См. Прогноз на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.

Морской транспорт

В 2022 году в сегменте морского транспорта произошло перераспределение грузопотоков - российский морской торговый флот переориентировался с запада на восток и юг. Кроме того, с учетом влияния внешних факторов, грузы перераспределяются на мультимодальные маршруты с участием железнодорожного транспорта и судов класса "река-море".

При этом динамика грузовых морских перевозок за 2022 год оказалась устойчивее по сравнению с другими видами транспорта. Объем перевалки грузов в морских торговых портах России составил 835,5 млн тонн (+1,8%).

В каботажном плавании за 2022 год объем перевозок грузов составил 77,1 млн тонн, в заграничном плавании - 667,6 млн тонн.

Объем перевалки сухогрузов в 2022 году составил 404,7 млн тонн (98% к уровню 2021 года), наливных грузов - 436,8 (+3,4%). Объем перевалки сухогрузов снизился к уровню 2021 года, главным образом, за счет лесных грузов (77,7% к уровню 2021 года), металлолома (22,4% к уровню 2021 года). Рост перевалки наливных грузов обеспечивался за счет химических грузов (213,1% к уровню 2021 года) и сжиженного газа (108,8% к уровню 2021 года).

Объемы перевозки грузов морским транспортом составили 27,6 млн тонн (+17,7%), коммерческий грузооборот - 44,8 млрд тонн-км (рост на 2,1%). Рост объемов перевозки грузов наблюдался за счет каботажных перевозок (на 10,9%). В заграничном сообщении объем перевозок грузов вырос на 1%.

В 2022 году объем перевозок грузов в акватории Северного морского пути составил 34,1 млн тонн (97,8% к уровню 2021 года), в том числе транзитных грузов - 229,7 тыс. тонн.

В районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности в 2022 году отправлено 9,3 млн тонн грузов (+8,6% к уровню 2021 года).

Для повышения конкурентоспособности морских портов России необходимо обеспечить строительство новых и модернизацию действующих портовых комплексов, в первую очередь контейнерных терминалов.

В среднесрочной перспективе прогнозируется увеличение перевозок грузов морским транспортом: к 2026 году до 29,6 млн тонн (увеличение на 7,3% к уровню 2022 года), грузооборота - до 48,78 млрд тонн-км (увеличение на 8,9% к уровню 2022 года).

В период 2023 - 2025 годов инвестиции планируется направить на увеличение пропускной способности российских морских портов, строительство обеспечивающего и ледокольного флота.

Прирост портовых мощностей в 2023 году составит 59,29 млн тонн.

Для решения этой задачи в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" планируется реализация федеральных проектов: "Развитие морских портов", "Развитие Северного морского пути" и "Развитие инфраструктуры морского и внутреннего водного транспорта".

В рамках федерального проекта "Развитие инфраструктуры морского и внутреннего водного транспорта" инвестиции в 2023 - 2025 годах будут направлены на обеспечение безопасности судоходства и развитие морских транспортных путей за счет ввода в эксплуатацию технического (обслуживающего), обеспечивающего и грузопассажирского флота.

Обновление обеспечивающего флота проводится как за счет средств федерального бюджета, так и с привлечением внебюджетных источников.

В 2023 - 2025 годах будет продолжена работа по привлечению инвестиций в портовую инфраструктуру за счет механизма "частной концессионной инициативы", предусмотренной Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".