См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, утв. Минфином России.

Региональный инвестиционный проект для участников в Дальневосточном Федеральном округе (РИП в ДФО)

Таблица 5. Краткая информация по режиму

Показатель

Описание

Срок действия режима

С 01.01.2014 до 01.01.2027 или 01.01.2029 или 01.01.2031 (в зависимости от типа РИП и размера капитальных вложений).

Налоговые льготы режима

- пониженные ставки по налогу на прибыль в ФБ и РБ (в соответствии с законами субъектов РФ),

- льготный коэффициент Ктд по НДПИ,

- общая сумма всех льгот не может превышать величину капитальных вложений.

Количество отраслей в режиме

12

Наличие обязательств

Да (капитальные вложения: в первые 3 года - от 50 млн руб., в первые 5 лет - не менее 500 млн руб.).

За период анализа (2017 - 2022 годы) общее количество участников <8> в РИП в ДФО составило 80, из которых в периметр анализа на базе АС "Эффективность льгот" вошли 77 <9> участников.

--------------------------------

<8> Количество участников с учетом всех налогоплательщиков, в том числе применяющих упрощенную систему налогообложения, единый сельскохозяйственный налог и др.

<9> Прочие резиденты не вошли в анализ по причине отсутствия налоговых деклараций или бухгалтерской отчетности (2 резидента), или нулевого значения показателя выручки (1 резидент).

00000016.png

00000017.png

Объем выручки участников РИП в ДФО, вошедших в периметр анализа, с 2017 года по 2022 год вырос в 4,3 раза, количество резидентов - в 1,3 раза, величина капитальных вложений - в 1,2 раза, численность сотрудников - в 1,6 раза. При этом в 2022 году на фоне увеличения численности сотрудников на 1,4% по сравнению с 2021 годом, совокупный объем капитальных вложений за аналогичный период вырос на 83,5%.

С 2017 года по 2022 год общая величина выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (по резидентам ИНЛ, вошедшим в периметр анализа) увеличилась с 8,6 млрд руб. до 24,2 млрд руб. (в 2,8 раз), в том числе с 5,5 млрд руб. до 24,2 млрд руб. (в 4,4 раза) по налоговым льготам и снизились с 3,1 млрд руб. до 0 млрд руб. по неналоговым мерам поддержки. Таким образом, за 2022 год доля налоговых льгот в общей величине выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для резидентов данной ИНЛ, вошедших в периметр анализа, составляла 100,0%.

В ТОП-3 отраслей по объему выручки за период анализа вошли отрасли по добыче руд прочих цветных металлов (71,3%), добыче и обогащению угля и антрацита (14,9%), а также по утилизации отсортированных материалов (6,0%).

По результатам анализа доля выручки "красных" налогоплательщиков, у которых применение предусмотренных режимом налоговых льгот и неналоговых мер поддержки формирует сверхдоходность, в общей величине выручки по режиму выросла по сравнению с анализом за прошлый год с 78,0% до 82,1%.

Таким образом, режим РИП в ДФО требует "донастройки" в целом.

Таблица 6. ТОП-5 (из 8 ОКВЭД) по выручке отраслей, в которых выявлена сверхдоходность или низкая инвестиционная активность (справочно)

ОКВЭД

Наименование отрасли

Выручка по отрасли <*> млрд 00000018.png

Операционная рентабельность за последний год <**>

Доходность активов за последний год

Операционная рентабельность за период <***>

Доходность активов за период

07.29

Добыча руд прочих цветных металлов

282,6

31,2%

14,1%

39,4%

25,1%

05.10

Добыча и обогащение угля и антрацита

58,9

33,7%

25,6%

31,3%

22,9%

07.10

Добыча и обогащение железных руд

15,4

16,6%

9,4%

28,8%

20,2%

07.2

Добыча руд цветных металлов Добыча прочих

7,0

51,5%

27,2%

54,1%

28,6%

08.99

полезных ископаемых, не включенных в другие группировки

1,8

16,3%

10,6%

22,9%

13,2%

--------------------------------

<*> Сумма средних значений выручки в рамках отрасли по всем участникам за период анализа.

<**> Средневзвешенная по выручке на основе имеющихся данных за последний год периода анализа

<***> Средневзвешенная по выручке на основе данных за весь период анализа.

Дополнительно обращаем внимание, что одной из целей введения режима РИП является создание высокотехнологичных проектов. Однако более 90% от выручки всех участников РИП в ДФО, вошедших в периметр анализа, приходится на организации, добывающие твердые полезные ископаемые (в том числе железные руды, цветные металлы, уголь и антрацит и т.п.) и не относящиеся к категории высокотехнологичных.