См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, утв. Минфином России.

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ПРИОРИТИЗАЦИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА

Несмотря на внешние вызовы, достижение национальных целей развития страны остается ключевой задачей бюджетной политики, на решение которой в том числе направлено изменение структуры и повышение результативности расходов.

При этом одними из ключевых инструментов достижения национальных целей являются национальные проекты, меры по реализации Послания Президента и новые инициативы социально-экономического развития Правительства.

В целях обеспечения стратегической приоритизации расходов федерального бюджета на 2024 - 2026 гг. при формировании их структуры предусмотрен рост финансирования мероприятий по реализации Посланий Президента.

Таблица 3.1.1. Финансовое обеспечение приоритетных расходов

млрд рублей

Наименование

2020

2021

2022

2023 <*>

2024

2025

2026

ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА

310,5

1 506,4

2 143,6

2 224,4

2 506,9

2 542,7

2 620,6

ЕДВ семьям с детьми 3 - 7 лет

(по нуждаемости) <**>

213,7

309,0

341,3

159,6

0,0

0,0

0,0

ЕДВ беременным

(0,5 ПМ по нуждаемости) <**>

-

10,4

17,0

2,3

0,0

0,0

0,0

ЕДВ одиноким родителям с детьми 8 - 17 лет

(0,5 ПМ по нуждаемости) <**>

-

50,1

60,9

1,9

0,0

0,0

0,0

ЕДВ семьям с детьми 8 - 17 лет

(по нуждаемости) <*>

-

-

410,5

214,6

0,0

0,0

0,0

ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка

-

-

-

725,6

1 340,3

1 437,1

1 626,4

выплата материнского капитала

38,9

108,9

136,5

165,2

207,2

231,7

255,6

Дополнительное повышением с 1 января 2024 г. минимального размера оплаты труда

-

29,7

43,7

64,0

горячее питание детей в начальной школе

21,9

54,3

57,1

68,3

72,8

73,4

72,1

распространение социального контракта <***>

-

21,7

29,9

22,2

22,2

22,2

22,2

единовременная выплата на школьников (10 т.р. без нуждаемости)

-

209,6

-

-

-

-

-

модернизация первичного звена здравоохранения

-

77,9

96,8

94,6

81,6

121,5

0,0

программы лечения и реабилитации

-

-

18,8

20,5

19,4

19,3

10,8

борьба с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями

-

197,4

209,4

177,3

167,8

150,0

154,8

борьба с гепатитом C

-

31,8

33,3

35,1

38,6

38,8

39,9

строительство 1300 новых школ до 2024 г.

-

61,1

116,2

115,7

111,1

0,0

0,0

дополнительные места в школах

-

21,4

58,8

73,5

77,6

0,0

0,0

капитальный ремонт школ

-

-

64,9

67,0

60,2

60,2

60,9

выплаты за классное руководство

24,7

73,3

72,8

77,9

79,6

80,0

81,1

гранты 100 региональным ВУЗам

-

15,6

33,4

34,3

23,5

0,0

0,0

автодорога Москва - Казань - Екатеринбург

-

194,0

259,4

56,7

51,7

152,3

99,9

Прочие

11,3

70,0

126,5

112,1

123,6

112,5

132,9

--------------------------------

<*> СБР по состоянию на 01.09.2023

<**> С 1 января 2023 г. введено ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка (пункт 5 таблицы).

<***> Общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренный на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан в 2023 году, составляет 35,0 млрд рублей (кассовое исполнение по состоянию на 01.09.2023 - 23,8 млрд рублей). В соответствии с бюджетными проектировками на 2024 - 2026 гг. объем бюджетных ассигнований составит: в 2024 г. - 31,6 млрд рублей, в 2025 г. - 36,4 млрд рублей, в 2026 г. - 37,5 млрд рублей.

На реализацию Нацпроектов по 15 ключевым направлениям предусмотрено в 2024 году более 2,9 трлн рублей.

Таблица 3.1.2. Финансовое обеспечение нацпроектов

млрд рублей

Наименование

2020

2021

2022

2023 <*>

2024

НАЦПРОЕКТЫ

2 149,1

2 549,0

3 268,8

2 867,8

2 936,4

Демография

689,6

631,2

744,2

786,4

882,5

Здравоохранение

295,7

243,4

360,8

321,3

289,9

Образование

115,0

131,5

208,0

230,1

230,8

Жилье и городская среда

168,7

263,0

258,4

176,0

125,5

Экология

63,1

78,1

135,6

124,7

78,5

Безопасные качественные дороги

155,7

364,2

490,4

454,4

606,5

КПМИ

382,6

373,3

465,3

162,4

101,6

Производительность труда

4,1

4,8

5,5

5,1

5,4

Наука и университеты

40,3

80,1

120,0

147,4

152,4

Цифровая экономика

86,3

131,1

164,7

135,6

121,7

Культура

15,8

23,5

48,3

55,7

49,8

МСП и предпринимательство

61,7

62,7

76,3

82,3

67,8

Международная кооперация и экспорт

70,4

124,0

127,6

135,2

135,3

Туризм и индустрия гостеприимства

-

38,3

63,7

51,0

43,3

Беспилотные авиационные системы

-

-

-

-

45,5 <**>

--------------------------------

<*> Сводная бюджетная роспись по состоянию на 01.09.2023 года.

<**> В соответствии с указанием Президента Российской Федерации с 2024 года начинается реализация национального проекта "Беспилотные авиационные системы", финансовое обеспечение которого составит в 2025 году - 9,6 млрд рублей, в 2026 году - 8,8 млрд рублей.

Важным инструментом достижения национальных целей развития также будут являться инициативы социально-экономического развития Российской Федерации. Инициативы социально-экономического развития дополняют ранее реализуемые механизмы достижения национальных целей, в целях интенсификации развития социальной сферы и повышения устойчивости российской экономики к внешним вызовам. Инициативы распределены по шести направлениям: социальная сфера, строительство, экология, цифровая трансформация, технологический рывок и государство для граждан. Объемы бюджетных ассигнований на 2024 - 2026 гг. на реализацию каждого направления будут распределены, в том числе с учетом параметров, утвержденных в паспортах соответствующих проектов. Общий планируемый объем бюджетных ассигнований на их реализацию в 2023 - 2026 гг. составляет более 1,0 трлн рублей (в 2023 г. - 318,0 млрд рублей, в 2024 г. - 300,1 млрд рублей, в 2025 г. - 244,7 млрд рублей, в 2026 г. - 250,4 млрд рублей).

Значительные ресурсы будут предусмотрены на восстановление новых субъектов Российской Федерации и укрепление национальной обороны.

Далее представлены основные меры бюджетной и налоговой политики, направленные на достижение национальных целей развития.