<Письмо> ФНС России от 07.08.2023 N ШЮ-4-13/10112@ "О направлении разъяснений"

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 7 августа 2023 г. N ШЮ-4-13/10112@

О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ

Федеральная налоговая служба в дополнение к письму ФНС России от 04.08.2022 N ШЮ-4-13/10104@ сообщает следующее.

В соответствии со статьями 284, 309, 310 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходы, полученные иностранной организацией в виде дивидендов и процентов, облагаются налогом у источника в Российской Федерации. Данный налог удерживается и уплачивается в бюджет Российской Федерации налоговым агентом при выплате таких доходов.

При этом налоговым законодательством Российской Федерации предусмотрен возврат ранее удержанного налога по таким доходам, если международными налоговыми договорами Российской Федерации предусмотрены пониженные налоговые ставки, при условии представления иностранной организацией соответствующего комплекта документов (пункт 2 статьи 312 Кодекса).

Действующее законодательство не содержит запрета на возврат излишне удержанного налога резидентам недружественных стран.

Кроме того, пункт 2 статьи 312 Кодекса допускает представление заявления о возврате налога уполномоченному представителю иностранной организации (физическому либо юридическому лицу, действующему на основании доверенности (статья 29 Кодекса)) и осуществление возврата налога на его банковский счет.

Однако данный возврат должен осуществляться с учетом выполнения требований, предусмотренных Указом N 95 <1> и Указом N 254 <2>. Таким образом, если иностранная компания, которой производится возврат ранее удержанного налога (уплаченного по выплаченным процентам и дивидендам), или ее уполномоченный представитель относятся к лицам, упомянутым в пунктах 1 Указа N 95 и Указа N 254, возврат налога может быть осуществлен только на специальный счет типа "С".

--------------------------------

<1> Указ Президента Российской Федерации от 05.03.2022 N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами".

<2> Указ Президента Российской Федерации от 04.05.2022 N 254 "О временном порядке исполнения финансовых обязательств в сфере корпоративных отношений перед некоторыми иностранными кредиторами".

Вместе с тем, в целях применения Указа N 95 и Указа N 254 иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, не признаются <3>:

--------------------------------

<3> Пункт 4 Указа N 254.

а) лица, находящиеся под контролем юридических лиц или физических лиц, личным законом которых является право иностранного государства, не относящегося к иностранным государствам, совершающим недружественные действия, при условии, что такой контроль установлен до 1 марта 2022 г.;

б) лица, находящиеся под контролем иностранного государства, не относящегося к иностранным государствам, совершающим недружественные действия, при условии, что такой контроль установлен до 1 марта 2022 г.

Кроме того, лицами, упомянутыми в пунктах 1 Указа N 95 и Указа N 254, не признаются лица, отвечающие одновременно следующим требованиям <4>:

--------------------------------

<4> Пункт 12 Указа N 95.

а) они находятся под контролем российских юридических лиц или физических лиц (конечными бенефициарами являются Российская Федерация, российские юридические лица или физические лица), в том числе в случае если этот контроль осуществляется через иностранные юридические лица, связанные с такими иностранными государствами <5>;

--------------------------------

<5> См. Официальное разъяснение Банка России от 02.06.2023 N 3-ОР.

б) информация о контроле над ними раскрыта российскими юридическими лицами или физическими лицами, названными в подпункте "а" настоящего пункта, налоговым органам Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Таким образом, обязанность по возврату налога на специальный счет типа "С" не распространяется на лиц, удовлетворяющих указанным условиям: наличие контроля со стороны лиц, указанных в пункте 4 Указа N 254; подтверждение наличия контроля со стороны российских юридических или физических лиц и его отражение в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях.

Оценка соответствию данным критериям осуществляется налоговыми органами при принятии решения о возврате налога с учетом разъяснений Банка России и ФНС России.

Указанная позиция согласована с Банком России.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

3 класса

Ю.В.ШЕПЕЛЕВА