См. Прогноз на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.

Внутренний водный транспорт

Перевозки грузов. По итогам 2022 года объем перевозок внутренним водным транспортом России достиг 116,4 млн тонн, что на 5,3% больше, чем в 2021 году, грузооборот - 68,0 млрд тонн-км (-3,6%). В навигацию 2022 года по рекам России значительно выросли перевозки угля, зерна и строительных материалов.

В районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности в 2022 году было отправлено 17,6 млн тонн грузов, +4,4% к уровню 2021 года (16,9 млн тонн), в том числе нефти и нефтепродуктов наливом - 1,7 млн тонн, сухогрузов - 14,9 млн тонн (из них каменного угля - 1,08 млн тонн), лесных грузов в плотах - 1,02 млн тонн.

В январе - апреле 2023 года рост объема перевозок грузов внутренним водным транспортом, по данным Росстата, составил -6,6% к аналогичному периоду 2022 года, грузооборота сократился на 35%.

В 2023 году перевозка грузов внутренним водным транспортом с учетом объемов производства в основных грузообразующих отраслях ожидается 119,2 млн тонн (+2,4% к уровню 2022 года), грузооборот - 70,1 млрд тонн-км (+3,0%).

В речных портах по итогам работы за 2022 г. объемы погрузочно-разгрузочных работ составили 130,9 млн тонн (+3,7% к уровню 2021 года).

В 2023 году переработка грузов в речных портах ожидается в объеме 135,7 млн тонн (+3,7% к уровню 2022 года).

В среднесрочной перспективе прогнозируется рост перевозок грузов внутренним водным транспортом. В 2026 году они могут составить 131,8 млн тонн (рост на 13,2% к 2022 году), грузооборот - 76,88 млрд тонн-км (рост на 13% к 2022 году).

В среднесрочной перспективе до 2026 года инвестиции планируется направить на увеличение пропускной способности внутренних водных путей Российской Федерации за счет расширения и модернизации инфраструктуры внутреннего водного транспорта. Для решения этой задачи в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" реализуется федеральный проект "Развитие инфраструктуры морского и внутреннего водного транспорта".

В прогнозном периоде основные инвестиции будут направлены на реализацию следующих проектов:

- выполнение проектных работ по строительству в составе Городецких шлюзов N 15 и 16 дополнительной камеры N 15А и создание судоходного канала от г. Городца до г. Нижнего Новгорода;

- строительство Багаевского гидроузла (приемка объектов 1-го этапа (подготовительного периода);

- обновление обслуживающего флота;

- реализация мероприятий по комплексной реконструкции объектов Московского, Северо-Двинского, Волго-Донского, Азово-Донского, Енисейского бассейнов.

Для решения задачи развития перевозок пассажиров на социально значимых маршрутах, в том числе скоростных, предусмотрено строительство (реконструкция) с участием региональных бюджетов и средств частных инвесторов речных пассажирских вокзалов, причалов, а также финансирование строительства пассажирского флота при поддержке субъектов Российской Федерации.