Свободная экономическая зона на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя (СЭЗ Крым)
Таблица 17. Краткая информация по режиму
пониженные ставки по налогу на прибыль в ФБ и РБ (в соответствии с законами субъектов РФ и с учетом определенных ОКВЭД), |
||
Да (в первые 3 года капитальные вложения не менее 6 млн руб. для МСП, не менее 60 млн руб. для крупных предприятий; до 10.01.2022 размер 3 млн руб. и 30 млн руб. соответственно). |
За период анализа (2017 - 2022 годы) общее количество участников <20> СЭЗ Крым составило 2072, из которых в периметр анализа на базе АС "Эффективность льгот" вошли 1780 <21> участников.
--------------------------------
<20> Количество участников с учетом всех налогоплательщиков, в том числе применяющих упрощенную систему налогообложения, единый сельскохозяйственный налог и др.
<21> Прочие участники не вошли в анализ по причине отсутствия налоговых деклараций или бухгалтерской отчетности (91 участник), или нулевого значения показателя выручки (201 участник).
Объем выручки участников СЭЗ Крым, вошедших в периметр анализа, с 2017 года по 2022 год вырос в 2,0 раза, количество участников сохранилось на прежнем уровне (порядка 1361 ед.), величина капитальных вложений - в 1,1 раза, численность сотрудников - в 1,5 раза. При этом в 2022 году на фоне сохранения численности сотрудников на уровне 114 тыс. человек, совокупный объем капитальных вложений по сравнению с 2021 годом вырос на 7,7%.
С 2017 года по 2022 год общая величина выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (по участникам ИНЛ, вошедшим в периметр анализа) увеличилась с 9,4 млрд руб. до 16,3 млрд руб. (в 1,7 раза), главным образом за счет налоговых льгот, которые увеличилась с 8,6 млрд руб. до 16,2 млрд руб. (в 1,9 раза), величина неналоговых мер поддержки снизилась с 0,9 млрд руб. до 0,03 млрд руб. (в 28,8 раза). Таким образом, за 2022 год доля налоговых льгот и неналоговых мер поддержки в общей величине выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для участников данной ИНЛ, вошедших в периметр анализа, составляла 99,8% и 0,2% соответственно.
В ТОП-3 отраслей по объему выручки за период анализа вошли отрасли по строительству жилых и нежилых зданий (8,6%), торговле розничной пищевыми продуктам (8,6%), а также торговле оптовой твердым, жидким и газообразным топливом (8,4%).
По результатам анализа доля выручки "красных" налогоплательщиков, у которых применение предусмотренных режимом налоговых льгот и неналоговых мер поддержки формирует сверхдоходность, в общей величине выручки по режиму выросла по сравнению с анализом за прошлый год с 37,2% до 37,7%. При дальнейшей отраслевой дифференциации выявлены отрасли (всего 73 ОКВЭД) с наиболее прибыльными компаниями, применяющими режим.
Таблица 18. ТОП-5 по выручке отраслей, в которых выявлена сверхдоходность или низкая инвестиционная активность
Выручка по отрасли <*> млрд |
Операционная рентабельность за последний год <**> |
Операционная рентабельность за период <***> |
||||
Деятельность в области инженерных изысканий, инженерно-технического проектирования, управления проектами строительства, выполнения строительного контроля и авторского надзора, предоставление технических консультаций в этих областях |
||||||
Деятельность вспомогательная, связанная с воздушным и космическим транспортом |
||||||
Торговля розничная скобяными изделиями, лакокрасочными материалами и стеклом в специализированных магазинах |
||||||
--------------------------------
<*> сумма средних значений выручки в рамках отрасли по всем резидентам за период анализа
<**> средневзвешенная по выручке на основе имеющихся данных за последний год периода анализа
<***> средневзвешенная по выручке на основе данных за весь период анализа
В отношении ТОП-5 по выручке отраслей, в которых выявлена сверхдоходность или низкая инвестиционная активность, стоит отметить, что несмотря на невысокие значения операционной рентабельности и/или доходности активов, уровень инвестиционной активности у налогоплательщиков из данных отраслей является невысоким:
- деятельность в области инженерных изысканий, инженерно-технического проектирования, управления проектами строительства, выполнения строительного контроля и авторского надзора, предоставление технических консультаций в этих областях,
- производство и консервирование мяса птицы,
- торговля розничная скобяными изделиями, лакокрасочными материалами и стеклом в специализированных магазинах.
В отношении деятельности вспомогательной, связанной с воздушным и космическим транспортом, стоит отметить, что в целом за период демонстрирует высокие уровни операционной рентабельности и доходности активов, несмотря на отрицательные значения в последние годы.
Таким образом, режим СЭЗ Крым требует "донастройки", например, для новых участников в части ограничения видов деятельности, которые могут пользоваться налоговыми льготами и неналоговыми мерами поддержки.
Также отмечаем, что на основе результатов анализа эффективности ИНЛ Минфином России подготовлены предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, направленные на совершенствование налогового регулирования режима СЭЗ Крым (более подробно см. "Результаты анализа эффективности ИНЛ").
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей