См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, утв. Минфином России.

1.5. ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

В 2022 - 2023 годах ключевые внешние вызовы для российской экономики и ее внешнеэкономического сектора - геополитические угрозы и связанные с ними изменения в структуре международной торговой системы, в том числе вследствие проводимой отдельными странами "санкционной" политики.

С введением беспрецедентных экономических санкций в отношении России кардинально изменилось международное взаимодействие с зарубежными партнерами в целом и таможенное сотрудничество

В этих условиях таможенно-тарифная политика направлена на (1) обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в сфере внешнеэкономической деятельности; (2) поддержку развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления; (3) усиление взаимодействия со странами южного и восточного направлений, с которыми наращивается торговый оборот, выстраивание новых маршрутов поставки, продвижение экономических интересов Российской Федерации и (4) обеспечение динамичного развития перспективных механизмов сотрудничества с иностранными партнерами, направленных на ускорение таможенных процедур и обеспечение высокой степени безопасности цепочек поставок.

В целях реализации данных задач, расширения международного сотрудничества:

- реализованы мероприятия по упрощению и ускорению таможенных процедур, развития информационно-программных средств (развитие инфраструктуры, обеспечивающей безотказное функционирование всех компонентов информационной системы таможенных органов и обеспечение взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности с органами государственной власти в электронной форме посредством информационной системы "Одно окно");

- приняты принципиальные решения в части сертификации и технического регулирования ввоза товаров в соответствии с запросами участников ВЭД (легализован параллельный импорт по 56 группам товаров, установлен первоочередной порядок совершения таможенных операций в отношении социально значимых товаров и критического импорта);

- разработаны и подписаны ряд международных актов (Соглашения с Правительством Республики Никарагуа и Правительством Исламской Республики Пакистан и взаимной помощи в таможенных делах, Соглашение с Правительством Республики Узбекистан о взаимном применении электронных систем сертификации происхождения товаров, Протокол с Министерством торговли Республики Союз Мьянма по административному сотрудничеству, обмену информацией и взаимопомощи в рамках единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза).

В целях оказания первоочередных мер поддержки, направленных на повышение устойчивости государств - членов Евразийского экономического союза, насыщения внутреннего рынка необходимыми товарами Евразийской экономической комиссией приняты следующие решения:

- обеспечен первоочередной порядок совершения таможенных операций в отношении товаров народного потребления и приоритетного импорта;

- приняты меры по оптимизации таможенного контроля с применением системы управления рисками (в отношении таких товаров снижена частота и периодичность применения форм таможенного контроля, результаты таможенного досмотра фиксируются с указанием сокращенного объема сведений);

- предоставлены тарифные льготы по ввозной таможенной пошлине в отношении рефрижераторных контейнеров, частей и комплектующих для сельскохозяйственной техники, отдельных видов товаров для производства и реализации продовольственной и парфюмерно-косметической продукции, тканей и нитей, а также отдельных видов продовольственных товаров

- установлены на 2023 год тарифные квоты, в рамках которых применяется ставка ввозной таможенной пошлины в размере 0% в отношении отдельных товаров, происходящих из Республики Сербия (сыры, спиртовые настойки, сигареты);

- установлены тарифные квоты на экспорт пшеницы и меслин, ячменя и кукурузы, а также отходов и лома черных металлов.

Осуществлена масштабная работа по интеграции таможенного пространства Российской Федерации, Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей. В результате подготовительной работы удалось обеспечить скоординированное вхождение "новых" регионов в таможенное пространство Российской Федерации.