См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, утв. Минфином России.

Развитие системы учета, контроля и оценки налоговых расходов

В 2022 - 2023 гг. продолжена работа по совершенствованию нормативно-правовой базы и методологии оценки эффективности налоговых расходов.

В Правила формирования перечня налоговых расходов РФ и их оценки внесены изменения, предусматривающие:

- установление общих принципов предварительной оценки налоговых расходов на стадии разработки проекта нормативного правового акта в упрощенном формате, включающих информацию о соответствии проектируемых налоговых льгот (преференций) целям госпрограмм и (или) целям социально-экономической политики, потенциальном уровне востребованности, оценку вклада в изменение показателей госпрограмм и (или) целевых показателей социально-экономической политики и оценку совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) проектируемых налоговых льгот (преференций);

- закрепление возможности проведения упрощенной оценки в отношении налоговых расходов, по которым отсутствуют фискальные характеристики либо срок их действия составляет менее одного года.

Проведена оценка востребованности всех налоговых льгот (преференций), а также оценка совокупного бюджетного эффекта стимулирующих налоговых расходов в отношении 100% налоговых расходов. Охват налоговых расходов, по которым проводится оценка их эффективности с учетом согласованных/утвержденных методик, составляет около 4,3 трлн рублей (более чем 50% от общего объема).

Таблица 1.3.1. Объем налоговых расходов Российской Федерации в 2020 - 2026 гг. (по видам налогов и сборов)

млрд рублей

2020

2021

2022

2023 <1>

2024 <1>

2025 <1>

2026 <1>

НАЛОГОВЫЕ РАСХОДЫ <2>

5 493,3

7 711,7

8 734,2

9 084,3

9 769,6

10 840,5

11 771,8

1. НЕФТЕГАЗОВЫЕ

1 826,3

2 976,1

3 320,5

3 437,6

3 655,5

4 273,9

4 750,8

в т.ч. базовые НГД

1 847,4

1 822,7

1 930,0

3 124,2

3 092,1

3 611,6

4 013,3

1.1. Нефть

1 132,0

1 564,7

1 873,2

1 909,1

2 134,9

2 597,1

3 039,0

1.2. Газ

608,1

1 133,2

1 336,6

1 349,3

1 289,1

1 457,9

1 505,7

в т.ч. СПГ

225,0

235,6

273,0

256,1

218,4

237,1

264,7

1.3. СРП <3>

86,2

278,2

110,7

179,2

231,5

218,8

206,1

2. НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ

3 666,9

4 735,6

5 413,6

5 646,7

6 114,1

6 566,6

7 020,9

НДС

1 962,6

2 257,6

2 512,9

2 639,1

2 923,6

3 123,5

3 329,3

налог на прибыль <4>

280,3

515,6

410,6

417,0

455,1

479,1

501,2

страховые взносы

341,2

644,2

826,2

919,3

1 052,5

1 129,4

1 211,3

ввозные пошлины

96,7

123,9

279,5

57,7

41,1

42,3

42,9

имущественные налоги

395,0

432,1

463,0

503,1

544,5

589,4

618,0

прочие налоги

591,1

762,4

921,4

1 110,4

1 097,4

1 202,8

1 318,2

--------------------------------

<1> оценка Минфина России

<2> без учета информации по выпадающим доходам по отдельным налоговым расходам в связи с отсутствием исходных данных (например, налоговые расходы, связанные с применением ускоренной амортизации), но с учетом налоговых льгот, освобождений и иных преференций с датой начала действия начиная с 1 января 2024 года, предлагаемые Министерством финансов Российской Федерации к включению в Перечень налоговых расходов Российской Федерации.

<3> учитываются поступления от уплаты налогов (в налоге на прибыль поступления сверх общеустановленной ставки налога) и сборов, применяемых в рамках указанного специального режима, а также выпадающие доходы, связанные с применением льготных ставок в рамках режима СРП.

<4> рост налоговых расходов по налогу на прибыль организаций в 2021 году связан с значительным ростом прибыли прибыльных организаций, а также введением новых льгот.

Для проведения оценки эффективности действующих инвестиционных налоговых льгот в 2022 году запущена в эксплуатацию аналитическая система "Эффективность льгот", функционал которой позволяет:

- оценить влияние инвестиционных налоговых льгот (преференциальных налоговых режимов) на финансово-экономические показатели деятельности налогоплательщиков в сопоставлении со среднеотраслевыми индикаторами;

- оценить влияние инвестиционной налоговой льготы (преференциального налогового режима) на динамику инвестиций, занятости, расходов на оплату труда и НИОКР;

- сделать вывод об эффективности предоставленных инвестиционных налоговых льгот (преференциальных налоговых режимов) и потребности по их "донастройке".

С использованием системы в 2022 - 2023 гг. был проведен анализ эффективности действующих инвестиционных налоговых льгот (35 инвестиционных налоговых льгот с 2017 по 2022 годы).

Инвентаризация налоговых расходов, расширение периметра их ежегодной оценки, использование аналитической системы позволили:

- выявить налоговые льготы, не соответствующие критериям целесообразности и результативности. По итогам такой оценки готовятся предложения о сохранении (уточнении, отмене) льгот для плательщиков;

- подготовить предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, направленные на совершенствование налогового регулирования ряда преференциальных налоговых режимов для новых резидентов (участников), включающие:

- введение ограничения суммы налоговых льгот суммой фактически осуществленных расходов на капитальные вложения и (или) НИОКР;

- установление обязательного требования о формировании и сдаче годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в ФНС России в электронной форме для сохранения возможности применения налоговых льгот;

- установление возможности применения резидентами (участниками) налоговых льгот только при выполнении "контролируемых показателей", установленных соглашением об осуществлении деятельности либо договором об условиях деятельности;

- сформировать выводы о целесообразности корректировки параметров режима НДД в части:

- исключения возможности формирования сверхдоходности "выработанных" участков в 3-ей группе НДД и перенос даты начала применения вычета для "выработанных" участков на 1 января 2027 года;

- продления ограничения переноса убытков по НДД в размере не более 50% до 31 декабря 2026 года;

- перевод на НДД участков недр, у которых доля фактической добычи сверхвязкой нефти (СВН) от общей по участку превышает 70%.