См. Прогноз на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.

Образование

Основные направления развития образования определены Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", национальным проектом "Образование" и государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" (далее соответственно - указ N 474, НП "Образование", ГПРО).

В период до 2026 года планируется достижение основных показателей, предусмотренных НП "Образование" и ГПРО, приоритетными проектами и другими проектами в сфере образования и достижение следующих основных целей:

- выравнивание стартовых возможностей детей дошкольного возраста за счет обеспечения и сохранения 100% доступности качественного дошкольного образования;

- развитие системы кадрового обеспечения сферы образования;

- вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования;

- обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования;

- формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.

В рамках достижения национальной цели развития Российской Федерации указа N 474 "Возможности для самореализации и развития талантов" в части показателя "Создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций" доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, будет увеличена с 77% до 80,6%.

Также в указанный период запланировано формирование эффективной системы выявления, поддержки, развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию обучающихся путем:

- предоставления обучающимся рекомендаций по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями (профессиональными областями деятельности), с учетом реализации проекта "Билет в будущее";

- проведения открытых онлайн-уроков с учетом опыта реализации проекта "Проектория", направленных на раннюю профориентацию (не менее 6,0 млн детей приняли участие в открытых онлайн-уроках);

- создания сети детских технопарков "Кванториум" в каждом городе с населением более 60 тыс. человек, а также региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, в том числе на базе ведущих образовательных организаций в каждом субъекте Российской Федерации, с учетом опыта деятельности образовательного фонда "Талант и успех";

- ежегодного увеличения не менее чем на 4,5% доли обучающихся 4 - 11 классов, участвующих во всероссийской олимпиаде школьников;

- ежегодного участия в проекте ранней профессиональной ориентации обучающихся 6 - 11 классов общеобразовательных организаций "Билет в будущее" не менее 1 072,56 тыс. детей с целью построения предпрофессиональной образовательной траектории в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями;

- внедрения национальной системы профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогических работников, охватывающей не менее 50% учителей общеобразовательных организаций.

Будет обеспечено создание условий для раннего развития детей в возрасте до 3 лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье, за счет повышения почти в 3 раза доступности данных видов помощи родителям (законным представителям) детей дошкольного возраста, а также реализации проектов и программ, направленных на формирование и развитие родительских компетенций, реализуемых образовательной организацией.

Предполагается внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50% учителей общеобразовательных организаций при условии создания не менее 80 региональных центров непрерывного педагогического образования на базе образовательных организаций высшего образования, реализующих программы педагогического профиля и реализации субъектами Российской Федерации "дорожных карт" по обеспечению региональной образовательной системы педагогическими кадрами.

В части среднего профессионального образования (СПО) в 2024 году продолжится реализация и внедрение нормативной и учебно-методической базы для нового уровня образования "Профессионалитет" по новой методологии конструирования образовательных программ с использованием цифрового конструктора компетенций.

Реализация предлагаемых мероприятий и создание предлагаемых инструментов позволит выстроить новую модель СПО, синхронизированную с запросами экономики и рынка труда, обеспечить престижность обучения в организациях СПО за счет повышения качества, занятости выпускников и, как следствие, снизить в среднесрочной перспективе структурный дефицит трудовых ресурсов в отдельных отраслях.

Паспортом федерального проекта "Профессионалитет" установлены следующие целевые показатели: численность обучающихся по программам федерального проекта должна составить около 800 тыс. человек нарастающим итогом к 2026 году; доля образовательных организаций, реализующих программы СПО, предусматривающие сокращенные сроки обучения по определенным специальностям в соответствии с запросами предприятий, - 80% к 2026 году; количество предприятий, вовлеченных в подготовку кадров по программам федерального проекта, - 500 предприятий нарастающим итогом к 2026 году.

Для достижения указанных показателей предусмотрены следующие результаты федерального проекта: созданы образовательно-производственные центры (кластеры) - не менее 350 единиц к 2026 году; проведена подготовка и повышение квалификации педагогов в рамках федерального проекта - не менее 28 тыс. человек ежегодно; обеспечено повышение квалификации региональных управленческих команд кластеров - не менее 400 человек ежегодно.

Представленный комплекс мер к 2026 году позволит: увеличить объем частных инвестиций в деятельность организаций сферы СПО; перейти на сокращенные сроки обучения по определенным специальностям СПО; обеспечить современную материально-техническую базу программного обеспечения; обеспечить дополнительные налоговые поступления за счет доходов трудоустроившихся выпускников; снизить численность выпускников, обратившихся в службу занятости населения; повысить уровень заработной платы выпускников.

В сфере высшего образования, несмотря на тенденцию сокращения общего числа вузов, ожидается рост общей численности обучающихся до 4 316,0 тыс. человек в 2026 году, что обусловлено такими факторами как рост численности возрастной когорты 17 - 23 лет и численности выпускников общеобразовательных организаций.

На повышение эффективности системы высшего образования оказывают влияние федеральные проекты, входящие в состав национального проекта "Наука и университеты" (далее - НПНУ): "Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии", "Развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям", "Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров", "Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок".

В рамках федерального проекта "Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии" НПНУ с 2021 года реализуется программа стратегического академического лидерства "Приоритет-2030", направленная на поддержку программ развития образовательных организаций высшего образования, реализуемых в том числе совместно с научными организациями. Это обеспечит более сбалансированное пространственное развитие страны, обеспечение большей доступности качественного высшего образования в субъектах Российской Федерации.

В ходе реализации федерального проекта "Развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям" НПНУ продолжена государственная поддержка ряда крупных проектов. Результаты поддержки 17 научных центров мирового уровня и 11 региональных научно-образовательных математических центров, формирующих новую научную повестку, развивающих новые научные школы и направления научных исследований и разработок.

В ходе реализации федерального проекта "Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров" НПНУ обеспечивается финансирование работ по проекту создания национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения.

В ходе реализации федерального проекта "Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок" НПНУ Российским научным фондом обеспечивается участие обучающихся по основным профессиональным образовательным программам подготовки научно-педагогических кадров в выполняемых научных и научно-технических проектах.