Анализ уровня налоговой нагрузки показывает, что налоговые доходы бюджетной системы <1>, определяемые как процентная доля ВВП, на протяжении последних лет существенно не изменяется. Так, налоговая нагрузка на экономику в Российской Федерации в 2022 году составила 32,4% к ВВП, увеличившись по сравнению с 2021 годом на 0,39 п.п.
--------------------------------
<1> Налоговые доходы бюджетной системы рассчитываются как сумма поступлений всех налогов и сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих налоговых платежей.
Таблица 1. Доходы бюджета расширенного Правительства Российской Федерации в 2016 - 2022 гг.
прочие налоги и сборы <*> |
|||||||
--------------------------------
<*> - налоги на совокупный доход, налоги на имущество, налоги и платежи, связанные с добычей полезных ископаемых (кроме НДПИ) и без учета государственной пошлины.
Источники данных: ВВП - Росстат, доходы бюджета расширенного правительства - Федеральное казначейство.
Основное изменения произошло в налогообложении акцизами, в связи с применением демпфирующего механизма на нефтяное сырье, направляемое на переработку. В результате вырос объем компенсаций нефтеперерабатывающим компаниям, что в свою очередь позволило им устанавливать отпускные цены на моторное топливо на уровне, который обеспечивает достаточную маржинальность АЗС при сохранении розничных цен в пределах инфляции. При этом недополученные доходы были компенсированы за счет налогов на углеводородные ископаемые, в частности налогом на добычу полезных ископаемых, который увеличился с 5,4% до 7,2% к ВВП (рост 1,82 п.п.), и налогом на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья - 1,11% к ВВП.
Снижение уровня нагрузки по налогу на прибыль организаций, налогу на добавленную стоимость и таможенным пошлинам составило 1,1 р.п. и обусловлено беспрецедентным санкционным давлением, оказываемым на экономику Российской Федерации, приведшим, как следствие, к сокращению товарооборота.
Увеличение нагрузки произошло по "зарплатным" налогам. Так, по налогу на доходы физических лиц и страховым взносам суммарное увеличение составило 0,4 п.п., что может говорить, как о росте доходов населения, в частности об увеличении доли тех, чей доход превышает 5 млн рублей, так и об уплате ранее отсроченных платежей по страховым взносам. Вместе с тем, налоговая нагрузка на заработную плату в 2022 году осталась ниже доковидного уровня.
Уровень налоговой нагрузки по остальным налогам в 2022 году существенно не менялся.
При анализе уровня налоговой нагрузки по отдельным видам налогов в Российской Федерации традиционно выделяют нефтегазовые доходы - НДПИ и вывозные таможенные пошлины (на нефть, газ и нефтепродукты), поскольку они по-прежнему составляют существенную долю доходов бюджета.
Распределение уровня налоговой нагрузки по отдельным видам налогов в Российской Федерации представлено в Таблице 2.
Таблица 2. Доходы бюджета расширенного Правительства Российской Федерации от налогообложения добычи нефти и экспорта нефти и нефтепродуктов в 2016 - 2022 гг.
Источники данных: ВВП - Росстат, доходы бюджета расширенного правительства - Федеральное казначейство.
Доля доходов от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов, в 2022 году по сравнению с 2021 годом увеличилась на 2,19 п.п. и составила 10,43% к ВВП.
Средний уровень прочих сборов, таких как государственная пошлина, и неналоговых платежей, уплачиваемых организациями и предпринимателями в бюджетную систему, за последние 7 лет не превышал 1% к ВВП. В 2022 году совокупный уровень указанных доходов составил 0,65% к ВВП.
Таким образом, фискальная нагрузка на экономику суммарно составила 33,05% к ВВП (таблица 3).
Таблица 3. Фискальная нагрузка (налоги и платежи, поступающие в бюджетную систему Российской Федерации) на экономику Российской Федерации в 2016 - 2022 гг.
Источники данных: ВВП - Росстат, доходы бюджета расширенного правительства - Федеральное казначейство.
Расчетный уровень налоговой нагрузки на экономику в Российской Федерации можно сопоставить с аналогичными показателями в странах - членах Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) (Таблица 4). При этом стоит отметить, что величина фискальной нагрузки по странам ОЭСР не включает в себя различного рода неналоговые платежи, которые хотя и установлены законодательством, но не являются предметом регулирования законодательства о налогах и сборах, таможенных платежах или страховых взносах на обязательное государственное социальное страхование.
Таблица 4. Налоговая нагрузка на экономику в странах ОЭСР в 2016 - 2021 гг.
Источники данных: данные по ОЭСР - Revenue Statistics 1965 - 2022.
Таблица 5. Налоговая нагрузка на экономику в странах ОЭСР по видам налоговых доходов в 2021 году (оценка)
Остальные налоговые платежи и сборы <*> |
||||||||
--------------------------------
<*> - таможенные платежи, налоги на экспорт, налоги на инвестиционные товары, налоги за использование природных ресурсов (НДПИ) и т.д.
Источники данных: данные по ОЭСР - Revenue Statistics 1965 - 2023.
Таблица 6. Налоговая нагрузка на экономику в странах Евразийского экономического союза в 2016 - 2022 гг.
Источники данных: Международный валютный фонд (https://www2imf.org/en/Publications/WEO/weo-database/2022/April).
Уровень налоговой нагрузки в России по данным Международного валютного фонда (2022 год - 34,3%) отличается от уровня налоговой нагрузки, рассчитанного в соответствии с методикой, применяемой ОЭСР (2022 год - 31,29%), что связано с различными подходами к определению общей суммы налоговых доходов. В частности, в расчетах могут по-разному учитываться таможенные пошлины, налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, взносы на обязательное социальное страхование.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей