См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, утв. Минфином России.

Территории опережающего социально-экономического развития, расположенные на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации и закрытых административно-территориальных образований (ТОР в моногородах и ЗАТО)

Таблица 3. Краткая информация по режиму

Показатель

Описание

Срок действия режима

ТОР в моногородах действуете 30.03.2015 (ЗАТО с 01.01.2016). ТОР в моногородах создаются на 10 лет (ЗАТО - 70 лет). По решению Правительства Российской Федерации срок существования ТОР в моногородах может быть продлен на 5 лет.

Налоговые льготы режима

- пониженные ставки по налогу на прибыль в ФБ и РБ (в соответствии с законами субъектов РФ),

- льготный коэффициент Ктд по НДПИ (общая сумма льготы не может превышать величину капитальных вложений),

- освобождение от уплаты налога на имущество,

- освобождение от уплаты земельного налога,

- пониженные тарифы страховых взносов.

Количество отраслей в режиме

231

Наличие обязательств

Да (инвестиции, в том числе капитальные вложения (не менее 2,5 млн руб. в 1 год) и количество новых рабочих мест).

За период анализа (2017 - 2022 годы) общее количество резидентов <6> ТОР в моногородах и ЗАТО составило 1372, из которых в периметр анализа на базе АС "Эффективность льгот" вошли 966 <7> резидентов.

--------------------------------

<6> Количество резидентов с учетом всех налогоплательщиков, в том числе применяющих упрощенную систему налогообложения, единый сельскохозяйственный налог и др.

<7> Прочие резиденты не вошли в анализ по причине отсутствия налоговых деклараций или бухгалтерской отчетности (106 резидентов), или нулевого значения показателя выручки (300 резидентов).

00000013.png

00000014.png

Объем выручки резидентов ТОР в моногородах и ЗАТО, вошедших в периметр анализа, с 2017 года по 2022 год вырос в 8,8 раз, количество резидентов - в 3,7 раз, величина капитальных вложений - в 7,3 раза, численность сотрудников - в 12,7 раз. При этом в 2022 году несмотря на рост числа резидентов и увеличение численности сотрудников на 38,7% по сравнению с 2021 годом, совокупный объем капитальных вложений за аналогичный период снизился на 6,1%.

С 2017 года по 2022 год общая величина выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (по резидентам ИНЛ, вошедшим в периметр анализа) увеличилась с 0,5 млрд руб. до 14,0 млрд руб. (в 27,6 раз), в том числе с 0,5 млрд руб. до 13,9 млрд руб. (в 27,4 раза) по налоговым льготам и с 0 млрд руб. до 0,1 млрд руб. по неналоговым мерам поддержки. Таким образом, за 2022 год доля налоговых льгот и неналоговых мер поддержки в общей величине выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для резидентов данной ИНЛ, вошедших в периметр анализа, составляла 99,5% и 0,5% соответственно.

В ТОП-3 отраслей по объему выручки за период анализа вошли отрасли по производству масел и жиров (6,8%), производству бытовых электрических приборов (6,7%), а также производству чугуна, стали и ферросплавов (6,0%).

По результатам анализа доля выручки "красных" налогоплательщиков, у которых применение предусмотренных режимом налоговых льгот и неналоговых мер поддержки формирует сверхдоходность, в общей величине выручки по режиму выросла по сравнению с анализом за прошлый год с 25,1% до 34,9%. При дальнейшей отраслевой дифференциации выявлены отрасли (всего 46 ОКВЭД) с наиболее прибыльными компаниями, применяющими режим.

Таблица 4. ТОП-5 по выручке отраслей, в которых выявлена сверхдоходность или низкая инвестиционная активность

ОКВЭД

Наименование отрасли

Выручка по отрасли <*>, млрд 00000015.png

Операционная рентабельность за последний год <**>

Доходность активов за последний год

Операционная рентабельность за период <***>

Доходность активов за период

24.10

Производство чугуна, стали и ферросплавов

13,6

6,2%

10,0%

9,2%

17,7%

25.61

Обработка металлов и нанесение покрытий на металлы

5,7

20,6%

45,1%

15,1%

33,7%

26.51

Производство инструментов и приборов для измерения, тестирования и навигации

4,4

36,0%

62,8%

34,4%

58,8%

25.62

Обработка металлических изделий механическая

4,2

25,7%

34,8%

18,3%

28,9%

21.20

Производство лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях

3,6

20,3%

63,4%

15,4%

40,3%

--------------------------------

<*> Сумма средних значений выручки в рамках отрасли по всем резидентам за период анализа.

<**> Средневзвешенная по выручке на основе имеющихся данных за последний год периода анализа.

<***> Средневзвешенная по выручке на основе данных за весь период анализа.

В отношении ТОП-5 по выручке отраслей, в которых выявлена сверхдоходность или низкая инвестиционная активность, стоит отметить, что отрасль по производству чугуна, стали и ферросплавов хотя и не демонстрирует высокие уровни доходности активов и операционной рентабельности в сравнении с другими отраслями, но имеет низкий уровень инвестиционной активности: за период с 2017 по 2022 годы суммарный объем предоставленных мер господдержки в 2,4 раз превысил объемы капитальных вложений.

Таким образом, режим ТОР в моногородах и ЗАТО требует "донастройки", например, для новых резидентов в части ограничения видов деятельности, которые могут пользоваться налоговыми льготами и неналоговыми мерами поддержки.

Также отмечаем, что на основе результатов анализа эффективности ИНЛ Минфином России подготовлены предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, направленные на совершенствование налогового регулирования режима ТОР в моногородах и ЗАТО (более подробно см. "Результаты анализа эффективности ИНЛ").

Дополнительно отмечаем, что:

- существует низкий уровень взаимодействия региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления с бизнесом в части оценки экономической эффективности инвестиционного проекта, планируемого к реализации в статусе резидента ТОР,

- отсутствует система ответственности (в том числе финансовой) субъектов Российской Федерации и управляющей компании за недостижение показателей, ранее установленных в заключенных соглашениях,

- не представляется возможным подтвердить источники заемного финансирования по инвестиционным проектам, планируемым к реализации на преференциальном режиме (банковские гарантии предоставляются в случае получения статуса резидента т.е. до подписания соответствующего соглашения),

- происходит неэффективное использование средств федерального бюджета ввиду строительства невостребованных объектов инфраструктуры, а также возникают риски для федерального бюджета в части предоставления налоговых льгот для проектов, вероятность успешной реализации которых низкая.