См. Прогноз на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.

Информационные технологии

С начала 2022 года в связи со сложившимися внешними условиями функционирование экономики России осуществляется в условиях внешнего санкционного давления. Во второй половине 2023 года и в прогнозный период 2024 - 2026 годов развитие российского ИКТ-сектора во многом будет определяться экономическими последствиями введенных и корректируемых с учетом оценки результатов применения санкций недружественных государств.

Задачи снижения действенности ключевых факторов сдерживания социально-экономического развития потребуют целенаправленных усилий по укреплению существующих и формированию новых внутри- и внешнеэкономических связей, укреплению существующих и выстраиванию новых научно-технических и производственно-технологических коопераций.

Во второй половине 2023 года и в прогнозный период планируется реализация комплекса стимулирующих мер.

В рамках комплекса мер компенсаторного характера по целому ряду категорий импортируемой продукции введен режим параллельного импорта, снижены импортные пошлины, введены меры социального стимулирования - льготная ипотека для сотрудников ИТ-компаний, отсрочка от призыва ИТ-специалистам и иные подобные им меры.

Компенсаторные меры направлены на комплексное формирование предпосылок для поддержания финансовой устойчивости ИКТ-сектора, удержания наиболее квалифицированных сотрудников ИТ-компаний и обеспечения воспроизводства и притока кадров.

Комплекс мер стимулирующего характера ориентирован на обеспечение ускоренного развития ИКТ-сектора, вывод продукции ИКТ-сектора на новые рынки, замещение ассортимента продукции, выбывшей из обращения вследствие введения торговых ограничений, а также формирование отечественных технологических пакетов, обеспечивающих воспроизводство ассортимента используемых и перспективных цифровых технологий и решений.

Важную роль сыграют усилия по расширению присутствия продукции российского ИКТ-сектора на рынках стран ЕАЭС, а также по форсированному освоению целевых рынков нейтральных по отношению к Российской Федерации государств (стран Центральной и Южной Азии, стран Африки, а также стран Центральной и Южной Америки).

Важным направлением повышения инвестиционного потенциала и расширения производственных возможностей российского ИКТ-сектора станет организация инвестиционного и производственно-технологического партнерства с наиболее развитыми странами Западной, Южной и Юго-Восточной Азии, расширение кооперации с дружественными странами.

Действенными мерами, направленными на ускорение развития ИКТ-сектора, станут меры по стимулированию спроса на отечественную продукцию ИКТ-сектора.

Серьезное внимание будет уделяться вопросам адаптации отечественных цифровых решений к применению в странах-импортерах, включая вопросы обеспечения соответствия требованиям законодательства стран-импортеров, адаптации к специфике развития телекоммуникационной инфраструктуры, а также вопросам локализации интерфейсов и документации.

В целях обеспечения устойчивого функционирования критической информационной инфраструктуры в прогнозный период субъекты критической информационной инфраструктуры будут планомерно переходить на преимущественное применение доверенных программно-аппаратных комплексов на принадлежащих им значимых объектах, что придаст импульс развитию обширного класса программного обеспечения и компонентов вычислительного и телекоммуникационного оборудования.

В целях достижения технологического суверенитета будут разрабатываться меры, направленные на обеспечение полноты и целостности отечественных технологических пакетов, обеспечение доверия потребителей к отечественным цифровым решениям, обеспечение способности российского ИКТ-сектора поставлять на отечественный и зарубежные рынки продукцию и услуги мирового уровня.

Готовность правовой среды для освоения российским обществом преимуществ от внедрения новых цифровых технологий и решений на их основе будет обеспечиваться за счет реализации мероприятий в рамках федерального проекта "Нормативное регулирование цифровой среды", входящего в состав национального проекта "Цифровая экономика Российской Федерации".

Кроме того, будет продолжена работа по обеспечению проникновения цифровых инноваций в отрасли экономики в рамках реализации экспериментальных правовых режимов. В 2022 - 2023 годах установлено 9 экспериментов в сфере беспилотного наземного и воздушного транспорта, государственных услуг и здравоохранения, в 2024 - 2026 годах ожидается установление не менее 10 экспериментальных правовых режимов.

В рамках национального проекта "Цифровая экономика Российской Федерации" в прогнозный период продолжится работа по следующим основным направлениям развития:

- повышение цифровых компетенций населения;

- подготовка кадров для цифровой экономики;

- развитие экспериментально-правовых режимов;

- совершенствование нормативного регулирования цифровой среды;

- развитие информационной инфраструктуры;

- обеспечение информационной безопасности;

- развитие цифровых технологий;

- цифровая трансформация государственного управления;

- развитие и внедрение технологий искусственного интеллекта;

- обеспечение доступа в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" за счет развития спутниковой связи.