Актуальная организационно-управленческая модель
В большинстве субъектов Российской Федерации внедрена Целевая модель, которая позволяет сформировать современные организационно-управленческие и научно-методические механизмы обновления содержания методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей.
Одной из ключевых задач Целевой модели является обновление методов и содержания дополнительного образования детей в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями, интересами семьи и общества.
Целевая модель устанавливает общие требования к порядку обновления содержания дополнительных общеразвивающих программ и методов обучения.
Вертикальный механизм обновления содержания и технологий дополнительного образования детей включает выстраивание саморегулирующей системы взаимодействия организационно-методических ресурсных центров разного уровня с формированием системы обратной связи. В данной системе можно выделить следующие уровни:
Региональные модельные центры дополнительного образования детей и муниципальные опорные центры;
Региональные ресурсные центры по сопровождению направленностей;
Региональные центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.
Федеральные ресурсные центры (далее - ФРЦ) обеспечивают методологическую поддержку, актуализацию методик и технологий обучения. Осуществляют подготовку методических рекомендаций и учебных пособий по направленности, создает условия (научно-педагогические и организационно-методические) для вовлечения обучающихся в актуальные программы дополнительного образования. ФРЦ может проводить экспертизу образовательных программ и учебно-методических материалов, планируемых для реализации и/или апробации на территории Российской Федерации.
Одна из важнейших функций ФРЦ - осуществление программно-методического и наставнического сопровождения апробации дополнительных общеразвивающих программ. Также ФРЦ осуществляет информационно-аналитическое сопровождение направленности, в том числе в форме регулярных вебинаров, консультаций, организации форумов, мастер-классов.
ФРЦ может осуществлять запрос информации для информационного сопровождения событий и проектов в области дополнительного образования детей, аккумуляцию лучших практик по реализации программ дополнительных общеразвивающих программ, предоставление возможности для обмена передовым опытом между педагогами, реализующими дополнительные общеразвивающие программы.
В настоящий момент созданы и осуществляют свою деятельность следующие ФРЦ:
Федеральный ресурсный центр развития дополнительного образования детей естественно-научной, технической, туристско-краеведческой направленностей, а также сферы организации отдыха и оздоровления детей (ФГБОУ ДО ФЦДО, сайт https://fedcdo.ru/);
Федеральный ресурсный центр дополнительного образования художественной и социально-гуманитарной направленностей (ФГБУК "ВЦХТ", сайт http://vcht.center/);
Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания (ФГБУ "ФЦОМОФВ", сайт фцомофв.рф).
Региональные ресурсные центры по сопровождению направленностей (далее - РРЦ) и региональные модельные центры дополнительного образования детей (далее - РМЦ) выстраивают систему сопровождения инноваций федерального проекта "Успех каждого ребенка" (Кванториум, ИТ-куб, новые места дополнительного образования и др.) по направленностям на основе актуальных для специфики направленности методологических и методических решений и технологий, но с учетом региональных особенностей (включая запрос реального сектора экономики).
РРЦ и РМЦ выполняют следующие функции: ресурсного, учебно-методического, организационного (выступать операторами муниципальных (региональных) этапов федеральных конкурсов, экспертно-консультационного и социокультурного центра в региональной системе дополнительного образования детей, обеспечивающего согласованное развитие соответствующей направленности.
Муниципальные (опорные) центры (далее - МОЦ), в свою очередь, осуществляют взаимодействие с региональными модельным и ресурсным центрами, выступают операторами их деятельности на местах. МОЦ наделены функциями по организационному, методическому и аналитическому сопровождению и мониторингу развития системы дополнительного образования детей на территории соответствующего муниципального образования.
При этом, на муниципальном уровне, а также в рамках многопрофильных центров дополнительного образования, модель "Диалог наук" (естественно-научная направленность) может быть реализована в формате "Экостанции" районного или муниципального уровней. При наличии в субъекте Российской Федерации профильного эколого-биологического центра (центра экологии, краеведения и туризма/станции юных натуралистов и т.д.), осуществляющего образовательную деятельность по программам естественно-научной направленности и выполняющего функции РРЦ по развитию дополнительного образования естественно-научной направленности, такой центр автоматически принимает на себя функцию региональной Экостанции и координирует деятельность аналогичных районных и муниципальных структур). Следует отметить, что термины "Экостанция" и "Станция юных натуралистов"/"Эколого-биологический центр"/"Центр экологии, краеведения и туризма" являются синонимичными и не предполагают создания отдельного подразделения или отдела "Экостанция" при отсутствии такой необходимости.
Региональные центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи обеспечивают развитие и совершенствование системной работы по развитию таланта в каждом субъекте Российской Федерации. Одной из важных задач данных центров является проведение мониторинговых исследований, способствующих формированию образовательной политики региона в области выявления, сопровождения и дальнейшего развития проявивших выдающиеся способности и высокомотивированных детей и молодежи в соответствии с задачами социально-экономического, научно-технологического и промышленного развития региона, что требует высокого уровня коммуникации и сопряжения деятельности с РРЦ, РМЦ и МОЦ субъекта Российской Федерации.
Важно отметить, что для успешной скоординированной работы по управлению обновлением содержания в субъекте Российской Федерации, необходимо согласованное межуровневое и межведомственное взаимодействие исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций (в том числе научных учреждений), в целях которого создаются и начинают функционировать межведомственный совет и муниципальные межведомственные рабочие группы по внедрению и реализации Целевой модели.
Ключевая роль в вопросах обновления содержания, методов и технологий отводится региональному модельному центру и муниципальным опорным центрам дополнительного образования детей как региональному оператору и муниципальным опорным центрам.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей