См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, утв. Минфином России.

III. Сохранение населения, здоровье и благополучие людей и новый общественный договор

В целях снижения смертности и повышения качества и доступности медицинской помощи предполагается реализация следующих мероприятий:

- раннее выявление и лечение сахарного диабета в целях предупреждения осложнений данного заболевания, в том числе приводящих к инвалидности, обеспечение больных сахарным диабетом необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и расходными материалами;

- предотвращение преждевременной смертности населения от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний:

- оснащение медицинским оборудованием региональных сосудистых центров и первичных сосудистых отделений в субъектах РФ;

- обеспечение лекарственными препаратами в амбулаторных условиях 90% человек, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда, а также которым были выполнены аортокоронарное шунтирование, ангиопластика коронарных артерий со стентированием и катетерная абляция по поводу сердечно-сосудистых заболеваний;

- модернизация первичного звена здравоохранения (включая строительство (реконструкцию), капитальный ремонт, оснащение оборудованием и транспортное обеспечение);

- улучшение медицинской инфраструктуры (в т.ч. в труднодоступных и малонаселенных пунктах);

- цифровизация здравоохранения, включающая широкий доступ населения к данным о собственном здоровье, развитие телемедицины;

- реализация расширенной программы профилактических медицинских осмотров и диспансеризации населения, а также расширение программ лечения и реабилитации лиц с заболеваниями;

- поддержка старшего поколения через развитие системы предоставления социальных услуг и медицинской помощи;

- реализация программы оказания медицинской помощи детям с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями (в том числе за счет средств от повышенного налогообложения доходов свыше 5 млн рублей в рамках деятельности фонда "Круг добра");

- создание российских технологий производства широкого спектра вакцин, с использованием преимущественно отечественного оборудования;

- обеспечение лекарственными препаратами, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

- обеспечение функционирования Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции "Защитники Отечества" (обеспечение комплексного сопровождения, социальной адаптации, интеграции и ресоциализации, оказание психолого-психотерапевтической помощи, бесплатной юридической помощи по вопросам оформления и предоставления мер социальной поддержки, реализация дополнительных финансовых механизмов обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, техническими средствами реабилитации, адаптация жилых помещений).

В целях решения демографических проблем и укрепления системы социальной защиты материнства и детства государством уделяется значительное внимание социальной поддержке семей с детьми - установлены различные меры социальной поддержки, связанные с рождением ребенка.

В последние годы объем такой поддержки неуклонно возрастает. Так, расходы федерального бюджета на адресные выплаты семьям с детьми в 2024 году составят уже более 1,5 трлн рублей, что коснется более 10 млн детей.

Расходы "детского бюджета" в 2024 году составят 3 трлн рублей (+0,2 трлн рублей г/г).

Ключевые меры в области содействия повышению рождаемости и защите детства включают:

- финансовую поддержку семей при рождении детей, включая предоставление материнского капитала;

- создание условий для трудовой деятельности родителей малолетних детей (обеспечение доступности дошкольного образования для детей от полутора до семи лет, расширение возможностей неполной и дистанционной занятости, профессиональная подготовка и переподготовка женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, а также женщин, не состоящих в трудовых отношениях и имеющих детей дошкольного возраста);

- предоставление ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка с учетом комплексной оценки нуждаемости;

- назначение единого детского пособия на 12 месяцев с момента назначения вне зависимости от увеличения доходов семьи;

- сохранение права на получение пособия по уходу за ребенком при выходе на работу ранее достижения ребенком возраста 1,5 лет женщине или лицам, фактически осуществляющим уход за ним;

- сохранение права на ежемесячную выплату родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), осуществляющим уход за ребенком-инвалидом и возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, в случае частичной занятости таких родителя (усыновителя) или опекуна (попечителя);

- расширение оснований освобождения семей с детьми от налогообложения дохода от продажи жилого помещения (снятие ограничения минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества);

- сохранение репродуктивного здоровья населения (повышение доступности и качества медпомощи женщинам в период беременности и родов, а также новорожденным детям, повышение эффективности технологии экстракорпорального оплодотворения).

Меры государственной политики по поддержке доходов граждан будут включать следующие направления:

- установление гарантированного размера оплаты труда работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), на уровне МРОТ;

- запуск программы по обеспечению сотрудников оборонно-промышленного комплекса льготным арендным жильем;

- ежегодная индексация социальных пособий и выплат;

- предоставление бюджетам субъектов РФ субсидий для оказания нуждающимся гражданам социальной помощи на основании социального контракта;

- поддержание достигнутых уровней заработной платы отдельных категорий работников социальной сферы, а также проведение ежегодной индексации заработной платы иных категорий работников бюджетной сферы;

- организация переобучения, повышения квалификации и профессиональной переподготовки отдельных категорий граждан (безработные граждане; работники, находящиеся под риском увольнения; граждане в возрасте 50 лет и старше; граждане предпенсионного возраста; отдельные категории молодежи);

- реализация дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, содействие трудовой мобильности;

- комплексная модернизация служб занятости населения;

- модернизация системы социальной поддержки исходя из принципов справедливости, адресности и нуждаемости;

- продолжение реализации инициативы социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года "Социальное казначейство";