С начала 2022 года в связи со сложившимися внешними условиями функционирование экономики России осуществляется в условиях внешнего санкционного давления. Во второй половине 2023 года и в прогнозный период 2024 - 2026 годов развитие российского ИКТ-сектора во многом будет определяться экономическими последствиями введенных и корректируемых с учетом оценки результатов применения санкций недружественных государств.
Задачи снижения действенности ключевых факторов сдерживания социально-экономического развития потребуют целенаправленных усилий по укреплению существующих и формированию новых внутри- и внешнеэкономических связей, укреплению существующих и выстраиванию новых научно-технических и производственно-технологических коопераций.
Во второй половине 2023 года и в прогнозный период планируется реализация комплекса стимулирующих мер.
В рамках комплекса мер компенсаторного характера по целому ряду категорий импортируемой продукции введен режим параллельного импорта, снижены импортные пошлины, введены меры социального стимулирования - льготная ипотека для сотрудников ИТ-компаний, отсрочка от призыва ИТ-специалистам и иные подобные им меры.
Компенсаторные меры направлены на комплексное формирование предпосылок для поддержания финансовой устойчивости ИКТ-сектора, удержания наиболее квалифицированных сотрудников ИТ-компаний и обеспечения воспроизводства и притока кадров.
Комплекс мер стимулирующего характера ориентирован на обеспечение ускоренного развития ИКТ-сектора, вывод продукции ИКТ-сектора на новые рынки, замещение ассортимента продукции, выбывшей из обращения вследствие введения торговых ограничений, а также формирование отечественных технологических пакетов, обеспечивающих воспроизводство ассортимента используемых и перспективных цифровых технологий и решений.
Важную роль сыграют усилия по расширению присутствия продукции российского ИКТ-сектора на рынках стран ЕАЭС, а также по форсированному освоению целевых рынков нейтральных по отношению к Российской Федерации государств (стран Центральной и Южной Азии, стран Африки, а также стран Центральной и Южной Америки).
Важным направлением повышения инвестиционного потенциала и расширения производственных возможностей российского ИКТ-сектора станет организация инвестиционного и производственно-технологического партнерства с наиболее развитыми странами Западной, Южной и Юго-Восточной Азии, расширение кооперации с дружественными странами.
Действенными мерами, направленными на ускорение развития ИКТ-сектора, станут меры по стимулированию спроса на отечественную продукцию ИКТ-сектора.
Серьезное внимание будет уделяться вопросам адаптации отечественных цифровых решений к применению в странах-импортерах, включая вопросы обеспечения соответствия требованиям законодательства стран-импортеров, адаптации к специфике развития телекоммуникационной инфраструктуры, а также вопросам локализации интерфейсов и документации.
В целях обеспечения устойчивого функционирования критической информационной инфраструктуры в прогнозный период субъекты критической информационной инфраструктуры будут планомерно переходить на преимущественное применение доверенных программно-аппаратных комплексов на принадлежащих им значимых объектах, что придаст импульс развитию обширного класса программного обеспечения и компонентов вычислительного и телекоммуникационного оборудования.
В целях достижения технологического суверенитета будут разрабатываться меры, направленные на обеспечение полноты и целостности отечественных технологических пакетов, обеспечение доверия потребителей к отечественным цифровым решениям, обеспечение способности российского ИКТ-сектора поставлять на отечественный и зарубежные рынки продукцию и услуги мирового уровня.
Готовность правовой среды для освоения российским обществом преимуществ от внедрения новых цифровых технологий и решений на их основе будет обеспечиваться за счет реализации мероприятий в рамках федерального проекта "Нормативное регулирование цифровой среды", входящего в состав национального проекта "Цифровая экономика Российской Федерации".
Кроме того, будет продолжена работа по обеспечению проникновения цифровых инноваций в отрасли экономики в рамках реализации экспериментальных правовых режимов. В 2022 - 2023 годах установлено 9 экспериментов в сфере беспилотного наземного и воздушного транспорта, государственных услуг и здравоохранения, в 2024 - 2026 годах ожидается установление не менее 10 экспериментальных правовых режимов.
В рамках национального проекта "Цифровая экономика Российской Федерации" в прогнозный период продолжится работа по следующим основным направлениям развития:
- повышение цифровых компетенций населения;
- подготовка кадров для цифровой экономики;
- развитие экспериментально-правовых режимов;
- совершенствование нормативного регулирования цифровой среды;
- развитие информационной инфраструктуры;
- обеспечение информационной безопасности;
- развитие цифровых технологий;
- цифровая трансформация государственного управления;
- развитие и внедрение технологий искусственного интеллекта;
- обеспечение доступа в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" за счет развития спутниковой связи.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей