Территории опережающего социально-экономического развития, расположенные на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации и закрытых административно-территориальных образований (ТОР в моногородах и ЗАТО)
Таблица 3. Краткая информация по режиму
За период анализа (2017 - 2022 годы) общее количество резидентов <6> ТОР в моногородах и ЗАТО составило 1372, из которых в периметр анализа на базе АС "Эффективность льгот" вошли 966 <7> резидентов.
--------------------------------
<6> Количество резидентов с учетом всех налогоплательщиков, в том числе применяющих упрощенную систему налогообложения, единый сельскохозяйственный налог и др.
<7> Прочие резиденты не вошли в анализ по причине отсутствия налоговых деклараций или бухгалтерской отчетности (106 резидентов), или нулевого значения показателя выручки (300 резидентов).
Объем выручки резидентов ТОР в моногородах и ЗАТО, вошедших в периметр анализа, с 2017 года по 2022 год вырос в 8,8 раз, количество резидентов - в 3,7 раз, величина капитальных вложений - в 7,3 раза, численность сотрудников - в 12,7 раз. При этом в 2022 году несмотря на рост числа резидентов и увеличение численности сотрудников на 38,7% по сравнению с 2021 годом, совокупный объем капитальных вложений за аналогичный период снизился на 6,1%.
С 2017 года по 2022 год общая величина выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (по резидентам ИНЛ, вошедшим в периметр анализа) увеличилась с 0,5 млрд руб. до 14,0 млрд руб. (в 27,6 раз), в том числе с 0,5 млрд руб. до 13,9 млрд руб. (в 27,4 раза) по налоговым льготам и с 0 млрд руб. до 0,1 млрд руб. по неналоговым мерам поддержки. Таким образом, за 2022 год доля налоговых льгот и неналоговых мер поддержки в общей величине выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для резидентов данной ИНЛ, вошедших в периметр анализа, составляла 99,5% и 0,5% соответственно.
В ТОП-3 отраслей по объему выручки за период анализа вошли отрасли по производству масел и жиров (6,8%), производству бытовых электрических приборов (6,7%), а также производству чугуна, стали и ферросплавов (6,0%).
По результатам анализа доля выручки "красных" налогоплательщиков, у которых применение предусмотренных режимом налоговых льгот и неналоговых мер поддержки формирует сверхдоходность, в общей величине выручки по режиму выросла по сравнению с анализом за прошлый год с 25,1% до 34,9%. При дальнейшей отраслевой дифференциации выявлены отрасли (всего 46 ОКВЭД) с наиболее прибыльными компаниями, применяющими режим.
Таблица 4. ТОП-5 по выручке отраслей, в которых выявлена сверхдоходность или низкая инвестиционная активность
Выручка по отрасли <*>, млрд |
Операционная рентабельность за последний год <**> |
Операционная рентабельность за период <***> |
||||
Производство инструментов и приборов для измерения, тестирования и навигации |
||||||
Производство лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях |
--------------------------------
<*> Сумма средних значений выручки в рамках отрасли по всем резидентам за период анализа.
<**> Средневзвешенная по выручке на основе имеющихся данных за последний год периода анализа.
<***> Средневзвешенная по выручке на основе данных за весь период анализа.
В отношении ТОП-5 по выручке отраслей, в которых выявлена сверхдоходность или низкая инвестиционная активность, стоит отметить, что отрасль по производству чугуна, стали и ферросплавов хотя и не демонстрирует высокие уровни доходности активов и операционной рентабельности в сравнении с другими отраслями, но имеет низкий уровень инвестиционной активности: за период с 2017 по 2022 годы суммарный объем предоставленных мер господдержки в 2,4 раз превысил объемы капитальных вложений.
Таким образом, режим ТОР в моногородах и ЗАТО требует "донастройки", например, для новых резидентов в части ограничения видов деятельности, которые могут пользоваться налоговыми льготами и неналоговыми мерами поддержки.
Также отмечаем, что на основе результатов анализа эффективности ИНЛ Минфином России подготовлены предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, направленные на совершенствование налогового регулирования режима ТОР в моногородах и ЗАТО (более подробно см. "Результаты анализа эффективности ИНЛ").
- существует низкий уровень взаимодействия региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления с бизнесом в части оценки экономической эффективности инвестиционного проекта, планируемого к реализации в статусе резидента ТОР,
- отсутствует система ответственности (в том числе финансовой) субъектов Российской Федерации и управляющей компании за недостижение показателей, ранее установленных в заключенных соглашениях,
- не представляется возможным подтвердить источники заемного финансирования по инвестиционным проектам, планируемым к реализации на преференциальном режиме (банковские гарантии предоставляются в случае получения статуса резидента т.е. до подписания соответствующего соглашения),
- происходит неэффективное использование средств федерального бюджета ввиду строительства невостребованных объектов инфраструктуры, а также возникают риски для федерального бюджета в части предоставления налоговых льгот для проектов, вероятность успешной реализации которых низкая.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей