См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, утв. Минфином России.

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) 1 группа

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) 1 группа <28>

--------------------------------

<28> Подпункт 1 пункта 1 статьи 333.45 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Таблица 25. Краткая информация по льготе

Показатель

Описание

Описание льготы

НДД является новой системой налогообложения в нефтегазовой отрасли с 2019 года.

Условия применения льготы

Действуете 01.01.2019.

Применяется при условии соблюдения установленных требований.

Срок применения не ограничен.

Количество участков недр за период анализа

116

Наличие обязательств

Нет.

За период анализа (2019 - 2022 годы) общее количество участков недр в 1 группе НДД составило 116, из которых в периметр анализа на базе АС "Эффективность льгот" вошли 50 <29> участков.

--------------------------------

<29> 66 участков недр не вошли в анализ по причине нулевой добычи нефти и газового конденсата за период анализа.

В 2022 году на 1 группу НДД пришлось 2,4% общероссийской добычи нефти и газового конденсата или 13,0 млн тонн.

00000046.png

00000047.png

Среднее значение рентабельности по свободному денежному потоку по участкам недр 1 группы НДД за период анализа составило 12,9%, среднее значение свободного денежного потока в расчете на тонну добычи находилось на уровне 6,4 тыс. руб.

С 2019 года по 2022 год общая величина выпадающих доходов федерального бюджета Российской Федерации, по данным системы, в связи с предоставлением данной льготы увеличилась с 63,3 млрд руб. до 130,6 млрд руб. (в 2,1 раза).

По итогам анализа совокупная доля добычи нефти и газового конденсата на "красных" и "желтых" участках недр в 1 группе НДД оценивается в 83% (10,8 млн тонн), в том числе 68% "красных" и 15% "желтых". Полученные результаты свидетельствуют о том, что экономика разработки участков недр в 1 группе НДД является более благоприятной по сравнению с экономикой добычи нефти на участках недр, находящихся на общей системе налогообложения. Это формирует стимулы для замещения добычи, не применяющей налоговые льготы, той добычей, в отношении которой применяются налоговые льготы, предусмотренные в рамках 1 группы НДД.

Как следствие, требуется обсуждение с заинтересованными органами исполнительной власти и отраслевым сообществом корректировки параметров 1 группы НДД.

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) 2 группа <30>

--------------------------------

<30> Подпункт 2 пункта 1 статьи 333.45 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Таблица 26. Краткая информация по льготе

Показатель

Описание

Описание льготы

НДД является новой системой налогообложения в нефтегазовой отрасли с 2019 года.

Условия применения льготы

Действует с 01.01.2019.

Применяется при условии соблюдения установленных требований и подаче заявления.

Срок применения не ограничен.

Количество участков недр за период анализа

39

Наличие обязательств

Нет.

За период анализа (2019 - 2022 годы) общее количество участков недр во 2 группе НДД составило 39, из которых в периметр анализа на базе АС "Эффективность льгот" вошли 27 <31> участков.

--------------------------------

<31> 12 участков недр не вошли в анализ по причине нулевой добычи нефти и газового конденсата за период анализа.

В 2022 году на 2 группу НДД пришлось 7,5% общероссийской добычи нефти и газового конденсата или порядка 40 млн тонн.

00000048.png

00000049.png

Среднее значение рентабельности по свободному денежному потоку по участкам недр 2 группы НДД за период анализа составило 21,5%, среднее значение свободного денежного потока в расчете на тонну добычи находилось на уровне 7,5 тыс. руб.

С 2019 года по 2022 год общая величина выпадающих доходов федерального бюджета Российской Федерации, по данным системы, в связи с предоставлением данной льготы увеличилась со 178,6 млрд руб. до 197,3 млрд руб. (в 1,1 раза).

По итогам анализа совокупная доля добычи нефти и газового конденсата на "красных" и "желтых" участках недр во 2 группе НДД оценивается в 93% (44,6 млн тонн), в том числе 39% "красных" и 54% "желтых". Полученные результаты свидетельствуют о том, что экономика разработки участков недр во 2 группе НДД является более благоприятной по сравнению с экономикой добычи нефти на участках недр, находящихся на общей системе налогообложения. Это формирует стимулы для замещения добычи, не применяющей налоговые льготы, той добычей, в отношении которой применяются налоговые льготы, предусмотренные в рамках 2 группы НДД.

Как следствие, требуется обсуждение с заинтересованными органами исполнительной власти и отраслевым сообществом корректировки параметров 2 группы НДД.

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) 3 группа - выработанные участки недр ("выработанные) <32>

--------------------------------

<32> Абзац второй подпункта 3 пункта 1 статьи 333.45 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Таблица 27. Краткая информация по льготе

Показатель

Описание

Описание льготы

НДД является новой системой налогообложения в нефтегазовой отрасли с 2019 года.

Условия применения льготы

Действует с 01.01.2021.

Применяется для участков недр с исторической степенью выработанности запасов нефти (СИВЗ) больше или равной 0,8.

Срок применения не ограничен.

Количество участков недр за период анализа

628

Наличие обязательств

Нет.

За период анализа (2019 - 2022 годы) общее количество участков недр в 3 группе НДД "выработанные" составило 628, из которых в периметр анализа на базе АС "Эффективность льгот" вошли 583 <33> участка.

--------------------------------

<33> 45 участков недр не вошли в анализ по причине нулевой добычи нефти и газового конденсата за период анализа.

В 2022 году на 3 группу НДД "выработанные" пришлось порядка 27% общероссийской добычи нефти и газового конденсата или 146 млн тонн.

00000050.png

00000051.png

Среднее значение рентабельности по свободному денежному потоку по участкам недр 3 группы НДД "выработанные" за период анализа составило около 17,1%, среднее значение свободного денежного потока в расчете на тонну добычи находилось на уровне 6,6 тыс. руб.

С 2021 года по 2022 год общая величина выпадающих доходов федерального бюджета Российской Федерации, по данным системы, в связи с предоставлением данной льготы увеличилась с 167 млрд руб. до 534 млрд руб. (в 3,2 раза).

По итогам анализа совокупная доля добычи нефти и газового конденсата на "красных" и "желтых" участках недр в 3 группе НДД "выработанные" оценивается в 94% (141,1 млн тонн), в том числе 48% "красных" и 46% "желтых". Полученные результаты свидетельствуют о том, что экономика разработки участков недр в 3 группе НДД "выработанные" является более благоприятной по сравнению с экономикой добычи нефти на участках недр, находящихся на общей системе налогообложения. Это формирует стимулы для замещения добычи, не применяющей налоговые льготы, той добычей, в отношении которой применяются налоговые льготы, предусмотренные в рамках 3 группы НДД "выработанные".

Как следствие, требуется обсуждение с заинтересованными органами исполнительной власти и отраслевым сообществом корректировки параметров 3 группы НДД "выработанные".

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) 3 группа - "местоположение" <34>

--------------------------------

<34> Абзацы третий и четвертый подпункта 3 пункта 1 статьи 333.45 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Таблица 28. Краткая информация по льготе

Показатель

Описание

Описание льготы

НДД является новой системой налогообложения в нефтегазовой отрасли с 2019 года.

Условия применения льготы

Действуете 01.01.2019.

Применяется при условии расположения участка недр в определенных регионах и/или указания участка недр в перечне.

Срок применения не ограничен.

Количество участков недр за период анализа

44

Наличие обязательств

Нет.

За период анализа (2019 - 2022 годы) общее количество участков недр в 3 группе НДД "местоположение" составило 44, из которых в периметр анализа на базе АС "Эффективность льгот" вошли 42 <35> участка.

--------------------------------

<35> 2 участка недр не вошли в анализ по причине нулевой добычи нефти и газового конденсата за период анализа.

В 2022 году на 3 группу НДД "местоположение" пришлось 2,7% общероссийской добычи нефти и газового конденсата или 14,6 млн тонн.

00000052.png

00000053.png

Среднее значение рентабельности по свободному денежному потоку по участкам недр 3 группы НДД "местоположение" за период анализа составило около 10%, среднее значение свободного денежного потока в расчете на тонну добычи находилось на уровне 3,2 тыс. руб.

С 2019 года по 2022 год общая величина выпадающих доходов федерального бюджета Российской Федерации, по данным системы, в связи с предоставлением данной льготы увеличилась с 33,5 млрд руб. до 53,4 млрд руб. (в 1,6 раза).

По итогам анализа совокупная доля добычи нефти и газового конденсата на "красных" и "желтых" участках недр в 3 группе НДД "местоположение" оценивается в 44% (7,4 млн тонн), в том числе 3% "красных" и 41% "желтых". Полученные результаты свидетельствуют о том, что экономика разработки участков недр в 3 группе НДД "местоположение" сопоставима с экономикой добычи нефти на участках недр, находящихся на общей системе налогообложения.

Как следствие, 3 группа НДД "местоположение" признается эффективной.

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) 4 группа <36>

--------------------------------

<36> Подпункт 4 пункта 1 статьи 333.45 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Таблица 29. Краткая информация по льготе

Показатель

Описание

Описание льготы

НДД является новой системой налогообложения в нефтегазовой отрасли с 2019 года.

Условия применения льготы

Действуете 01.01.2019.

Применяется при условии указания участка недр в перечне.

Срок применения не ограничен.

Количество участков недр за период анализа

74

Наличие обязательств

Нет.

За период анализа (2019 - 2022 годы) общее количество участков недр в 4 группе НДД составило 74, из которых в периметр анализа на базе АС "Эффективность льгот" вошли 25 <37> участков.

--------------------------------

<37> 49 участков недр не вошли в анализ по причине нулевой добычи нефти и газового конденсата за период анализа.

В 2022 году на 4 группу НДД пришлось порядка 2% общероссийской добычи нефти и газового конденсата или 8,4 млн тонн.

00000054.png

00000055.png

Среднее значение рентабельности по свободному денежному потоку по участкам недр 4 группы НДД за период анализа составило 17,7%, среднее значение свободного денежного потока в расчете на тонну добычи находилось на уровне 6,3 тыс. руб.

С 2019 года по 2022 год общая величина выпадающих доходов федерального бюджета Российской Федерации, по данным системы, в связи с предоставлением данной льготы увеличилась с 7,6 млрд руб. до 69,4 млрд руб. (в 9,1 раза).

По итогам анализа совокупная доля добычи нефти и газового конденсата на "красных" и "желтых" участках недр в 4 группе НДД оценивается в 82% (5,2 млн тонн), в том числе 7% "красных" и 75% "желтых". Полученные результаты свидетельствуют о том, что экономика разработки участков недр в 4 группе НДД является более благоприятной по сравнению с экономикой добычи нефти на участках недр, находящихся на общей системе налогообложения. Это формирует стимулы для замещения добычи, не применяющей налоговые льготы, той добычей, в отношении которой применяются налоговые льготы, предусмотренные в рамках 4 группы НДД.

Актуальным является вопрос корректировки параметров 4 группы НДД, требующий дополнительного обсуждения.