В 2022 - 2023 гг. продолжена работа по совершенствованию нормативно-правовой базы и методологии оценки эффективности налоговых расходов.
В Правила формирования перечня налоговых расходов РФ и их оценки внесены изменения, предусматривающие:
- установление общих принципов предварительной оценки налоговых расходов на стадии разработки проекта нормативного правового акта в упрощенном формате, включающих информацию о соответствии проектируемых налоговых льгот (преференций) целям госпрограмм и (или) целям социально-экономической политики, потенциальном уровне востребованности, оценку вклада в изменение показателей госпрограмм и (или) целевых показателей социально-экономической политики и оценку совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) проектируемых налоговых льгот (преференций);
- закрепление возможности проведения упрощенной оценки в отношении налоговых расходов, по которым отсутствуют фискальные характеристики либо срок их действия составляет менее одного года.
Проведена оценка востребованности всех налоговых льгот (преференций), а также оценка совокупного бюджетного эффекта стимулирующих налоговых расходов в отношении 100% налоговых расходов. Охват налоговых расходов, по которым проводится оценка их эффективности с учетом согласованных/утвержденных методик, составляет около 4,3 трлн рублей (более чем 50% от общего объема).
Таблица 1.3.1. Объем налоговых расходов Российской Федерации в 2020 - 2026 гг. (по видам налогов и сборов)
--------------------------------
<2> без учета информации по выпадающим доходам по отдельным налоговым расходам в связи с отсутствием исходных данных (например, налоговые расходы, связанные с применением ускоренной амортизации), но с учетом налоговых льгот, освобождений и иных преференций с датой начала действия начиная с 1 января 2024 года, предлагаемые Министерством финансов Российской Федерации к включению в Перечень налоговых расходов Российской Федерации.
<3> учитываются поступления от уплаты налогов (в налоге на прибыль поступления сверх общеустановленной ставки налога) и сборов, применяемых в рамках указанного специального режима, а также выпадающие доходы, связанные с применением льготных ставок в рамках режима СРП.
<4> рост налоговых расходов по налогу на прибыль организаций в 2021 году связан с значительным ростом прибыли прибыльных организаций, а также введением новых льгот.
Для проведения оценки эффективности действующих инвестиционных налоговых льгот в 2022 году запущена в эксплуатацию аналитическая система "Эффективность льгот", функционал которой позволяет:
- оценить влияние инвестиционных налоговых льгот (преференциальных налоговых режимов) на финансово-экономические показатели деятельности налогоплательщиков в сопоставлении со среднеотраслевыми индикаторами;
- оценить влияние инвестиционной налоговой льготы (преференциального налогового режима) на динамику инвестиций, занятости, расходов на оплату труда и НИОКР;
- сделать вывод об эффективности предоставленных инвестиционных налоговых льгот (преференциальных налоговых режимов) и потребности по их "донастройке".
С использованием системы в 2022 - 2023 гг. был проведен анализ эффективности действующих инвестиционных налоговых льгот (35 инвестиционных налоговых льгот с 2017 по 2022 годы).
Инвентаризация налоговых расходов, расширение периметра их ежегодной оценки, использование аналитической системы позволили:
- выявить налоговые льготы, не соответствующие критериям целесообразности и результативности. По итогам такой оценки готовятся предложения о сохранении (уточнении, отмене) льгот для плательщиков;
- подготовить предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, направленные на совершенствование налогового регулирования ряда преференциальных налоговых режимов для новых резидентов (участников), включающие:
- введение ограничения суммы налоговых льгот суммой фактически осуществленных расходов на капитальные вложения и (или) НИОКР;
- установление обязательного требования о формировании и сдаче годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в ФНС России в электронной форме для сохранения возможности применения налоговых льгот;
- установление возможности применения резидентами (участниками) налоговых льгот только при выполнении "контролируемых показателей", установленных соглашением об осуществлении деятельности либо договором об условиях деятельности;
- сформировать выводы о целесообразности корректировки параметров режима НДД в части:
- исключения возможности формирования сверхдоходности "выработанных" участков в 3-ей группе НДД и перенос даты начала применения вычета для "выработанных" участков на 1 января 2027 года;
- продления ограничения переноса убытков по НДД в размере не более 50% до 31 декабря 2026 года;
- перевод на НДД участков недр, у которых доля фактической добычи сверхвязкой нефти (СВН) от общей по участку превышает 70%.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей