См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, утв. Минфином России.

4.4. БЮДЖЕТЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ

Динамика основных параметров бюджетной системы в 2024 - 2026 гг. характеризуется увеличением доходов в номинальном выражении с 68,8 трлн рублей в 2024 г. до 71,9 трлн рублей в 2026 г. Вместе с тем, на фоне роста ВВП и снижения нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2024 - 2026 гг. наблюдается сокращение доходов бюджетов бюджетной системы с 37,1% ВВП в 2024 г. до 34,8% ВВП в 2026 г.

Объем расходов по отношению к ВВП составляет 38,2% ВВП в 2024 г., 36,0% в 2025 г. и 35,5% в 2026 г. В 2023 - 2025 гг. ожидается дефицит в размере 1,1% ВВП в 2024 г., 0,4% ВВП - в 2025 г. и 0,7% ВВП - в 2026 г.

Таблица 4.4.1. Основные параметры бюджетов бюджетной системы в 2019 - 2026 гг. <*>

млрд рублей

Показатель

2019

2020

2021

2022

2023 <**>

2024

2025

2026

Доходы, всего

39 431

38 166

48 082

53 033

57 244

66 813

67 783

70 420

%% ВВП

36,0

35,5

35,5

34,6

34,5

37,1

35,6

34,8

Федеральный бюджет

20 189

18 719

25 286

27 824

28 674

35 065

33 552

34 051

без учета МБТ

20 140

18 681

25 238

27 803

28 610

34 289

33 546

34 049

Консолидированные бюджеты субъектов

13 572

14 901

17 546

19 677

21 375

22 402

23 018

24 147

без учета МБТ

11 119

11 125

13 870

15 756

17 526

19 179

20 216

21 358

Государственные внебюджетные фонды

11 615

13 555

13 810

16 375

15 342

19 661

20 246

21 477

без учета МБТ

8 172

8 360

8 974

9 474

11 108

13 345

14 022

15 013

ПФР/ФСС <***>

9 491

11 162

11 179

13 456

12 143

15 922

16 315

17 285

без учета МБТ

6 127

6 215

6 638

7 029

8 338

10 093

10 595

11 347

ФОМС

2 124

2 393

2 631

2 919

3 199

3 739

3 932

4 192

без учета МБТ

2 045

2 145

2 337

2 445

2 770

3 252

3 427

3 666

Расходы, всего

37 326

42 481

47 062

55 186

61 686

68 801

68 599

71 860

%% ВВП

34,1

39,5

34,8

36,0

37,2

38,2

36,0

35,5

Федеральный бюджет

18 215

22 822

24 762

31 119

31 675

36 661

34 383

35 587

без учета МБТ

12 402

13 944

16 314

20 488

23 897

27 527

25 789

26 856

Консолидированные бюджеты субъектов

13 568

15 578

16 886

19 626

21 460

22 446

23 048

24 124

без учета МБТ

13 457

15 460

16 785

19 429

21 193

22 144

22 717

23 709

Государственные внебюджетные фонды

11 489

13 091

13 975

15 285

16 699

20 011

20 202

21 404

без учета МБТ

11 468

13 077

13 962

15 270

16 596

19 130

20 094

21 295

ПФР/ФСС <***>

9 301

10 731

11 406

12 487

13 464

15 501

16 237

17 193

ФОМС

2 187

2 360

2 570

2 797

3 235

3 886

3 966

4 210

без учета МБТ

2 167

2 347

2 556

2 783

3 132

3 629

3 857

4 102

Дефицит, всего

2 105

-4 315

1 020

-2 153

-4 442

-1 988

-816

-1 440

%% ВВП

1,9

-4,0

0,8

-1,4

-2,7

-1,1

-0,4

-0,7

--------------------------------

<*> без учета накопительной составляющей пенсионной системы;

<**> оценка;

<***> до 2023 г. аналитическое объединение параметров ПФР и ФСС

В структуре расходов бюджетов бюджетной системы по разделам классификации расходов в 2024 - 2026 гг. основную долю продолжат занимать расходы на социальную политику (порядка 11,4% ВВП в среднем за 2024 - 2026 гг.). Расходы на человеческий капитал (образование, здравоохранение) в течение планового периода ожидаются на уровне 7,1% ВВП.

Таблица 4.4.2. Структура расходов бюджетов бюджетной системы

в 2019 - 2026 гг. <*>

млрд рублей

Показатель

2019

2020

2021

2023 <**>

2024

2025

2026

% ВВП

% ВВП

% ВВП

% ВВП

% ВВП

% ВВП

% ВВП

Всего

37 326

34,1

42 481

39,5

47 062

34,8

60 277

36,3

68 801

38,2

68 599

36,0

71 860

35,5

из них:

Общегосударственные вопросы

2 321

2,1

2 537

2,4

2 837

2,1

3 723

2,2

3 542

2,0

3 902

2,0

4 144

2,0

Национальная оборона

2 999

2,7

3 171

2,9

3 575

2,6

6 466

3,9

10 840

6,0

8 602

4,5

7 482

3,7

Нацбезопасность и правоохрана

2 234

2,0

2 392

2,2

2 504

1,9

3 485

2,1

3 666

2,0

3 572

1,9

3 725

1,8

Национальная экономика

5 172

4,7

6 041

5,6

7 236

5,3

8 812

5,3

8 879

4,9

8 393

4,4

8 943

4,4

ЖКХ

1 575

1,4

1 591

1,5

2 172

1,6

2 853

1,7

3 110

1,7

2 755

1,4

2 766

1,4

Охрана окружающей среды

250

0,2

304

0,3

438

0,3

451

0,3

580

0,3

562

0,3

619

0,3

Образование

4 050

3,7

4 324

4,0

4 690

35

5 965

3,6

6 408

3,6

6 481

3,4

6 908

3,4

Культура, кинематография

588

0,5

610

0,6

652

0,5

930

0,6

1003

0,6

1001

0,5

1106

0,5

Здравоохранение

3 805

3,5

4 964

4,6

5 202

3,8

6 001

3,6

6 740

3,7

6 918

3,6

7 229

3,6

Социальная политика

12 966

11,8

15 090

14,0

15 960

11,8

19 250

11,6

20 738

11,5

21 741

11,4

22 844

11,3

Физкультура и спорт

375

0,3

401

0,4

438

0,3

549

0,3

576

0,3

592

0,3

620

0,3

СМИ

156

0,1

174

0,2

171

0,1

182

0,1

181

0,1

154

0,1

159

0,1

Обслуживание госдолга

835

0,8

884

0,8

1 185

0,9

1 607

1,0

2 382

1,3

2 898

1,5

3 414

1,7

Условно утвержденные расходы

-

-

-

-

0

0,0

860

0,5

1 779

0,9

--------------------------------

<*> без учета накопительной составляющей пенсионной системы;

<**> с учетом сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 1 сентября 2023 г.

Сформированный на основе изложенных выше основных направлений бюджетной политики проект федерального бюджета на 2024 - 2026 годы должен стать одним из ключевых инструментов экономической политики, обеспечивающих финансовую и ценовую стабильность, повышение потенциала развития экономики и достижение национальных целей развития.

Бюджетные параметры предусматривают сохранение экспансивной направленности бюджетной политики в 2024 году с полной нормализацией и выходом на параметры, соответствующие "бюджетному правилу" с 2025 года.

Формирование основных параметров федерального бюджета на основе обозначенных подходов, с одной стороны, позволит обеспечить поддержку экономики и завершение периода перестройки хозяйственных связей, а с другой стороны, будет содействовать сохранению доверия к целостности и предсказуемости конструкции проводимой макроэкономической политики, устойчивому развитию и структурным изменениям в экономике на среднесрочном горизонте.

Структура расходов федерального бюджета предполагает выделение в приоритетном порядке бюджетных ассигнований на реализацию задач, поставленных Президентом Российской Федерации Федеральному Собранию, национальных проектов, а также инициатив социально-экономического развития Российской Федерации. В бюджете учтены направления по финансированию технологического развития и поддержку инфраструктуры, обеспечение безопасности страны и интеграцию новых регионов. Особенный приоритет акцентирован на мерах по снижению бедности и поддержке семей с детьми.

На достижение национальных целей развития ориентированы как национальные проекты, так и мероприятия государственных программ в рамках Единого плана по достижению национальных целей развития (на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года).

Развитие института госпрограмм, совершенствование проектных принципов управления, обновление подходов к обзорам бюджетных расходов, совершенствование системы государственных закупок, развитие единой системы учета, контроля и оценки налоговых расходов, а также внедрение современных технологий планирования и исполнения бюджета будут ключевыми мерами операционной эффективности для повышения вклада мер государственной поддержки в достижение национальных целей развития.