Таблица 13. Краткая информация по режиму
пониженные ставки по налогу на прибыль в ФБ и РБ (в соответствии с законами субъектов РФ), |
||
Да (капитальные вложения в первые 3 года не менее 150 млн руб., в ряде отраслей - от 1 млн руб.) |
За период анализа (2017 - 2022 годы) общее количество резидентов <16> ОЭЗ Калининград составило 357, из которых в периметр анализа на базе АС "Эффективность льгот" вошли 302 <17> резидента.
--------------------------------
<16> Количество резидентов с учетом всех налогоплательщиков, в том числе применяющих упрощенную систему налогообложения, единый сельскохозяйственный налог и др.
<17> Прочие резиденты не вошли в анализ по причине отсутствия налоговых деклараций или бухгалтерской отчетности (17 резидентов), или нулевого значения показателя выручки (38 резидентов).
Объем выручки резидентов ОЭЗ Калининград, вошедших в периметр анализа, с 2017 года по 2022 год вырос в 1,2 раза, количество резидентов - в 1,6 раза, величина капитальных вложений - в 2,1 раза, численность сотрудников - в 1,5 раза. При этом в 2022 году на фоне увеличения численности сотрудников на 3,1%, совокупный объем капитальных вложений за аналогичный период вырос на 17,5%.
С 2017 года по 2022 год общая величина выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (по резидентам ИНЛ, вошедшим в периметр анализа) снизилась с 88 млрд руб. до 49 млрд руб. (в 1,8 раза) главным образом за счет неналоговых мер поддержки, которые уменьшились с 82 млрд руб. до 42 млрд руб. (в 1,9 раза), величина налоговых льгот сохранилась на уровне 6 млрд руб. Таким образом, за 2022 год доля налоговых льгот и неналоговых мер поддержки в общей величине выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для резидентов данной ИНЛ, вошедших в периметр анализа, составляла 13,0% и 87,0% соответственно.
В ТОП-3 отраслей по объему выручки за период анализа вошли отрасли по производству автотранспортных средств (43,1%), кормов для животных (14,4%) и масел и жиров (10,4%).
По результатам анализа доля выручки "красных" налогоплательщиков, у которых применение предусмотренных режимом налоговых льгот и неналоговых мер поддержки формирует сверхдоходность, в общей величине выручки по режиму снизилась по сравнению с анализом за прошлый год с 21,5% до 11,3%. При дальнейшей отраслевой дифференциации выявлены отрасли (всего 29 ОКВЭД) с наиболее прибыльными компаниями, применяющими режим.
Таблица 14. ТОП-5 по выручке отраслей, в которых выявлена сверхдоходность или низкая инвестиционная активность
Выручка по отрасли <*> млрд |
Операционная рентабельность за последний год <**> |
Операционная рентабельность за период <***> |
||||
Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом |
||||||
Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками |
||||||
Производство лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях |
||||||
Производство готовых кормов для животных, содержащихся на фермах |
--------------------------------
<*> сумма средних значений выручки в рамках отрасли по всем резидентам за период анализа
<**> средневзвешенная по выручке на основе имеющихся данных за последний год периода анализа
<***> средневзвешенная по выручке на основе данных за весь период анализа
В отношении ТОП-5 по выручке отраслей, в которых выявлена сверхдоходность или низкая инвестиционная активность, стоит отметить, что отрасль по производству бытовой электроники хотя и не демонстрирует высокие уровни доходности активов и операционной рентабельности в сравнении с другими отраслями, но имеет низкий уровень инвестиционной активности: за период с 2017 по 2022 годы суммарный объем предоставленных мер господдержки в 4,7 раза превысил объемы капитальных вложений. Таким образом, режим ОЭЗ Калининград требует "донастройки", например, для новых резидентов в части ограничения видов деятельности, которые могут пользоваться налоговыми льготами и неналоговыми мерами поддержки.
Также отмечаем, что на основе результатов анализа эффективности ИНЛ Минфином России подготовлены предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, направленные на совершенствование налогового регулирования режима ОЭЗ Калининград (более подробно см. "Результаты анализа эффективности ИНЛ").
- короткий срок подтверждения объема заявленных инвестиций (в первые 3 года) по сравнению с периодом предоставления налоговых льгот в рамках режима.
Таким образом, у резидента отсутствуют обязательства по дальнейшему развитию производства и вложению инвестиций,
- учитывая эксклавное расположение Калининградской области, в целях недопущения необоснованного предоставления преференций резидентам-перевозчикам, требуется дополнительная проработка механизмов контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Калининградской области, и резидентов ОЭЗ Калининград, в том числе необходимо разработать перечень показателей для оценки эффективности их деятельности. В целях недопущения возникновения дополнительных выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации целесообразно рассматривать предложения по нормативному регулированию режима ОЭЗ Калининград комплексно.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей