См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, утв. Минфином России.

Добавление модуля НДД

В рамках доработки АС "Эффективность льгот" в 2023 году в системе был создан дополнительный модуль НДД с использованием показателей доходности добычи в разрезе участков недр, рассчитываемых на основе затратных и финансовых показателей в рамках предоставляемых налогоплательщиками налоговых деклараций.

Целесообразность совершенствования алгоритмов системы в части автоматизированной оценки эффективности НДД обусловлена устойчивым ростом доли объема добычи нефти, налогообложение которой осуществляется посредством НДД, в общем объеме налогооблагаемой добычи нефти (рост с 9% в 2019 году до 46% в 2022 году) и, соответственно, увеличением величины выпадающих доходов федерального бюджета Российской Федерации в связи с применением НДД (по данным системы, с 283 млрд руб. в 2019 году до порядка 985 млрд руб. в 2022 году).

Подход к анализу эффективности, заложенный в дополнительном модуле НДД, базируется на оценке влияния применения НДД на экономику добычи отдельного участка недр, в качестве индикатора которой была выбрана величина свободного денежного потока. Для целей анализа среднеотраслевой уровень свободного денежного потока за 2019 - 2022 годы был оценен в 4,2 тыс. руб./тн.

В рамках заложенного подхода в периметр анализа включаются все участки недр, налогообложение добычи на которых осуществляется посредством НДД, за исключением тех, по которым отсутствует добыча нефти и газового конденсата или не сданы налоговые декларации.

По результатам проведения автоматизированной оценки участкам недр присваивается статус в зависимости от эффективности применения НДД:

1. "Зеленый", если по участку недр наблюдается низкая доходность (в условиях НДД величина свободного денежного потока равна/ниже среднеотраслевого уровня).

2. "Желтый", если по участку недр наблюдается высокая доходность в условиях НДД, но разработка участка недр нерентабельна в условиях общей системы налогообложения (величина свободного денежного потока в условиях общей системы налогообложения равна/ниже среднеотраслевого уровня).

3. "Красный", если по участку недр наблюдается высокая доходность даже в условиях общей системы налогообложения (величина свободного денежного потока в условиях общей системы налогообложения выше среднеотраслевого уровня).

АС "Эффективность льгот" позволяет проводить анализ по каждому участку недр, при этом в связи с установленными ограничениями по разглашению сведений, составляющих налоговую тайну, результаты анализа представлены агрегировано по группам НДД.

По итогам получения статуса об эффективности применения НДД на отдельных участках недр формируется вывод в целом по группе НДД на основе совокупной доли добычи нефти и газового конденсата на "красных" и "желтых" участках недр в общем объеме добычи анализируемой группы НДД:

- в случае превышения совокупной доли добычи на "красных" и "желтых" участках недр заданного порога (70%) по группе НДД целесообразно обсуждение параметров донастройки,

- в случае отсутствия превышения совокупной доли добычи на "красных" и "желтых" участках недр заданного порога (70%) группа НДД признается эффективной.