Таблица 9. Краткая информация по режиму
За период анализа (2017 - 2022 годы) общее количество резидентов <12> ОЭЗ составило 1361 (без учета ОЭЗ туристско-рекреационного типа), из которых в периметр анализа на базе АС "Эффективность льгот" вошли 849 <13> резидентов.
--------------------------------
<12> Количество резидентов с учетом всех налогоплательщиков, в том числе применяющих упрощенную систему налогообложения, единый сельскохозяйственный налог и др.
<13> Прочие резиденты не вошли в анализ по причине отсутствия налоговых деклараций или бухгалтерской отчетности (137 резидентов), или нулевого значения показателя выручки (375 резидентов).
Объем выручки резидентов ОЭЗ, вошедших в периметр анализа, с 2017 года по 2022 год вырос в 2,6 раза, количество резидентов - в 1,4 раза, величина капитальных вложений - в 1,9 раза, численность сотрудников - в 2,0 раза. При этом в 2022 году несмотря на рост числа резидентов и увеличение численности сотрудников на 15,3% по сравнению с 2021 годом, совокупный объем капитальных вложений за аналогичный период снизился на 4,0%.
С 2017 года по 2022 год общая величина выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (по резидентам ИНЛ, вошедшим в периметр анализа) увеличилась с 10 млрд руб. до 31 млрд руб. (в 3,0 раза), в том числе с 6 млрд руб. до 16 млрд руб. (в 2,6 раза) по налоговым льготам и с 4 млрд руб. до 15 млрд руб. по неналоговым мерам поддержки (в 3,5 раз). Таким образом, за 2022 год доля налоговых льгот и неналоговых мер поддержки в общей величине выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для резидентов данной ИНЛ, вошедших в периметр анализа, составляла 52,5% и 47,5% соответственно.
В ТОП-3 отраслей по объему выручки за период анализа вошли отрасли по производству лекарственных препаратов и материалов (13,3%), производству элементов электронной аппаратуры (6,4%), а также производству автотранспортных средств (6,3%).
По результатам анализа доля выручки "красных" налогоплательщиков, у которых применение предусмотренных режимом налоговых льгот и неналоговых мер поддержки формирует сверхдоходность, в общей величине выручки по режиму выросла по сравнению с анализом за прошлый год с 35,4% до 42,7%. При дальнейшей отраслевой дифференциации выявлены отрасли (всего 60 ОКВЭД) с наиболее прибыльными компаниями, применяющими режим.
Таблица 10. ТОП-5 по выручке отраслей, в которых выявлена сверхдоходность или низкая инвестиционная активность
Выручка по отрасли <*> млрд |
Операционная рентабельность за последний год <**> |
Операционная рентабельность за период <***> |
||||
Производство лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях |
||||||
Производство изделий из дерева, пробки, соломки и материалов для плетения |
||||||
Производство облучающего и электротерапевтического оборудования, применяемого в медицинских целях |
--------------------------------
<*> сумма средних значений выручки в рамках отрасли по всем резидентам за период анализа
<**> средневзвешенная по выручке на основе имеющихся данных за последний год периода анализа
<***> средневзвешенная по выручке на основе данных за весь период анализа
Таким образом, режим ОЭЗ требует "донастройки", например, для новых резидентов в части ограничения видов деятельности, которые могут пользоваться налоговыми льготами и неналоговыми мерами поддержки.
Также отмечаем, что на основе результатов анализа эффективности ИНЛ Минфином России подготовлены предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, направленные на совершенствование налогового регулирования режима ОЭЗ (более подробно см. "Результаты анализа эффективности ИНЛ").
Дополнительно отмечаем, что в настоящее время наблюдается низкий уровень ответственности ключевых инвесторов по реализации проектов, в том числе требующих вложений в инфраструктуру со стороны государства (например, создается дорогостоящая инфраструктура, при этом в случае отказа якорного резидента ОЭЗ от реализации инвестиционного проекта или изменения его индикативных условий, указанная инфраструктура остается невостребованной).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей