См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, утв. Минфином России.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

В 2024 - 2026 годах решение задач по развитию Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) направлено на обеспечение сбалансированности и устойчивости системы, дальнейшее укрепление ее финансовой стабильности, создание условий для реализации переданных полномочий субъектам Российской Федерации по организации обязательного медицинского страхования (ОМС) с целью повышения доступности и качества медицинской помощи, развития высокотехнологической медицинской помощи, повышения эффективности бюджетных расходов.

Увеличение доходов Фонда будет осуществляться за счет поступающих сумм страховых взносов на ОМС работающего и неработающего населения, налоговых доходов, а также межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Дополнительным источником увеличения поступлений является вовлечение в экономику самозанятых граждан.

На период 2024 - 2026 годов поступление страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения по основной категории плательщиков будет исчисляться в пределах установленной единой предельной величины базы по тарифу 5,49%, свыше установленной единой предельной величины базы - 2,7633%. Все льготные категории плательщиков страховых взносов, имеющих право применять пониженные тарифы по ним, объединены в три группы (0%, 7,6%, 15%).

Поступление страховых взносов на ОМС в фиксированном размере от плательщиков, не производящих выплаты физическим лицам, определено исходя из среднегодовой численности данной категории плательщиков, совокупного фиксированного размера 49 500 рублей и норматива отчисления в Фонд - 19,8922%.

Для плательщиков, производящих выплаты в пользу прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, судей федеральных судов, мировых судей, объем поступления страховых взносов на ОМС работающего населения определен по тарифу 5,1%.

В доходах бюджета Фонда учтены поступления страховых взносах на ОМС работающего населения, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, осуществляющими свою деятельность на новых регионах Российской Федерации.

Основной статьей расходов бюджета Фонда является субвенция, которая предоставляется бюджетам территориальных фондов ОМС в целях финансового обеспечения базовой программы ОМС на территориях субъектов Российской Федерации. Объем субвенции в среднесрочной перспективе определен с учетом коэффициента доступности медицинской помощи, благодаря которому распределение субвенции осуществляется равномерно в зависимости от расселения населения на территории Российской Федерации.

На оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, в бюджете Фонда планируется выделение целевых средств с учетом увеличения на темп роста заработной платы и индекс потребительских цен по прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации. Кроме того, в 2024 - 2026 гг. предусмотрены целевые средства на финансовое обеспечение специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, включенной в базовую программу ОМС, которые окажут влияние на повышение доступности медицинской помощи больным со сложными и тяжелыми случаями заболеваний, независимо от места их проживания. Объемы финансового обеспечения определены с учетом включения новых методов высокотехнологичной медицинской помощи с использованием ряда уникальных методов лечения, применяемых при сердечно-сосудистой хирургии и трансплантации органов.

В рамках демографической политики в 2024 - 2026 годах планируется предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета Фонда бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни.

В бюджете Фонда также предусмотрены зарезервированные средства, которые будут использованы по следующим направлениям:

- софинансирование расходов на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала в целях устранения кадрового дефицита;

- выплаты стимулирующего характера за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических осмотров населения;

- финансовое обеспечение расходов по оказанию медицинской помощи лицам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, проживающим на новых территориях Российской Федерации, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

- финансовое обеспечение отдельных решений Правительства Российской Федерации.

Таблица 4.3.2. Основные характеристики бюджета ФОМС в 2019 - 2026 гг.

млрд рублей

Показатель

2019

2020

2021

2022

2023 <*>

2024

2025

2026

Доходы

2 124,0

2 392,7

2 631,4

2 919,4

3 198,8

3 738,7

3 931,7

4 192,1

Страховые взносы на ОМС

2 043,0

2 132,8

2 316,1

2 413,2

2 731,0

3 213,6

3 378,7

3 607,0

Трансферты из ФБ

79,0

247,7

294,9

474,2

429,0

486,6

504,3

526,2

в т.ч. на выпадающие доходы

9,0

12,0

35,5

47,5

149,4

198,2

209,3

224,5

Расходы

2 186,7

2 360,5

2 569,5

2 797,1

3 235,4

3 885,8

3 965,5

4 210,3

Дефицит/профицит

-62,7

32,2

61,9

122,4

-36,6

-147,1

-33,8

-18,2

--------------------------------

<*> оценка