Территории опережающего социально-экономического развития, расположенные на территории Дальневосточного федерального округа (ТОР в ДФО)
Таблица 1. Краткая информация по режиму
За период анализа (2017 - 2022 годы) общее количество резидентов <4> ТОР в ДФО составило 743, из которых в периметр анализа на базе АС "Эффективность льгот" вошли 450 <5> резидентов.
--------------------------------
<4> Количество резидентов с учетом всех налогоплательщиков, в том числе применяющих упрощенную систему налогообложения, единый сельскохозяйственный налог и др.
<5> Прочие резиденты не вошли в анализ по причине отсутствия налоговых деклараций или бухгалтерской отчетности (56 резидентов), или нулевого значения показателя выручки (237 резидентов).
Объем выручки резидентов ТОР в ДФО, вошедших в периметр анализа, с 2017 года по 2022 год вырос в 3,1 раза, количество резидентов - в 1,8 раза, величина капитальных вложений - в 4,1 раза, численность сотрудников - в 2,2 раза. При этом в 2022 году несмотря на рост числа резидентов и увеличение численности сотрудников на 11,4% по сравнению с 2021 годом, совокупный объем капитальных вложений за аналогичный период снизился на 15,8%.
С 2017 года по 2022 год общая величина выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (по резидентам ИНЛ, вошедшим в периметр анализа) увеличилась с 4,4 млрд руб. до 56,4 млрд руб. (в 12,7 раз), в том числе с 2,9 млрд руб. до 23,0 млрд руб. (в 8,0 раз) по налоговым льготам и с 1,5 млрд руб. до 33,4 млрд руб. по неналоговым мерам поддержки (в 21,6 раз). Таким образом, за 2022 год доля налоговых льгот и неналоговых мер поддержки в общей величине выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для резидентов данной ИНЛ, вошедших в периметр анализа, составляла 40,8% и 59,2% соответственно.
В ТОП-3 отраслей по объему выручки за период анализа вошли отрасли по добыче и обогащению угля и антрацита (12,0%), добыче руд прочих цветных металлов (11,7%), а также по производству автотранспортных средств (10,3%).
По результатам анализа доля выручки "красных" налогоплательщиков, у которых применение предусмотренных режимом налоговых льгот и неналоговых мер поддержки формирует сверхдоходность, в общей величине выручки по режиму выросла по сравнению с анализом за прошлый год с 22,5% до 36,5%. При дальнейшей отраслевой дифференциации выявлены отрасли (всего 37 ОКВЭД) с наиболее прибыльными компаниями, применяющими режим.
Таблица 2. ТОП-5 по выручке отраслей, в которых выявлена сверхдоходность или низкая инвестиционная активность
Выручка по отрасли <*>, млрд |
Операционная рентабельность за последний год <**> |
Операционная рентабельность за период <***> |
||||
Деятельность в области инженерных изысканий, инженерно-технического проект-я, управления проектами строит-ва, выполнения строит. контроля и авторского надзора, предоставление технических консультаций в этих областях |
||||||
Переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков |
||||||
--------------------------------
<*> Сумма средних значений выручки в рамках отрасли по всем резидентам за период анализа.
<**> Средневзвешенная по выручке на основе имеющихся данных за последний год периода анализа.
<***> Средневзвешенная по выручке на основе данных за весь период анализа.
Таким образом, режим ТОР в ДФО требует "донастройки", например, для новых резидентов в части ограничения видов деятельности, которые могут пользоваться налоговыми льготами и неналоговыми мерами поддержки.
На основе результатов анализа эффективности ИНЛ подготовлены предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, направленные на совершенствование налогового регулирования режима ТОР в ДФО (более подробно см. "Результаты анализа эффективности ИНЛ").
- около 80% заявленных капитальных вложений в ТОР в ДФО приходится на крупные инвестпроекты, с инвестициями свыше 100 млрд руб., применяющих также иные налоговые льготы и неналоговые меры поддержки помимо предусмотренных ТОР (например, вычеты по акцизам для нефтехимии),
- существует низкий уровень взаимодействия региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления с бизнесом в части оценки экономической эффективности инвестиционного проекта, планируемого к реализации в статусе резидента ТОР,
- отсутствует система ответственности (в том числе финансовой) субъектов Российской Федерации и управляющей компании за недостижение показателей, ранее установленных в заключенных соглашениях,
- не представляется возможным подтвердить источники заемного финансирования по инвестиционным проектам, планируемым к реализации на преференциальном режиме (банковские гарантии предоставляются в случае получения статуса резидента до подписания соответствующего соглашения),
- происходит неэффективное использование средств федерального бюджета ввиду строительства невостребованных объектов инфраструктуры, а также возникают риски для федерального бюджета в части предоставления налоговых льгот для проектов, вероятность успешной реализации которых низкая.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей