В целях нивелирования глобальных рисков экономики и преодоления негативного влияния санкционного давления в рамках заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, состоявшегося 15 декабря 2022 г., Президентом Российской Федерации В.В. Путиным поручено Правительству Российской Федерации уделить особое внимание решению в 2023 году 6 ключевых задач, реализация которых позволит обеспечить достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года.
По реализации каждой из ключевых задач Президента Российской Федерации с марта по июнь 2023 г. Правительством Российской Федерации проведены стратегические сессии. По каждой задаче, помимо текущего состояния и оценки результатов первичной адаптации к новым условиям функционирования экономики, определены основные вызовы и риски их достижения, а также ключевые направления действий Правительства Российской Федерации в контексте определенных вызовов и рисков с акцентом на новые задачи и инструменты их реализации, а также текущие, требующие донастройки:
- в рамках задачи по расширению внешнеэкономического взаимодействия с перспективными партнерами из дружественных государств основное внимание уделяется развитию транспортно-логистических коридоров под новые потребности в экспорте и импорте: увеличению грузопотоков по международным транспортным коридорам - "Север-Юг", Азово-Черноморского и Восточного направлений, формированию новой линейки инструментов финансовой и нефинансовой поддержки экспорта.
Основной вектор развития - формирование новой стратегии внешнеэкономической деятельности, углубление интеграции ЕАЭС и со странами-партнерами. Интеграция должна осуществляться не только в сфере взаимной торговли, но и в области производственной кооперации.
- в целях укрепления технологического суверенитета Российской Федерации необходимо обеспечить инновационно-активный экономический рост - через устранение регуляторных барьеров, стимулирование спроса и предложения отечественной инновационной продукции, развитие принципов "бесшовного" предоставления мер поддержки технологических компаний, в т.ч. малых.
Ряд мер Правительства направлен на обеспечение национального контроля над набором технологий - определение технологических приоритетов, реализация соглашений с технологическими компаниями о развитии сквозных технологий, стимулирование конкурирующих разработок, развитие новых форм интеграции научно-исследовательской и производственно-технологической деятельности.
Ключевым направлением остается и устойчивое развитие производственных систем - как путем реализации уже существующих и новых программ импортозамещения, так и промышленных мега-проектов, ориентированных на выпуск конкретной линейки высокотехнологичной продукции и снижение импортозависимости по конкретной номенклатуре, использования кластерной инвестиционной платформы.
- для обеспечения финансового суверенитета Российской Федерации необходимо формирование долгосрочных ресурсов на внутреннем финансовом рынке, включая развитие новых финансовых инструментов, в том числе ряда инвестиционных и страховых инструментов для граждан, а также повышение доверия инвесторов к российскому финансовому рынку.
Также обеспечивается стимулирование финансирования приоритетных для трансформации экономики видов деятельности, в том числе проектов, содействующих обеспечению технологического суверенитета и структурной адаптации экономики.
Будут продолжены дальнейшая цифровизация финансового рынка на основе отечественных технологий - внедрение нового инструмента "цифрового рубля", а также расширение использования цифровых финансовых активов (ЦФА) и утилитарных цифровых прав (УЦП), создание условий для внедрения экспериментального правового режима (ЭПР) на финансовом рынке, а также развитие независимой системы расчетов с дружественными странами.
- опережающее развитие транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур будет обеспечено путем сбалансированного пространственного развития, в том числе совершенствования правил комплексного развития территорий с целью увеличения градостроительного потенциала, взаимоувязки планов по строительству жилья и инфраструктуры.
В жилищной политике акцент делается на развитии индивидуального жилищного строительства, поддержку застройщиков на территориях с недостаточной рентабельностью. Жилищная поддержка семей носит адресный характер.
Опережающее развитие региональной инфраструктуры будет поддерживаться не только финансовыми мерами, в частности за счет казначейских кредитов, механизмов инфраструктурных бюджетных кредитов (ИБК) и инфраструктурных облигаций, но и за счет мер по ускорению строительного ритма - реализации "гильотины процедур" и "гильотины требований" в строительной отрасли, утверждению правил управления капвложениями в рамках комплексной государственной программы Российской Федерации "Строительство", цифровизации через создание единой государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности "Стройкомплекс.РФ".
- на повышение благосостояния граждан Российской Федерации направлены меры по развитию рынка труда (переобучение, стимулирование найма, повышение трудовой мобильности), подготовке кадров под новые потребности экономики, снижению теневой занятости. Будет продолжено повышение МРОТ и заработных плат в бюджетном секторе, а также донастройка мер социальной поддержки.
- при решении задачи по обеспечению народосбережения, защите материнства и детства, поддержке семей, имеющих детей, основное внимание уделяется реализации системных мер по стимулированию рождаемости, снижению смертности - как за счет общесистемных мер по повышению доступности и качества первичной медико-санитарной помощи, повышению качества и охвата медицинской помощи - прежде всего по основным причинам смертности: онкология, сердечно-сосудистые заболевания, так и за счет разработки целевых мер в сфере здравоохранения по каждому субъекту Российской Федерации с учетом особенностей региона.
Будут расширены меры популяризации здорового образа жизни, развитию семейного спорта.
В рамках миграционной политики акцент делается на обеспечение качественного миграционного прироста - как под потребности рынка труда, так и в целях поддержания численности населения: внедрение "реестровой" модели учета трудовых мигрантов, модернизация статуса постоянного проживания для специалистов с российским образованием и поддержка иностранных студентов, расширение возможностей для репатриации, активное использование центров домиграционной подготовки, разработка региональных программ адаптации иностранных граждан.
Важной задачей является обеспечение безопасности в сфере миграции, в том числе создание механизмов "бесшовного" контроля пребывания иностранных граждан. В октябре 2023 г. вступит в силу Федеральный закон от 28 апреля 2023 г. N 156-ФЗ "О внесении изменений в статьи 20 и 22 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", упрощающий постановку на учет прибывших мигрантов посредством онлайн-сервисов портала "Госуслуги", а также предполагается введение для мигрантов режима "контролируемого" пребывания и алгоритма межведомственного обмена информацией.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей