См. Прогноз на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.

Транспорт

Изменившиеся геополитические и геоэкономические условия в 2022 году спровоцировали существенное изменение структуры транспортной отрасли. Основными причинами являлись закрытие воздушного пространства недружественных стран, закрытие территории недружественных стран для российских автомобильных перевозчиков, запрет на заходы в порты недружественных стран. Вышеперечисленные ограничения повлекли острую необходимость трансформации транспортного комплекса в части изменения логистических цепочек и переориентации транспортных грузопотоков с Запада на Восток, а также на юг.

В 2022 году в условиях жестких санкционных ограничений, введенных недружественными иностранными государствами, объем перевозок грузов составил 6,89 млрд тонн грузов (-0,3% к уровню 2021 года) и выполнен грузооборот в размере 3 044,0 млрд т-км (-0,1% к уровню 2021 года).

Объем коммерческих перевозок грузов транспортного комплекса в 2022 г. составил 2,9 млрд тонн (+0,2% к уровню 2021 г.), коммерческий грузооборот составил 2 922,1 млрд т-километра (0,0% к уровню 2021 г.).

В 2022, несмотря на ограничения в работе отдельных видов пассажирского транспорта, обусловленные геополитической ситуацией и санкциями в отношении транспортных и сопутствующих услуг, объем перевозок пассажиров на транспорте общего пользования вырос на 5,6% к уровню 2021 года и составил 14,5 млрд человек, пассажирооборот на 1,6% и составил 487,1 млрд пасс.-км. Рост пассажирооборота в 2022 году наблюдался на железнодорожном транспорте (на 19%), внутреннем водном транспорте (на 39,2%). Вместе с тем сократился морской и воздушный пассажирооборот (на 12,7% и 6,3% соответственно).

Ожидается, что пассажирооборот в 2023 году сохранит положительную тенденцию роста и составит 502,2 млрд пасс-км (+3,1% к уровню 2022 г.).

Коммерческие перевозки грузов оцениваются в 2023 году в объеме 2947,9 млн тонн (+1,5% к уровню 2022 года), коммерческий грузооборот - 2938,3 млрд т-км (+0,6%).

Таблица. Основные прогнозные показатели развития транспортного комплекса

2021

2022

2023

2024

2025

2026

2026/2022

Коммерческий грузооборот, млрд тонн-км

2923,4

2922,1

2938,3

3024,7

3125,1

3231,9

10,6

в % г/г

4,1

0,0

0,6

2,9

3,3

3,4

Пассажирооборот общего пользования, млрд пасс-км

479,4

487,1

502,2

513,9

532,3

548,0

12,5

в % г/г

37,3

1,6

3,1

2,3

3,6

2,9

Инвестиции в транспортный комплекс. В 2022 году введение санкционных ограничений со стороны "недружественных" стран в части транспортного комплекса оказало один из наиболее сильных эффектов на режим функционирования отрасли.

Но несмотря на первичное снижение спроса на транспортные услуги, объем инвестиций в основной капитал транспортного комплекса (в том числе с учетом вспомогательной транспортной деятельности) в 2022 году вырос к уровню 2021 года на 18,9% и составил 5 332,1 млрд рублей. Наибольшую долю вложенных в комплекс инвестиций занимала деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта (более 56%). При этом наибольший темп роста наблюдался в инвестициях в деятельность воздушного и космического транспорта - в 2,2 раза относительно уровня 2021 года.

В среднесрочной перспективе темпы роста инвестиций в транспортную инфраструктуру будут определять мероприятия, нацеленные на снятие инфраструктурных ограничений, развитие новых логистических маршрутов, в том числе развитие международных транспортных коридоров (МТК) "Север-Юг", МТК в направлении Азово-Черноморского бассейна и Восточном направлении.

Инвестиционная активность в транспортном комплексе будет формироваться за счет реализации федеральных проектов: комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, национального проекта "Безопасные качественные дороги", государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", реализации пятилетнего плана дорожного строительства, за счет инвестиционных программ ОАО "РЖД", ГК "Автодор", ФГУП "Росморпорт" и иных механизмов внебюджетного финансирования.