1. Проработка в рамках Евразийской экономической комиссии проекта Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года в части порядка взимания косвенных налогов при электронной торговле товарами, реализуемыми физическим лицам, в целях урегулирования спорных вопросов, связанных с двойным налогообложением налогом на добавленную стоимость.
Данное предложение требует дополнительной проработки и его рассмотрение будет осуществляться также и в 2023 году.
2. Мониторинг мер поддержки налогоплательщиков, оказывающих услуги общественного питания, в случае их перехода на общую систему налогообложения в связи с ростом объема доходов, и "обеление" данной отрасли.
В соответствии с Федеральным законом от 02.07.2021 N 305-ФЗ с 2022 года налогоплательщики, оказывающие услуги общественного питания (далее - общепит) освобождаются от НДС. Кроме того, указанным федеральным законом в целях отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства для отрасли общепита увеличено предельное значение среднесписочной численности работников с 250 человек до 1500 человек и предоставлена возможность применения ими пониженных тарифов страховых взносов (15%) (далее - льготы для общепита).
Минфином России совместно с ФНС России проводится мониторинг влияния льгот отдельно для общепита на ключевые показатели отрасли с использованием данных ФНС России и Росстата.
По данным Росстата в 2022 году в отрасли общепита осуществляли деятельность 180,7 тыс. организаций и ИП (к уровню 2021 года прирост на 4,6 тыс. единиц), общая среднесписочная численность работников составила 955,7 тыс. человек (к уровню 2021 года прирост на 13,1 тыс. человек), оборот общественного питания - 2,35 трлн рублей (к уровню 2021 года прирост на 418,7 млн рублей).
По данным ФНС России по 1 099 налогоплательщикам, применившим льготы для общепита, среднесписочная численность работников в 2022 году составила 88,7 тыс. человек (к уровню 2021 года прирост на 23,7 тыс. человек), фонд оплаты труда - 45,1 млрд рублей (к уровню 2021 года прирост на 17,5 млрд рублей), выручка - 204,2 млрд рублей (к уровню 2021 года прирост на 80,5 млрд рублей).
Темпы прироста среднесписочной численности, фонда оплаты труда и выручки по налогоплательщикам, применившим льготы для общепита, выше аналогичных показателей по отрасли общепита в целом (Таблица 7).
Таблица 7. Информация по группе налогоплательщиков, применяющих освобождение по НДС по услугам общественного питания в сравнении с отраслью общепита в целом
По данным ФНС России платежи в бюджетную систему Российской Федерации налогоплательщиков, применивших льготы для общепита в 2022 году, составили 22,9 млрд рублей (к уровню 2021 года прирост на 3,2 млрд рублей), по отрасли общепита в целом - 223,2 млрд рублей (к уровню 2021 года прирост на 8,0 млрд рублей).
По налогоплательщикам, применившим льготы для общепита, основная часть платежей приходится на страховые взносы (40%), НДФЛ (30%) и налог на прибыль организаций (18%) (Таблица 8).
По отрасли общепита в целом страховые взносы также являются наиболее крупным платежом (34%). При этом, по отрасли в целом платежи по НДФЛ и по налогу на прибыль организаций замещаются платежами по НДС и налогам по специальным режимам.
Вышеуказанные особенности структуры платежей в основном объясняется соотношением режимов общей системы налогообложения (ОСНО) и упрощенной системы налогообложения (УСН) по налогоплательщикам, применившим льготы для общепита (98% в ОСНО) и по отрасли общепита в целом (основная часть налогоплательщиков в УСН).
Таблица 8. Структура платежей в бюджетную систему по группе налогоплательщиков, применяющих освобождение по НДС по услугам общественного питания в сравнении с отраслью общепита в целом
Темп роста платежей в бюджетную систему Российской Федерации по налогоплательщикам, применившим льготы для общепита (16%), значительно превышает аналогичный показатель по отрасли общепита в целом (4%) (Таблица 9).
Таблица 9. Сравнение темпов роста платежей в бюджетную систему по группе налогоплательщиков, применяющих освобождение по НДС по услугам общественного питания в сравнении с отраслью общепита в целом
По налогоплательщикам, применившим льготы для общепита, прирост платежей к уровню 2021 года в сумме 3,2 млрд рублей в основном обеспечен по налогу на прибыль организаций, страховым взносам и НДФЛ при одновременном снижении платежей по НДС и налогов по спецрежимам, что соответствует логике введенных изменений в налоговое законодательство (освобождение от НДС, постепенный переход налогоплательщиков из режима УСН в режим ОСНО) (Таблица 10).
По отрасли общепита в целом прирост платежей к уровню 2021 года в сумме 8,0 млрд рублей получен за счет налогов по спецрежимам и НДФЛ при снижении платежей по НДС и страховым взносам.
Таблица 10. Структура изменения платежей в бюджетную систему по группе налогоплательщиков, применяющих освобождение по НДС по услугам общественного питания в сравнении с отраслью общепита в целом
Положительный бюджетный эффект от введения налоговых льгот для общепита в 2022 году оценивается в сумме 3,0 млрд рублей (определен с учетом темпа роста платежей в бюджетную систему Российской Федерации от налогоплательщиков, не применивших льготы для общепита).
Вывод: В связи с тем, что темпы роста среднесписочной численности, фонда оплаты труда, выручки, платежей в бюджетную систему Российской Федерации по налогоплательщикам, применившим льготы для общепита выше аналогичных показателей по отрасли общепита в целом влияние изменения налогообложения общепита вышеуказанным показателям отрасли по итогам 2022 года, оценивается положительным.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей