

17) первый абзац пункта 101 изложить в следующей редакции:

"101. Уполномоченный орган вправе приостановить предоставление субсидий для выяснения причин неисполнения требований, предусмотренных пунктом 48 Правил, не более чем на один месяц, но при наличии уважительных причин (стационарное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок и другие) предоставление субсидии возобновляется по решению уполномоченного органа. Рекомендуется обратить внимание, что наступление таких событий в отсутствие уважительных причин может повлечь:";

18) дополнить пунктом 104.1 следующего содержания:

"104.1. В соответствии с пунктом 63 Правил предоставление субсидии прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором уполномоченному органу стало известно о наличии у получателя субсидии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года.";

19) абзац седьмой пункта 109 изложить в следующей редакции:

"расходы на приобретение лицензионного программного обеспечения, обеспечение интеграционного взаимодействия с государственной информационной системой жилищно-коммунального хозяйства, а также с системой межведомственного электронного взаимодействия, средств защиты и информационной безопасности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации к операторам персональных данных, оргтехнику и ее обслуживание;";

20) дополнить Приложением N 3 следующего содержания:

"Приложение N 3

к Методическим рекомендациям

по применению Правил предоставления

субсидий на оплату жилого

помещения и коммунальных услуг

ПРИМЕРЫ

ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА МАКСИМАЛЬНО

ДОПУСТИМОЙ ДОЛИ РАСХОДОВ ГРАЖДАН НА ОПЛАТУ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ

И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ В СОВОКУПНОМ ДОХОДЕ СЕМЬИ

Пример 1. Законом субъекта Российской Федерации установлена гибкая дифференцированная шкала регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в зависимости от отношения среднедушевого дохода граждан к прожиточному минимуму на душу населения:

до одного прожиточного минимума (включительно) - 5%;

от 1 до 1,5 прожиточного минимума (включительно) - 7%;

от 1,5 до 1,8 прожиточного минимума (включительно) - 9%;

от 1,8 до 2 прожиточных минимумов (включительно) - 11%;

от 2 до 2,5 прожиточного минимума (включительно) - 13%;

от 2,5 до 3 прожиточных минимумов (включительно) - 15%;

более 3 прожиточных минимумов - 22%.

Пример 2. Законом субъекта Российской Федерации установлена дифференцированная система регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в зависимости от статуса гражданина (семьи):

а) для одиноко проживающих пенсионеров и инвалидов, а также семей, состоящих из пенсионеров и (или) инвалидов, при отсутствии в таких семьях трудоспособных граждан, при среднедушевом доходе:

до 1 прожиточного минимума (включительно) - не более 5%;

свыше 1 прожиточного минимума - от 6% до 22%;

б) для семей, состоящих их трудоспособных граждан и детей, при среднедушевом доходе:

до 1 прожиточного минимума (включительно) - не более 10%;

от 1 до 1,5 прожиточных минимумов - 15%;

свыше 1,5 прожиточных минимумов - 22%;

в) для одиноко проживающих трудоспособных граждан, а также семей трудоспособных граждан при среднедушевом доходе:

до 1 прожиточного минимума (включительно) - не более 12%;

свыше 1 прожиточного минимума - 22%.".

Пример 3. Законом субъекта Российской Федерации установлена дифференцированная система регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, при этом для граждан, проживающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера:

а) для одиноко проживающих пенсионеров и инвалидов, а также семей, состоящих из пенсионеров и (или) инвалидов, при отсутствии в таких семьях трудоспособных граждан, при среднедушевом доходе:

до 1 прожиточного минимума (включительно) - не более 5%;

свыше 1 прожиточного минимума - от 6% до 14%;

б) для семей, состоящих их трудоспособных граждан и детей, при среднедушевом доходе:

до 1 прожиточного минимума (включительно) - не более 8%;

свыше 1 прожиточного минимума - 14%;

в) для одиноко проживающих трудоспособных граждан, а также семей трудоспособных граждан при среднедушевом доходе:

до 1 прожиточного минимума (включительно) - не более 10%;

свыше 1 прожиточного минимума - 14%.".