I. Общие положения

1. Настоящая методика разработана в целях реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и национального проекта "Жилье и городская среда" (далее - национальный проект), в том числе выявления конкурентных преимуществ городов и ограничений, препятствующих их развитию, актуальных проблем, перспективных направлений развития городов, и предназначена для определения уровня качества городской среды городов путем расчета и присвоения им индекса качества городской среды (далее - индекс городов), а также для определения уровня качества городской среды городов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, путем расчета интегрированного индекса, основанного на индексах городов, присвоенных городам, находящимся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - индекс субъекта Российской Федерации), и индекса качества городской среды по Российской Федерации путем расчета интегрированного индекса, основанного на индексах городов Российской Федерации.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 30.12.2020 N 3673-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Значения индексов субъектов Российской Федерации учитываются при определении размера субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, реализуемых в рамках национального проекта.

2. Понятия, используемые в настоящей методике, означают следующее:

"город" - населенный пункт, имеющий статус города в соответствии с нормативным правовым актом, принятым субъектом Российской Федерации;

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 05.11.2019 N 2625-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

"территория города" - территория, расположенная в границах города, установленных в соответствии с генеральным планом городского поселения и (или) городского округа.

3. Городская среда характеризуется совокупностью природных, архитектурно-планировочных, экологических и других факторов, формирующих среду жизнедеятельности города на определенной территории и определяющих комфортность проживания на этой территории.

4. Индекс города представляет собой цифровое значение (в баллах) состояния городской среды, полученное в результате комплексной оценки количественных и поддающихся измерению индикаторов, характеризующих уровень комфорта проживания в соответствующем городе (далее - индикаторы).

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 05.11.2019 N 2625-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. На основе совокупности значений индикаторов определяются следующие уровни качества городской среды:

а) благоприятная городская среда - состояние городской среды, при котором количество набранных баллов составляет более 50 процентов максимально возможного количества баллов индекса города;

б) неблагоприятная городская среда - состояние городской среды, при котором количество набранных баллов составляет менее 50 процентов максимально возможного количества баллов индекса города.

6. Целями формирования индекса города и индекса субъекта Российской Федерации являются:

а) определение текущего состояния городской среды, в том числе конкурентных преимуществ города и ограничений, препятствующих его развитию, актуальных проблем и перспективных направлений развития;

б) формирование системы мониторинга процессов в сфере развития городской среды с использованием набора индикаторов, направленной на обеспечение обоснованности принимаемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях власти решений в сфере развития городской среды, в том числе на поддержку и вовлечение в принятие этих решений граждан;

в) подготовка ежегодного перечня субъектов Российской Федерации на основе итоговых значений индексов субъектов Российской Федерации;

г) обеспечение возможности сопоставления условий жизни населения в различных городах и субъектах Российской Федерации;

д) повышение открытости для граждан и общественности результатов работы органов власти в сфере развития городской среды и создание основы для оценки эффективности их работы в этой сфере, в том числе в рамках реализации национального проекта;

е) стимулирование граждан и представителей бизнеса к их вовлечению в реализацию мероприятий по благоустройству городов.

7. Индекс города и индекс субъекта Российской Федерации формируются исходя из следующих основных подходов:

а) значения индикаторов рассчитываются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации ежегодно на основе данных за отчетный период по состоянию на 1 января года расчета значений индикаторов, за исключением данных о численности населения города, которые учитываются при определении значений индикаторов на 1 января года, предшествующего году проведения оценки;

(пп. "а" в ред. распоряжения Правительства РФ от 05.11.2019 N 2625-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) информация, используемая для расчета индикаторов, является актуальной, постоянно обновляемой, достоверной и верифицируемой;

в) свободный доступ к информации об индексах городов индексах субъектов Российской Федерации и индексе качества городской среды по Российской Федерации имеет неопределенный круг лиц;

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 30.12.2020 N 3673-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) оценка индикаторов осуществляется на основе комплексного анализа, позволяющего получить наиболее полное представление о всех наиболее значимых составляющих городской среды;

д) используются только рассчитываемые индикаторы, исключающие субъективный характер оценки и обеспечивающие их достоверность и объективность.

8. Для расчета индикаторов используются данные, содержащиеся в следующих государственных информационных системах, а также в открытых источниках:

а) государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства;

б) официальная статистическая информация;

в) информация из открытых источников (поисково-информационные картографические службы, позволяющие осуществлять поиск отдельных объектов или компаний в соответствии с их геолокационной привязкой, а также социальные сети, данные дистанционного зондирования земли и информационный портал публично-правовой компании "Фонд развития территорий"), перечень которых утверждается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 05.11.2019 N 2625-р, Постановления Правительства РФ от 20.09.2023 N 1529)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Федеральная служба государственной статистики утверждает форму федерального статистического наблюдения, содержащую сведения, необходимые для формирования индекса качества городской среды, используемые Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в качестве базовой статистической информации при расчете индикаторов и формировании индексов городов и индексов субъектов Российской Федерации.

Информация (базовые показатели, используемые в формулах), необходимая для расчета индикаторов и формирования индексов городов и индексов субъектов Российской Федерации, представляется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими сбор и хранение такой информации (далее - государственный орган), в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по его запросу в виде ответа, содержащего запрашиваемую информацию по форме, установленной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, либо мотивированного отказа в представлении запрашиваемых данных до 5 февраля года формирования индекса качества городской среды, за исключением Министерства внутренних дел Российской Федерации, которое представляет указанную информацию до 15 февраля года формирования индекса качества городской среды, если иной срок не предусмотрен приложением N 1.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 30.12.2020 N 3673-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 9 в ред. распоряжения Правительства РФ от 05.11.2019 N 2625-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Если запрашиваемые данные относятся к информации ограниченного доступа, в ответе на запрос указываются вид, наименование, номер и дата принятия акта, в соответствии с которым доступ к этой информации ограничен. Если часть запрашиваемых данных относится к данным ограниченного доступа, а остальные данные являются общедоступными, государственный орган предоставляет запрашиваемые данные, за исключением информации ограниченного доступа.

11. Получение информации осуществляется также с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.