См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, утв. Минфином России.

Специальный инвестиционный контракт (СПИК)

Таблица 19. Краткая информация по режиму

Показатель

Описание

Срок действия режима

СПИК 2.0 (с существенными регуляторными корректировками) с 01.01.2020. Заключается на срок не более 20 лет для реализации проектов с инвестициями более 50 млрд руб. или не более чем на 15 лет для проектов с инвестициями не более 50 млрд руб. СПИК заключаются не позднее 31.12.2030.

Налоговые льготы режима

-

пониженные ставки по налогу на прибыль в ФБ и РБ (в соответствии с законами субъектов РФ),

-

сумма всех льгот не может превышать 50% объема капитальных вложений.

Количество отраслей в режиме

29

Наличие обязательств

Да (капитальные вложения).

За период анализа (2020 - 2022 годы) общее количество резидентов <22> СПИК составило 65, из которых в периметр анализа на базе АС "Эффективность льгот" вошли 59 <23> резидентов.

--------------------------------

<22> Количество резидентов с учетом всех налогоплательщиков, в том числе применяющих упрощенную систему налогообложения, единый сельскохозяйственный налог и др.

<23> Прочие резиденты не вошли в анализ по причине отсутствия налоговых деклараций или бухгалтерской отчетности (1 резидент), или нулевого значения показателя выручки (5 резидентов).

00000037.png

00000038.png

С 2020 года по 2022 год объем выручки резидентов СПИК, вошедших в периметр анализа, количество резидентов, величина капитальных вложений и численность сотрудников сохранились на прежнем уровне.

С 2020 года по 2022 год общая величина выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (по резидентам ИНЛ, вошедшим в периметр анализа) увеличилась с 6 млрд руб. до 33 млрд руб. (в 5,4 раза), в том числе с 4 млрд руб. до 31 млрд руб. (в 7 раз) по налоговым льготам и сохранилась на уровне 2 млрд руб. по неналоговым мерам поддержки. Таким образом, за 2022 год доля налоговых льгот и неналоговых мер поддержки в общей величине выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для резидентов данной ИНЛ, вошедших в периметр анализа, составляла 95,1% и 4,9% соответственно.

В ТОП-3 отраслей по объему выручки за период анализа вошли отрасли по производству автотранспортных средств (29,9%), удобрений и азотных соединений (24,9%), а также торговля автотранспортными средствами (14,2%).

По результатам анализа доля выручки "красных" налогоплательщиков, у которых применение предусмотренных режимом налоговых льгот и неналоговых мер поддержки формирует сверхдоходность, в общей величине выручки по режиму выросла по сравнению с анализом за прошлый год с 25,9% до 31,5%. При дальнейшей отраслевой дифференциации выявлены отрасли (всего 8 ОКВЭД) с наиболее прибыльными компаниями, применяющими режим.

Таблица 20. ТОП-5 по выручке отраслей, в которых выявлена сверхдоходность или низкая инвестиционная активность

ОКВЭД

Наименование отрасли

Выручка по отрасли <*> млрд 00000039.png

Операционная рентабельность за последний год <**>

Доходность активов за последний год

Операционная рентабельность за период <***>

Доходность активов за период

20.15

Производство удобрений и азотных соединений

690,8

51,8%

40,5%

45,2%

32,2%

45.19

Торговля прочими автотранспортными средствами

48,2

8,7%

8,3%

13,4%

28,8%

20.13

Производство прочих основных неорганических химических веществ

43,4

34,3%

18,8%

31,9%

18,5%

28.30

Производство машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства

17,3

11,4%

11,4%

13,3%

16,6%

25.11

Производство строительных металлических конструкций, изделий и их частей

6,6

16,9%

31,7%

22,4%

31,5%

--------------------------------

<*> сумма средних значений выручки в рамках отрасли по всем резидентам за период анализа

<**> средневзвешенная по выручке на основе имеющихся данных за последний год периода анализа

<***> средневзвешенная по выручке на основе данных за весь период анализа

Таким образом, режим СПИК требует "донастройки", например, для новых резидентов в части ограничения видов деятельности, которые могут пользоваться налоговыми льготами и неналоговыми мерами поддержки.

Также отмечаем, что в действующих нормативно-правовых актах при принятии решения о заключении СПИК не учитывается экономическая эффективность проектов (например, государственная поддержка может оказываться проектам со сверхвысокой внутренней нормой рентабельности в общей системе налогообложения).