См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, утв. Минфином России.

Особые экономические зоны (ОЭЗ)

Таблица 9. Краткая информация по режиму

Показатель

Описание

Срок действия режима

Действует с 22.08.2005. ОЭЗ создаются на 49 лет. Срок существования ОЭЗ продлению не подлежит.

Налоговые льготы режима

- пониженные ставки по налогу на прибыль в ФБ и РБ (в соответствии с законами субъектов РФ),

- освобождение от уплаты налога на имущество,

- освобождение от уплаты земельного налога,

- пониженные тарифы страховых взносов.

Количество отраслей в режиме

194

Наличие обязательств

Да (объем капитальных вложений от 120 млн руб., из которых не менее 40 млн руб. в течение 3 лет со дня заключения соглашения).

За период анализа (2017 - 2022 годы) общее количество резидентов <12> ОЭЗ составило 1361 (без учета ОЭЗ туристско-рекреационного типа), из которых в периметр анализа на базе АС "Эффективность льгот" вошли 849 <13> резидентов.

--------------------------------

<12> Количество резидентов с учетом всех налогоплательщиков, в том числе применяющих упрощенную систему налогообложения, единый сельскохозяйственный налог и др.

<13> Прочие резиденты не вошли в анализ по причине отсутствия налоговых деклараций или бухгалтерской отчетности (137 резидентов), или нулевого значения показателя выручки (375 резидентов).

00000022.png

00000023.png

Объем выручки резидентов ОЭЗ, вошедших в периметр анализа, с 2017 года по 2022 год вырос в 2,6 раза, количество резидентов - в 1,4 раза, величина капитальных вложений - в 1,9 раза, численность сотрудников - в 2,0 раза. При этом в 2022 году несмотря на рост числа резидентов и увеличение численности сотрудников на 15,3% по сравнению с 2021 годом, совокупный объем капитальных вложений за аналогичный период снизился на 4,0%.

С 2017 года по 2022 год общая величина выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (по резидентам ИНЛ, вошедшим в периметр анализа) увеличилась с 10 млрд руб. до 31 млрд руб. (в 3,0 раза), в том числе с 6 млрд руб. до 16 млрд руб. (в 2,6 раза) по налоговым льготам и с 4 млрд руб. до 15 млрд руб. по неналоговым мерам поддержки (в 3,5 раз). Таким образом, за 2022 год доля налоговых льгот и неналоговых мер поддержки в общей величине выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для резидентов данной ИНЛ, вошедших в периметр анализа, составляла 52,5% и 47,5% соответственно.

В ТОП-3 отраслей по объему выручки за период анализа вошли отрасли по производству лекарственных препаратов и материалов (13,3%), производству элементов электронной аппаратуры (6,4%), а также производству автотранспортных средств (6,3%).

По результатам анализа доля выручки "красных" налогоплательщиков, у которых применение предусмотренных режимом налоговых льгот и неналоговых мер поддержки формирует сверхдоходность, в общей величине выручки по режиму выросла по сравнению с анализом за прошлый год с 35,4% до 42,7%. При дальнейшей отраслевой дифференциации выявлены отрасли (всего 60 ОКВЭД) с наиболее прибыльными компаниями, применяющими режим.

Таблица 10. ТОП-5 по выручке отраслей, в которых выявлена сверхдоходность или низкая инвестиционная активность

ОКВЭД

Наименование отрасли

Выручка по отрасли <*> млрд 00000024.png

Операционная рентабельность за последний год <**>

Доходность активов за последний год

Операционная рентабельность за период <***>

Доходность активов за период

21.20

Производство лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях

69,1

33,8%

25,6%

34,8%

49,6%

16.2

Производство изделий из дерева, пробки, соломки и материалов для плетения

18,5

28,2%

20,9%

27,4%

23,5%

20.20

Производство пестицидов и прочих агрохимических продуктов

10,1

27,5%

28,1%

26,2%

25,4%

26.20

Производство компьютеров и периферийного оборудования

7,5

24,3%

54,8%

16,0%

31,4%

26.60

Производство облучающего и электротерапевтического оборудования, применяемого в медицинских целях

7,1

14,6%

20,3%

12,6%

22,6%

--------------------------------

<*> сумма средних значений выручки в рамках отрасли по всем резидентам за период анализа

<**> средневзвешенная по выручке на основе имеющихся данных за последний год периода анализа

<***> средневзвешенная по выручке на основе данных за весь период анализа

Таким образом, режим ОЭЗ требует "донастройки", например, для новых резидентов в части ограничения видов деятельности, которые могут пользоваться налоговыми льготами и неналоговыми мерами поддержки.

Также отмечаем, что на основе результатов анализа эффективности ИНЛ Минфином России подготовлены предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, направленные на совершенствование налогового регулирования режима ОЭЗ (более подробно см. "Результаты анализа эффективности ИНЛ").

Дополнительно отмечаем, что в настоящее время наблюдается низкий уровень ответственности ключевых инвесторов по реализации проектов, в том числе требующих вложений в инфраструктуру со стороны государства (например, создается дорогостоящая инфраструктура, при этом в случае отказа якорного резидента ОЭЗ от реализации инвестиционного проекта или изменения его индикативных условий, указанная инфраструктура остается невостребованной).