См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, утв. Минфином России.

Свободная экономическая зона на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя (СЭЗ Крым)

Таблица 17. Краткая информация по режиму

Показатель

Описание

Срок действия режима

Действуете 01.01.2015 по 31.12.2039.

Налоговые льготы режима

-

пониженные ставки по налогу на прибыль в ФБ и РБ (в соответствии с законами субъектов РФ и с учетом определенных ОКВЭД),

-

освобождение от уплаты налога на имущество,

-

освобождение от уплаты земельного налога,

-

пониженные тарифы страховых взносов.

Количество отраслей в режиме

297

Наличие обязательств

Да (в первые 3 года капитальные вложения не менее 6 млн руб. для МСП, не менее 60 млн руб. для крупных предприятий; до 10.01.2022 размер 3 млн руб. и 30 млн руб. соответственно).

За период анализа (2017 - 2022 годы) общее количество участников <20> СЭЗ Крым составило 2072, из которых в периметр анализа на базе АС "Эффективность льгот" вошли 1780 <21> участников.

--------------------------------

<20> Количество участников с учетом всех налогоплательщиков, в том числе применяющих упрощенную систему налогообложения, единый сельскохозяйственный налог и др.

<21> Прочие участники не вошли в анализ по причине отсутствия налоговых деклараций или бухгалтерской отчетности (91 участник), или нулевого значения показателя выручки (201 участник).

00000034.png

00000035.png

Объем выручки участников СЭЗ Крым, вошедших в периметр анализа, с 2017 года по 2022 год вырос в 2,0 раза, количество участников сохранилось на прежнем уровне (порядка 1361 ед.), величина капитальных вложений - в 1,1 раза, численность сотрудников - в 1,5 раза. При этом в 2022 году на фоне сохранения численности сотрудников на уровне 114 тыс. человек, совокупный объем капитальных вложений по сравнению с 2021 годом вырос на 7,7%.

С 2017 года по 2022 год общая величина выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (по участникам ИНЛ, вошедшим в периметр анализа) увеличилась с 9,4 млрд руб. до 16,3 млрд руб. (в 1,7 раза), главным образом за счет налоговых льгот, которые увеличилась с 8,6 млрд руб. до 16,2 млрд руб. (в 1,9 раза), величина неналоговых мер поддержки снизилась с 0,9 млрд руб. до 0,03 млрд руб. (в 28,8 раза). Таким образом, за 2022 год доля налоговых льгот и неналоговых мер поддержки в общей величине выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для участников данной ИНЛ, вошедших в периметр анализа, составляла 99,8% и 0,2% соответственно.

В ТОП-3 отраслей по объему выручки за период анализа вошли отрасли по строительству жилых и нежилых зданий (8,6%), торговле розничной пищевыми продуктам (8,6%), а также торговле оптовой твердым, жидким и газообразным топливом (8,4%).

По результатам анализа доля выручки "красных" налогоплательщиков, у которых применение предусмотренных режимом налоговых льгот и неналоговых мер поддержки формирует сверхдоходность, в общей величине выручки по режиму выросла по сравнению с анализом за прошлый год с 37,2% до 37,7%. При дальнейшей отраслевой дифференциации выявлены отрасли (всего 73 ОКВЭД) с наиболее прибыльными компаниями, применяющими режим.

Таблица 18. ТОП-5 по выручке отраслей, в которых выявлена сверхдоходность или низкая инвестиционная активность

ОКВЭД

Наименование отрасли

Выручка по отрасли <*> млрд 00000036.png

Операционная рентабельность за последний год <**>

Доходность активов за последний год

Операционная рентабельность за период <***>

Доходность активов за период

71.12

Деятельность в области инженерных изысканий, инженерно-технического проектирования, управления проектами строительства, выполнения строительного контроля и авторского надзора, предоставление технических консультаций в этих областях

7,8

22,7%

-17,0%

27,7%

-6,2%

10.12

Производство и консервирование мяса птицы

6,8

8,8%

7,9%

10,0%

14,0%

52.23

Деятельность вспомогательная, связанная с воздушным и космическим транспортом

5,7

-364,2%

-12,5%

37,5%

14,8%

47.52

Торговля розничная скобяными изделиями, лакокрасочными материалами и стеклом в специализированных магазинах

3,3

9,1%

24,7%

7,5%

21,3%

46.90

Торговля оптовая неспециализированная

3,2

10,8%

28,9%

12,2%

33,0%

--------------------------------

<*> сумма средних значений выручки в рамках отрасли по всем резидентам за период анализа

<**> средневзвешенная по выручке на основе имеющихся данных за последний год периода анализа

<***> средневзвешенная по выручке на основе данных за весь период анализа

В отношении ТОП-5 по выручке отраслей, в которых выявлена сверхдоходность или низкая инвестиционная активность, стоит отметить, что несмотря на невысокие значения операционной рентабельности и/или доходности активов, уровень инвестиционной активности у налогоплательщиков из данных отраслей является невысоким:

- деятельность в области инженерных изысканий, инженерно-технического проектирования, управления проектами строительства, выполнения строительного контроля и авторского надзора, предоставление технических консультаций в этих областях,

- производство и консервирование мяса птицы,

- торговля розничная скобяными изделиями, лакокрасочными материалами и стеклом в специализированных магазинах.

В отношении деятельности вспомогательной, связанной с воздушным и космическим транспортом, стоит отметить, что в целом за период демонстрирует высокие уровни операционной рентабельности и доходности активов, несмотря на отрицательные значения в последние годы.

Таким образом, режим СЭЗ Крым требует "донастройки", например, для новых участников в части ограничения видов деятельности, которые могут пользоваться налоговыми льготами и неналоговыми мерами поддержки.

Также отмечаем, что на основе результатов анализа эффективности ИНЛ Минфином России подготовлены предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, направленные на совершенствование налогового регулирования режима СЭЗ Крым (более подробно см. "Результаты анализа эффективности ИНЛ").