Методические рекомендации, доведенные данным документом, применяются с 1 января 2024 года.

I. Общие положения

Аудиторское мероприятие проводится на основании программы аудиторского мероприятия и представляет собой совокупность профессиональных действий членов аудиторской группы или уполномоченного должностного лица (работника) главного администратора (администратора), наделенного полномочиями по осуществлению ВФА (далее - уполномоченное должностное лицо), при самостоятельном проведении аудиторского мероприятия.

При проведении аудиторских мероприятий применяется основанный на результатах оценки бюджетных рисков подход (например, при наличии значимого бюджетного риска завышения расходов бюджета на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) в рамках оценки степени соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к формированию обоснований (расчетов) плановых сметных показателей рекомендуется формировать аудиторскую выборку (при необходимости) по соответствующим видам расходов бюджета).

Проведение аудиторского мероприятия рекомендуется осуществлять путем последовательного выполнения следующих действий:

1) организация проведения аудиторского мероприятия;

2) выявление (обнаружение) актуальных на дату начала аудиторского мероприятия бюджетных рисков, в том числе путем изучения организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры (операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры), являющейся объектом ВФА;

3) определение способа изучения объектов ВФА (сплошной или выборочный);

4) формирование аудиторской выборки (при необходимости);

5) применение методов ВФА;

6) определение наличия нарушений (недостатков, признаков искажения показателей бюджетной отчетности), их причин и условий;

7) определение наличия нереализованных бюджетных рисков, их причин и возможных последствий реализации;

8) актуализация значимости (уровня) бюджетных рисков;

9) формирование выводов, предложений и рекомендаций;

10) составление и подписание заключения.

При выполнении вышеуказанных действий также осуществляется сбор рабочей документации аудиторского мероприятия, в том числе аудиторских доказательств.

Руководитель аудиторской группы (уполномоченное должностное лицо при самостоятельном проведении аудиторского мероприятия) обеспечивает выполнение программы аудиторского мероприятия:

1) организует проведение и проводит аудиторское мероприятие (например, организует работу аудиторской группы, в том числе обмен информацией между членами аудиторской группы по результатам проведенной ими работы);

2) осуществляет контроль полноты рабочей документации аудиторского мероприятия, в том числе выполнения программы (пункта программы) аудиторского мероприятия (например, на основе результатов контрольных мероприятий органов государственного (муниципального) финансового контроля членом аудиторской группы выявлен бюджетный риск, однако рабочая документация аудиторского мероприятия не содержит сведений о соответствующих результатах контрольных мероприятий);

3) осуществляет контроль обоснованности, надежности и достаточности аудиторских доказательств для достижения целей аудиторского мероприятия (например, одним и тем же субъектом бюджетной процедуры выполнено 100 операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры (по результатам которых сформировано 100 актов о списании нефинансовых активов (кроме транспортных средств) соответственно), из которых членом аудиторской группы изучено 70 (в 60 установлено некорректное определение суммы остаточной стоимости); членом аудиторской группы сделан вывод о недостаточной квалификации указанного субъекта бюджетной процедуры; при этом дальнейшее изучение указанной операции, не проведенное членом аудиторской группы, могло бы показать, что метод начисления амортизации соответствующих основных средств не определен документами учетной политики, что поспособствовало допущению определения некорректных сумм).

Члены аудиторской группы:

1) проводят аудиторское мероприятие в соответствии с программой аудиторского мероприятия (например, если программой аудиторского мероприятия не предусмотрен метод ВФА наблюдение, члены аудиторской группы его не применяют);

2) по решению руководителя аудиторской группы выполняют отдельные задания (например, изучение нескольких вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия) и подготавливают аналитические записки (справки) (например, промежуточные результаты аудиторского мероприятия по одному из его вопросов или аналитические записки, сформированные по результатам изучения организации бюджетной процедуры, отражающие краткую информацию о ее недостатках, на которые необходимо обратить внимание при оценке бюджетных рисков, в том числе определении их причин);

3) обеспечивают получение обоснованных, надежных и достаточных аудиторских доказательств (например, определено несоответствие электронных документов требованиям правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; членом аудиторской группы рекомендуется установить в прикладном программном обеспечении дополнительные автоматизированные контроли; при этом дальнейшее изучение указанной операции, не проведенное членом аудиторской группы, могло бы показать, что такие контроли предусмотрены, но настроены некорректно);

4) формируют рабочую документацию аудиторского мероприятия (например, аналитические записки по изученным вопросам, письма-подтверждения и письменные ответы на запросы, контрольные перечни, блок-схемы с описанием бюджетных процедур).

Кроме того, при осуществлении ВФА в целом и при проведении аудиторских мероприятий в частности руководитель субъекта ВФА (уполномоченное должностное лицо), должностные лица (работники) субъекта ВФА и члены аудиторской группы обязаны соблюдать положения Кодекса этики и служебного поведения, принятого в главном администраторе (администраторе) (например, если это установлено, не допускать грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений, в том числе при взаимодействии с субъектами бюджетных процедур), и соблюдать требования законодательства Российской Федерации, федеральных стандартов ВФА и ведомственных (внутренних) актов, обеспечивающих осуществление ВФА (например, если это определено ведомственным (внутренним) актом, обеспечивающим осуществление ВФА, определять сроки, указываемые при запросе информации, не менее установленных).

Также должностные лица (работники) субъекта ВФА и члены аудиторской группы обязаны своевременно сообщать руководителю субъекта ВФА (уполномоченному должностному лицу) о нарушениях принципов ВФА и наличии личной заинтересованности (например, о наличии родства или свойства с субъектами бюджетных процедур).

В свою очередь руководитель субъекта ВФА (уполномоченное должностное лицо) обязуется:

1) принимать меры по предотвращению (устранению) нарушений принципов ВФА и личной заинтересованности должностных лиц (работников) субъекта ВФА и членов аудиторской группы (например, исключать из состава аудиторской группы ее членов в случае выявления личной заинтересованности в положительных (отрицательных) результатах аудиторского мероприятия);

2) своевременно сообщать руководителю главного администратора (администратора):

- о нарушениях принципов ВФА и наличии личной заинтересованности как у самого руководителя субъекта ВФА (уполномоченного должностного лица), так и у должностных лиц (работников) субъекта ВФА и членов аудиторской группы (например, сообщать о нарушении принципа объективности в части невозможности обеспечения полноты сбора аудиторских доказательств в связи с отказом в выполнении законных требований членов аудиторской группы о предоставлении доступа к прикладным программным средствам (информационным системам), содержащим информацию об операциях (действиях) по выполнению бюджетных процедур, являющихся объектами ВФА);

- о выявлении признаков коррупционных или иных правонарушений (преступлений или административных правонарушений, представляющих собой противоправное деяние (действие, бездействие), влекущее уголовную или административную ответственность) (например, регистрация в регистрах бухгалтерского учета несуществующих обязательств).

Аудиторское мероприятие с учетом положений пунктов 40 - 43 федерального стандарта ВФА "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Минфина России от 05.08.2020 N 160н (далее - СВФА "Планирование и проведение"), по решению руководителя главного администратора (администратора) может быть неоднократно приостановлено (общий срок приостановлений не может превышать один год) или продлено.

Особенности применения федеральных стандартов ВФА при проведении аудиторского мероприятия могут быть установлены ведомственным (внутренним) актом, обеспечивающим осуществление ВФА.