См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, утв. Минфином России.

Результаты анализа эффективности ИНЛ

Результаты анализа эффективности ИНЛ представлены за 6-летний период с 2017 по 2022 год, либо за меньшее количество лет, в случае если начало действия льготы или режима приходится на период после 2017 года. В периметр анализа эффективности вошли налогоплательщики согласно актуальным перечням резидентов преференциальных налоговых режимов, либо, которые хоть раз за период анализа воспользовались отдельными ИНЛ. В случае, если количество пользователей ИНЛ составляет менее 3 налогоплательщиков, то результаты анализа эффективности ИНЛ не публикуются.

Исходные данные для определения финансово-экономических показателей деятельности налогоплательщиков, а также величины выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи с предоставлением ИНЛ в АС "Эффективность льгот" формируются на базе информации из подсистем АИС "Налог-3" ФНС России в части бухгалтерской отчетности по российским стандартам бухгалтерского учета и налоговых деклараций по соответствующим налогам и сборам. В системе использовались актуальные данные по состоянию на 1 июля 2023 года. Расчет величины выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется с учетом текущих правил заполнения налоговых деклараций, а также сумм неналоговых мер поддержки, предоставленных ФТС России и Федеральным Казначейством.

В АС "Эффективность льгот" было проанализировано 35 ИНЛ, из которых 12 преференциальных налоговых режимов.

Результаты проведенного в 2023 году анализа показали, что выводы по преференциальным налоговым режимам не изменились по сравнению с результатами анализа 2022 года - 12 режимов требуют "донастройки". При этом по ряду режимов (особые экономические зоны в Калининградской и Магаданской областях, Арктическая зона Российской Федерации) отмечается снижение доли выручки "красных" налогоплательщиков, у которых применение предусмотренных режимом налоговых льгот и неналоговых мер поддержки формирует сверхдоходность, в общей величине выручки по режиму.

Подготовлены предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, направленные на совершенствование налогового регулирования ряда преференциальных налоговых режимов для новых резидентов (участников):

- введение ограничения суммы налоговых льгот суммой фактически осуществленных расходов на капитальные вложения и (или) НИОКР;

- установление обязательного требования о формировании и сдаче годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в ФНС России в электронной форме для сохранения возможности применения налоговых льгот;

- установление возможности применения резидентами (участниками) преференциальных налоговых режимов налоговых льгот только при выполнении ими "контролируемых показателей", установленных соглашением об осуществлении деятельности либо договором об условиях деятельности.

Кроме того, целесообразно отметить следующие общие замечания:

- В нормативно-правовом поле присутствует значительное количество отдельных инвестиционных налоговых льгот и пересекающихся по своим целям преференциальных налоговых режимов, что в том числе может приводить к снижению результативности предоставляемых государством мер поддержки и усложнению их администрирования.

- Отсутствует методика определения приоритетных отраслей экономики (например, не представленных в конкретном регионе) для целей привлечения новых резидентов в преференциальные налоговые режимы и диверсификации структуры видов деятельности.

- У ряда налогоплательщиков заявленный основной ОКВЭД не соответствует изначальным целям введения отдельных инвестиционных налоговых льгот или преференциального налогового режима. Например, большинство режимов нацелено на рост обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, но в качестве резидентов присутствуют налогоплательщики, осуществляющие деятельность по аренде, складированию или по добыче полезных ископаемых.

- У большинства налогоплательщиков, применяющих отдельные ИНЛ, отсутствуют закрепленные обязательства (например, в части обеспечения дополнительных объемов добычи полезных ископаемых).

Как следствие, федеральными органами исполнительной власти, ответственными за формирование нормативно-правовых актов по преференциальным налоговым режимам, необходимо проводить системную работу по устранению указанных замечаний.

По результатам проведенного анализа сформированы выводы о целесообразности обсуждения корректировки параметров 1, 2, 3 в части "выработанных" участков недр и 4 групп, поскольку доля "красных" участков недр (то есть по указанным участкам недр в условиях общей системы налогообложения генерировался бы свободный денежный поток выше среднеотраслевого уровня) и "желтых" участков недр (то есть по указанным участкам недр в условиях НДД генерируется свободный денежный поток выше среднеотраслевого уровня, однако в условиях общей системы налогообложения свободный денежный поток ниже или сопоставим со среднеотраслевым уровнем) оценивается от 82% до 94%.