См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, утв. Минфином России.

1.2. СТРУКТУРНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

Обострение геополитических противоречий в 2022 году запустило процесс масштабной структурной трансформации отечественной экономики в связи с:

- вынужденной перестройкой устоявшихся хозяйственных связей вследствие введения внешних торговых и финансовых ограничений со стороны ряда стран;

- увеличением направления ресурсов на новые приоритеты: укрепление обороноспособности страны, восстановление и интеграцию новых регионов.

Учитывая масштаб последствий вынужденной перестройки хозяйственных связей и требуемого направления ресурсов на новые приоритеты, обеспечение соразмерной бюджетной поддержки потребовало выхода за рамки встроенных контрциклических механизмов. С учетом "забалансовых" мер поддержки совокупный размер фискального импульса в 2022 - 2023 гг. составляет порядка 10,0°% годового ВВП.

При этом фискальный импульс преимущественно профинансирован за счет дополнительных нефтегазовых доходов - как текущего года, так и предшествующих лет (ликвидные активы ФНБ). Это содействовало скорейшей стабилизации на финансовых рынках и помогло смягчить адаптацию в период перестройки хозяйственных связей.

Обратной стороной временного использования рентных сверхдоходов в период благоприятной ценовой конъюнктуры стало повышение уязвимости экономики к резким колебаниям природной ренты, что в среднесрочной перспективе создает угрозу для устойчивости макроэкономических условий и финансовой стабильности.

В этой связи с 2023 года возобновилось действие "бюджетного правила" с некоторой модификацией его ключевых параметров (базовые нефтегазовые доходы в размере 8 трлн рублей и структурный первичный баланс с поправкой на квази-бюджетные операции под чертой) и допущением временного превышения предельного размера расходов в период адаптации экономики к новым условиям в 2023 и 2024 гг. (на 2,9 и 1,6 трлн рублей, соответственно).