Утверждены

распоряжением Правительства

Российской Федерации

от 16 июля 2020 г. N 1845-р

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОРЯДКУ ФОРМИРОВАНИЯ И ВЕДЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ

ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ, УКАЗАННЫХ В ЧАСТИ 14 СТАТЬИ 98

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ", В ТОМ ЧИСЛЕ ПО ПОРЯДКУ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ

РОДИТЕЛЯМ (ЗАКОННЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ) ДЕТЕЙ

СВЕДЕНИЙ ИЗ НИХ

Список изменяющих документов

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 14.09.2023 N 2482-р)

1. Настоящие методические рекомендации разработаны с целью обеспечения единого подхода при формировании и ведении региональных информационных систем, указанных в части 14 статьи 98 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее соответственно - региональные информационные системы, Закон об образовании), как вновь создаваемых, так и введенных в эксплуатацию ранее.

2. В настоящих методических рекомендациях применяются следующие понятия:

"документ о направлении" - документ на бумажном носителе и (или) в электронной форме о предоставлении места в государственных или муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования и (или) осуществляющих присмотр и уход за детьми, а также в иных организациях, в том числе у индивидуальных предпринимателей, реализующих образовательные программы дошкольного образования и (или) осуществляющих присмотр и уход за детьми, в рамках заключенных соглашений, в том числе о государственно-частном, муниципально-частном партнерстве (далее - государственные, муниципальные образовательные организации, а также иные организации в рамках соглашений, в том числе о государственно-частном, муниципально-частном партнерстве), утвержденный органом управления в сфере образования;

"дошкольная группа" - помещение в групповой ячейке в организациях (всех форм собственности) и у индивидуальных предпринимателей, реализующих образовательные программы дошкольного образования и (или) осуществляющих присмотр и уход за детьми (далее - дошкольные образовательные организации), предназначенное для проведения игр, занятий и приема пищи;

"желаемая дата приема" - дата, указываемая в заявлении для направления и (или) в заявлении о приеме в государственные, муниципальные образовательные организации, а также в иные организации в рамках соглашений, в том числе о государственно-частном, муниципально-частном партнерстве;

"заявитель" - родитель или иной законный представитель ребенка, направивший в орган местного самоуправления муниципальных районов и городских (муниципальных) округов субъектов Российской Федерации или орган государственной власти гг. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, осуществляющий управление в сфере образования в части организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования (далее - орган управления в сфере образования), заявление для направления или направивший в дошкольную образовательную организацию заявление о приеме;

"заявление для направления" - заявление о необходимости получения дошкольного образования и (или) присмотра и ухода в государственных, муниципальных образовательных организациях, а также в иных организациях в рамках соглашений, в том числе о государственно-частном, муниципально-частном партнерстве, в том числе в порядке перевода или изменения условий договора;

"заявление о приеме" - заявление о приеме в дошкольную образовательную организацию, представляемое в дошкольную образовательную организацию;

"контингент воспитанников" - дети, осваивающие образовательные программы дошкольного образования и (или) получающие присмотр и уход в дошкольных образовательных организациях;

"приоритетность" - порядок выбора заявителем в заявлении для направления государственных, муниципальных образовательных организаций, а также иных организаций в рамках соглашений, в том числе о государственно-частном, муниципально-частном партнерстве, по степени предпочтения для приема;

"распределение детей" - автоматизированная последовательность действий в региональных информационных системах, которая соотносит данные заявлений для направления с данными о наличии мест для распределения в дошкольных группах государственных, муниципальных образовательных организациях, а также в иных организациях в рамках соглашений, в том числе о государственно-частном, муниципально-частном партнерстве;

"регистрация заявления для направления и (или) приема" - процесс присвоения индивидуального номера заявлению для направления и (или) заявлению о приеме соответственно в государственные, муниципальные образовательные организации, а также в иные организации в рамках соглашений, в том числе о государственно-частном, муниципально-частном партнерстве, при создании (поступлении) их в региональные информационные системы с фиксацией даты и времени присвоения индивидуального номера.

3. Целью создания региональных информационных систем являются организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми и обеспечение предоставления информации родителям (законным представителям) детей о последовательности предоставления мест в государственных, муниципальных образовательных организациях, а также в иных организациях в рамках соглашений, в том числе о государственно-частном, муниципально-частном партнерстве, и об основаниях изменений последовательности предоставления мест в таких организациях.

4. Региональные информационные системы предназначены для решения задач по обеспечению:

а) постановки на учет нуждающихся в получении дошкольного образования и (или) присмотра и ухода в целях направления детей в государственные, муниципальные образовательные организации, а также в иные организации в рамках соглашений, в том числе о государственно-частном, муниципально-частном партнерстве;

б) направления детей для приема в государственные, муниципальные образовательные организации, а также в иные организации в рамках соглашений, в том числе о государственно-частном, муниципально-частном партнерстве;

в) приема детей в дошкольные образовательные организации;

г) перевода обучающихся из одной дошкольной образовательной организации в другую дошкольную образовательную организацию;

д) сбора, хранения и использования информации о выборе родителем (законным представителем) формы получения образования, дошкольной образовательной организации;

е) осуществления мониторинга в системе образования на уровне субъектов Российской Федерации в части организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования, а также присмотра и ухода за детьми;

ж) предоставления информации родителям (законным представителям) детей о результатах рассмотрения заявления для направления в государственные, муниципальные образовательные организации, а также в иные организации в рамках соглашений, в том числе о государственно-частном, муниципально-частном партнерстве, о последовательности предоставления таких мест, об основаниях изменения указанной последовательности для каждого ребенка, о результатах направления и приема детей в указанные образовательные организации;

з) осуществления функций и полномочий органов управления в сфере образования, включая контроль исполнения обязательств в рамках заключенных соглашений, в том числе о государственно-частном, муниципально-частном партнерстве.

5. При создании и эксплуатации региональных информационных систем предлагается учитывать рекомендуемые требования к функциям (задачам) региональных информационных систем согласно приложению N 1, а также требования законодательства Российской Федерации, в том числе к предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

6. Региональные информационные системы обеспечивают возможность формирования в автоматизированном режиме информации о предоставлении мест детям в государственных, муниципальных образовательных организациях, а также в иных организациях в рамках соглашений о государственно-частном, муниципально-частном партнерстве.

7. Операторы, поставщики и пользователи региональных информационных систем определяются в соответствии с частями 25, 26, 28 статьи 98 Закона об образовании с учетом пунктов 10, 11 настоящих методических рекомендаций.

8. В региональных информационных системах предлагается формировать информацию по рекомендуемому перечню согласно приложению N 2 в соответствии с частью 19 статьи 98 Закона об образовании, в том числе для предоставления в федеральную информационную систему в соответствии с порядком взаимодействия региональных информационных систем с федеральной информационной системой, утверждаемым в соответствии с частью 18 статьи 98 Закона об образовании.

9. Обладателем информации, содержащейся в региональных информационных системах, является субъект Российской Федерации. В качестве представителя обладателя информации, содержащейся в региональных информационных системах, целесообразно определить орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования.

10. Целесообразно определить органы управления в сфере образования поставщиками видов информации, указанных в пунктах 1, 5 части 19 статьи 98 Закона об образовании, а также в пункте 3 части 19 статьи 98 Закона об образовании в части информации о результатах рассмотрения заявлений для направления, о последовательности предоставления мест, об основаниях изменения указанной последовательности для каждого ребенка, о результатах направления детей в государственные, муниципальные образовательные организации, а также в иные организации в рамках соглашений, в том числе о государственно-частном, муниципально-частном партнерстве.

11. Дошкольные образовательные организации целесообразно определить поставщиками видов информации, указанных в пунктах 2, 4 части 19 статьи 98 Закона об образовании, а также в пункте 3 части 19 статьи 98 Закона об образовании в части информации о результатах рассмотрения заявлений о приеме и результатах приема детей в дошкольные образовательные организации.

12. Пользователям рекомендуется использовать функционал региональных информационных систем и сведения, содержащиеся в региональных информационных системах, в целях и в объеме, которые необходимы для реализации их полномочий в установленной сфере деятельности.

13. Функционирование региональных информационных систем осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере информационных технологий и обеспечения информационной безопасности. Защита информации обеспечивается в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах. Доступ к региональным информационным системам рекомендуется осуществлять с использованием средств идентификации и парольной аутентификации в соответствии с требованиями о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах.

14. Оператору региональной информационной системы рекомендуется обеспечивать:

а) эксплуатацию и развитие региональной информационной системы;

б) осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения эксплуатации и развития региональной информационной системы;

в) бесперебойное функционирование региональной информационной системы;

г) предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к ней;

д) взаимодействие с федеральной информационной системой доступности дошкольного образования, используемой в целях сбора сведений о доступности дошкольного образования, присмотре и уходе за детьми (далее - федеральная информационная система);

е) взаимодействие с федеральной государственной информационной системой "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) и (или) с государственными информационными системами субъектов Российской Федерации, обеспечивающими предоставление государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - региональные порталы государственных и муниципальных услуг (функций);

ж) журналирование в региональной информационной системе изменений информации, указанной в приложении N 2 к настоящим методическим рекомендациям;

з) предоставление информационной и методической поддержки пользователям и поставщикам региональной информационной системы по вопросам функциональных возможностей региональной информационной системы, в том числе по их взаимодействию с иными информационными системами;

и) возможность сбора, хранения, обработки, предоставления информации, указанной в приложении N 2 к настоящим методическим рекомендациям, в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере информационных технологий и обеспечения информационной безопасности;

к) разграничение прав доступа к информации поставщиков и пользователей;

л) защиту информации, указанной в приложении N 2 к настоящим методическим рекомендациям, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере информационных технологий и обеспечения информационной безопасности;

м) конфиденциальность и безопасность персональных данных в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных;

н) синхронизацию данных в режиме реального времени при использовании в региональной информационной системе нескольких программных продуктов и баз данных.

15. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется в порядках формирования и ведения региональных информационных систем учесть положения об ответственности поставщиков за полноту, достоверность и актуальность предоставляемой информации, а также установить, что пользователи, виновные в нарушении требований в области обработки и защиты персональных данных, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.