См. Прогноз на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.

Демографическая ситуация

Современная демографическая ситуация в Российской Федерации характеризуется сохранением таких рисков, как: снижение численности молодых женщин, на долю которых приходится основное число рождений, откладывание рождений на более поздние годы и смещение структуры населения в сторону старших возрастных категорий.

Общий коэффициент рождаемости в Российской Федерации за 2022 год снизился на 7,3% (с 9,6 промилле в 2021 году до 8,9 промилле, по итогам 1 полугодия 2023 г. - 8,5 промилле). При этом суммарный коэффициент рождаемости составил 1,416 родившихся детей на 1 женщину (в 2021 году - 1,505), что ниже уровня простого воспроизводства населения.

В целях решения демографических проблем и укрепления системы социальной защиты материнства и детства Правительством Российской Федерации уделяется значительное внимание социальной поддержке семей с детьми. В этой связи установлены различные меры социальной поддержки, связанные с рождением ребенка и призванные обеспечить положительный эффект на уровень рождаемости в стране на среднесрочную перспективу.

С 2023 года введено ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка (единое пособие), назначаемое с применением комплексной оценки нуждаемости, без учета кратности рождения детей.

По 2026 год продлена программа материнского капитала, возобновлена ежегодная индексация размера капитала (с 2022 года - по фактической инфляции), что позволяет сохранять его покупательную способность. Право на материнский капитал предоставлено при рождении первого ребенка. Размер материнского капитала с 1 февраля 2023 года на первого ребенка составляет 586,9 тыс. рублей, на второго ребенка - 775,6 тыс. рублей, если семья не получала сертификат при рождении первого ребенка, и 188,7 тыс. рублей, если семья уже получала такой сертификат.

В настоящее время также реализуются различные инструменты содействия семьям с детьми в целях улучшения жилищных условий и повышения доступности жилья.

Действует программа льготного ипотечного кредитования для семей с детьми, согласно которой право на получение кредита (займа) возникает у граждан Российской Федерации при рождении, начиная с 1 января 2018 г. и не позднее 31 декабря 2023 г., первого ребенка и (или) последующих детей, а также для семей с 2 и более детьми, которые не достигли возраста 18 лет, по ставке 6% годовых на весь срок кредита (займа).

Кроме того, предусмотрена возможность получения ипотеки по льготной ставке на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном на территории Российской Федерации, или приобретение земельного участка, расположенного на территории Российской Федерации, и строительство на нем индивидуального жилого дома.

Гражданам Российской Федерации, в семьях которых в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2023 г. родился третий ребенок или последующие дети и которые являются заемщиками по ипотечному жилищному кредиту (займу), установлена мера государственной поддержки, предусматривающая полное или частичное погашение обязательств по ипотечному жилищному кредиту (займу) гражданина в размере его задолженности, но не более 450 тыс. рублей.

В целях нивелирования негативных демографических тенденций Правительством Российской Федерации постоянно наращивается объем поддержки семей с детьми (продление программы материнского капитала, увеличение его размера, введение единого пособия в связи с рождением и воспитанием детей от 0 до 17 лет, реализация пилотного проекта "Репродуктивное здоровье", жилищные программы, налоговые льготы и др.).

При этом достижение демографического эффекта от реализации федеральных мер обеспечивается также за счет введения значимых для населения региональных мер поддержки, учитывающих особенности демографических процессов в регионе.

Частичной компенсации естественной убыли населения в прогнозируемом среднесрочном периоде также будут способствовать меры по снижению смертности населения.

Благодаря реализации национального проекта "Здравоохранение" смертность населения в 2022 году значительно сократилась и составила 12,9 промилле (16,7 промилле - в 2021 году), а показатель ожидаемой продолжительности жизни увеличился на 2,67 года до 72,73 лет для обоих полов (для мужчин 67,57 лет, для женщин 77,77 года).

Младенческая смертность в 2022 году снизилась на 4,3% и составила 4,4 на 1 000 родившихся живыми (в 2021 году - 4,6 на 1 000 родившихся живыми). Детская смертность в возрасте от 0 до 17 лет снизилась на 7,6% и составила 43,6 на 100 тыс. населения соответствующего возраста. Таким образом, были достигнуты исторические минимумы показателей младенческой и детской смертности.

Для достижения национальных целей развития Российской Федерации Правительством Российской Федерации в прогнозном периоде реализуются более 12 федеральных проектов и инициатив в области здравоохранения, в том числе такие федеральные проекты, как: "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи", "Модернизация первичного звена здравоохранения", совершенствуется оказание специализированной медицинской помощи, включая высокотехнологичную помощь, направленную на снижение смертности от основных причин: сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.

За 2022 год смертность населения Российской Федерации от болезней системы кровообращения составила 566,8 случаев на 100 тыс. населения, что на 11,5% ниже в сравнении с аналогичным периодом 2021 года (640,8 случаев на 100 тыс. населения). Согласно государственной программе "Развитие здравоохранения" к 2030 году планируется сокращение смертности от болезней системы кровообращения до 450,0 случаев на 100 тыс. населения.

Также удалось обеспечить снижение смертности от онкологических заболеваний до уровня 191,6 (число случаев на 100 тыс. населения) на 1,3% по сравнению с 2021 годом. Это связано, в первую очередь, с увеличением доступности специализированной онкологической помощи в стране. Таким образом, смертность от онкозаболеваний к 2030 году может снизится до уровня 185,0 случаев на 100 тыс. населения.

В рамках действия федерального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения" с 2019 года осуществляются меры, направленные на повышение качества и доступности медицинской помощи для лиц старше трудоспособного возраста, создание системы ухода за гражданами пожилого возраста.

Таким образом, к 2026 году запланировано снижение смертности до 12,7 промилле и повышение ожидаемой продолжительности жизни населения до 74,3 лет.

Существенное влияние на демографическую ситуацию оказывают миграционные процессы, которые позволяют частично компенсировать естественную убыль населения. Так, в первой половине 2023 года миграционный прирост составил 126,0 тыс. человек, что позволило заместить 46,2% естественной убыли населения. В 2024 - 2026 годах по прогнозу Правительства Российской Федерации ежегодный миграционный прирост будет зафиксирован в пределах от 215,7 до 227,2 тыс. человек. Этому будет способствовать реализация мер Правительства Российской Федерации в рамках федерального проекта "Россия - привлекательная для учебы и работы страна":

- запуск программы релокации иностранных граждан, предоставление налоговых (распространение правил резидента) и таможенных льгот (снижение пошлины на ввоз активов), снятие ограничений на проведение финансовых операций, оформление упрощенного разрешения на временное проживание, возможность работать и учиться для членов семьи, консульское сопровождение участников программы, создание единого информационного сайта с возможностью заполнения анкеты участника;

- модернизация статуса постоянного проживания - предоставление вида на жительство (далее - ВНЖ) иностранным гражданам, ранее окончившим образовательные организации высшего и среднего профессионального образования (не позднее 2005 - 2006 года) с обязанностью работы по ВНЖ не менее 3-х лет и уплаты налогов;

- предоставление упрощенного получения ВНЖ для иностранцев, длительно работающих в Российской Федерации, в том числе квалифицированных специалистов (1 год работы и уплаты налогов);

- введение единого цифрового профиля иностранного гражданина для введения мониторинга и предоставления государственных услуг, в том числе в цифровом формате;

- запуск миграционных центров за рубежом. Открытие таких центров позволит иностранным гражданам получать услуги в сфере миграции (проведение проверки на запрет въезда, дактилоскопирование и фотографирование, сдача экзамена по русскому языку, проверка здоровья) в стране исхода.